"Манарага" Владимира Сорокина

Feb 17, 2018 21:32



"- Вылезай, лохмата-а-ай! - пробасил Толстой, и дети закричали, запрыгали и захлопали в ладоши.
Мамонт просунул хобот между пальцами Толстого и затрубил. Взрослые засмеялись, дети запрыгали.
Мамонт был размером с овчарку, весь покрытый буро-рыжей шерстью; тело его пропорционально соответствовало телу взрослого мамонта, разве что спина горбилась сильнее, а волосатый хвост почти касался земли; голова же заметно торчала над телом, и макушка топорщилась шерстью, что придавало зверю комический вид".
Толстой, великан, идущий к народу, с мамонтом в коробе за спиной, преодолевающий опасную, по причине начинающегося ледохода, реку, не просто литературная фантазия Владимира Сорокина (рукопись с рассказом одного из героев "Манараги"), но, скажем так, это метафизический образ реального Льва Толстого, на котором "весь свет держится".
На Руси любят великанов. Добрых. Простых. Которым запросто поймать мамонта и упрятать его в свой короб, а затем ходить с ним "в народ"...
Вот Ленин для народа был и остаётся этаким "великаном". Крестьянин не мог поверить в 20-е годы, что Ленин - какой-то злобный коротышка. "Не может быть такого!.."
Василий Розанов, метко "критиковавший" Льва Толстого, горестно заявил после смерти графа: всё, кончилась литература, ничего не хочется после Толстого читать.
Аналогичного мнения придерживались все значительные персоны той литературной эпохи.
Лев Толстой - исполинская фигура не только в русской литературе, но и в мировой, я не знаю кого я могу поставить рядом с ним, чтобы тот был вровень с головой Толстого.
Гора.
Ласковая, улыбающаяся, с мамонтёнком под мышкой.
И здесь, наверное, в своей "Манараге", Сорокин сознательно, с весёлой почтительностью, делает поклон Толстому.
Да. Толстому.
Достоевский, Солженицын - далеко позади. О Шолохове - говорить нечего.
Но разве что... Набоков.
Но на Набокове вкусно готовить пищу. Набоков для гурманов. Сгодится всем ценителям изысканных кушаний.
А Толстой...
700 000 рублей. Литературная премия "НОС" за 2017. + приз читательских симпатий.
Не за авантюрную же историю подпольного повара, готовящего для богатых клиентов всевозможные яства на горящих музейных реликвиях присуждена премия!
Сорокин не так прост, как кажется на первый взгляд, - тому же критику Льву Данилкину, высмотревшему в романе процесс превращения великого и ужасного Сорокина в "конформиста" (и зря это он, мол, обстёбывает, к примеру, Захара Прилепина).
"Манарага" - весёлая, лёгкая, ироничная книжка, оставляющая приятное впечатление.
Однако, ценность романа заключается не в сюжете, а в стиле писателя, служащем ключом для понимания значения гиганта Толстого. Для понимания вообще литературы в целом.
Читая "Манарагу", чувствуешь огромную любовь писателя к бумажной книге.
Книга...
Она никогда не пропадет.
Не будет "съедена".
Сожжена.
Расщеплена на молекулы.
Конец книги собственно конец человека.

Сорокин, книги, #книги

Previous post Next post
Up