1. «Стихотворения и поэмы» Арсений Тарковский, издательство «Литературный музей», 2015
Это первая прочтенная книга из купленных мной на прошлогодней ярмарке нонфикшн в Москве.
https://chugaylo.livejournal.com/406269.htmlВообще-то я туда, на ярмарку поехал целенаправленно и Тарковского покупать не собирался, но увидев этот строгий, светло-серый том, не удержался, открыл, выпала страница 71 «Пускай меня простит Винсент Ван-Гог, За то, что я помочь ему не мог…». Читаю и понимаю, что сильно пожалею, если это стихотворение не будет у меня всегда под рукой.
В книгу вошли вещи, отобранные самим Тарковским в 1982 году для «Избранного», а также произведения, которые туда не были включены (в том числе по цензурным причинам, например, Чистопольская тетрадь).
Книгу читал дома, в электричку не брал, приходил домой и каждый раз радовался, что прочитаю сегодня еще несколько новых стихотворений, и может быть среди них будет стих, который захочется выучить наизусть, как Ван Гога.
2. «Люди и собаки» Доминик Гийо, изд. «Новое литературное обозрение», 2017
Книга французского философа оставила противоречивое впечатление. Благодарен ей за то, что теперь лучше (как мне кажется) стал понимать нашу Грейс, но местами автор так углубляется в методологию исследования феномена собаки, в анализ различных подходов к таким исследованиям, что становится скучновато.
Собаки уникальные животные благодаря многовековому проживанию рядом с человеком, автор считает, что у собак и волков был общий прародитель и рассказывает об эволюционных механизмах, которые позволили в очень короткий срок собакам настолько разойтись по своим признакам с волками. Мы склонны приписывать собакам человеческие качества (антропоморфизм), но нужно помнить - они не могут думать о мыслях, они не рефлексируют, не оценивают свое и чужое поведение, они думают только о том, что сделать, чувство вины, стыда им неведомо. Главное умение собак - они четко ориентируются в иерархии отношений среди тех (людей, собак, других животных), где живут. В отличие от волков у них нет жесткого стремления к доминированию в «стае», их психика гораздо гибче.
С удивлением узнал из книги, что, оказывается, знаменитый физиолог Иван Петрович Павлов ошибался в интерпретации результатов своих опытов!
«Конечно, собака очень любит поесть. И всё-таки она может быть кем угодно, только не… циником. На самом деле естественный отбор создал её такой, что для неё нет ничего более важного в этом мире, чем социальные отношения, особенно отношения с человеком… Для собаки условный сигнал - лампочка или звонок - служит прежде всего социальным раздражителем, означающим предстоящее взаимодействие с человеком, а не только получение пищи».
3. «Тётушка Хулия и писака» Марио Варгас Льоса, изд. «Азбука» 2012
Забавный, изобретательно построенный автобиографический, насколько я могу судить, роман нобелевского лауреата о его первой влюбленности, начале литературной деятельности, о Лиме 50-х годов прошлого века. Живо написанный с яркими персонажами, один неподражаемый Педро Камачо чего стоит - сценарист, режиссер и актер радиосериалов. Стиль напомнил мне Курта Воннегута, но гораздо менее жесткий по отношению к обществу, которое он описывает, и более многословный. Получил удовольствие. Есть там и полезные советы. Вот, например, от психотерапевта Люсии Асемилы (персонаж одного из сериалов Педро Камачо):
«Своевременные и завершенные отправления желудка просветляют разум и успокаивают душу. И напротив: вялый, плохо переваривающий пищу желудок порождает грустные мысли, портит характер, вызывает комплексы и половые извращения, толкает на преступные деяния и в результате провоцирует необходимость выместить на других свои муки из-за неспособности освободить кишечник.
Потом она велела ему вплоть до новых указаний ежедневно натощак есть полдюжины чернослив».