Капитуляция

Nov 26, 2016 12:00

Ко всё тому же противопоставлению "культуры знания" (помнить и уметь применить) и "культуры навыка" (уметь быстро и вовремя найти и воспользоваться).

" Раньше была ситуация, когда имело смысл хранить любую книгу - даже ненужную, вдруг пригодится, а где взять? ... Сейчас вдруг тонны знаний стали ненужными. Интересная деталь: многие онлайновые библиотеки стали платными. Многим стало понятно, что в сети есть далеко не все. И все же людей, хранящих на дисках знания, очень немного, большинство решило считать знания заменимыми. Пусть даже многие книги не сканированы, пусть многие закрыты на три замка и мало доступны - все равно их так безумно много, что они все вместе не ценны.

... Многое объясняет "освоить методом проб и ошибок". Прежде совок и лопату продавали с инструкцией по применению, теперь компьютер без нее. Андроид, который у каждого в кармане - не описан и таинственен. И люди делятся секретами, как его укротить. Но не фанатеют и могут легко обойтись.

Отношение к ремонту: легче выбросить и купить новый андроид за месячную зарплату (или за ее половину), чем ремонтировать морально устаревший.

Моральное устаревание книг. Не знания в них стали не ценны - сама тяга к этим знаниям морально устарела
"

Мне в этом смысле поразительна собственная быстрая капитуляция. При том, что в общем и целом я довольно консервативен, но вот "культуру навыка" принял как безусловно куда более прогрессивную и "правильную". Не то чтобы сразу и безоговорочно, но довольно быстро, даже как для отдельного человека.

Когда-то я получал огромное удовольствие от того, что кто-то в разговоре упоминает вот только-только вычитанный исторический анекдот, а я эту историю не только знаю, но могу сообщить и альтернативную версию событий тоже, или дополнить историю, или продолжить её. Кайф эрудита это кайф не всезнайки, а зазнайки. (А энциклопедисты это и в целом наркоманы почище героиновых.) А потом, вдруг, мне это стало совершенно безразлично. Вплоть до неучастия в подобных разговорах. Вплоть до потери интереса к полемике как таковой: есть моё мнение, есть мнение перпендикулярное, высказали, обозначили позицию, а дальше - зачем? Для бесконечного обмена ссылками, фактами и цитатами? Но для чего?

Плюс - полнейшее безразличие к бумажным книгам. Более того - я их в бумажном виде за последние десять лет попросту разучился читать - они стали для меня "долгими", мне не хватает ритмичного движения пальца для перемотки страниц, у меня кончилось терпение для того, чтобы дождаться момента очередного перелистывания. Но и не бумажные книги (статьи, фильмы, ссылки) - они ведь тоже потеряли любую, мало-мальскую ценность. Пока пылятся где-то в утробе памяти ноутбука - пусть будут. Надо снести в очередной раз операционку - пусть пропадают, не жалко.

А ведь я при этом совсем не тот, кто обучает "секретам и укрощениям андроида". Ровно наоборот - я тот, кого им, этим секретам, учат. Я до сих пор, после стольких лет в интернете, плохой и неумелый пользователь поисковиков, и вообще не слишком технически грамотен в смысле софта. У меня даже лень до сих пор, и та специфична - я скорее потрачу полчаса на рытьё в компьютере (если я помню, что где-то там искомое есть), чем за пару минут найти то же самое в гугле. То есть по всему набору характеристик я - это человек вчерашнего дня, человек "культуры знания". А веду (и, главное - чувствую) себя при этом как человек "культуры навыка" - вот что странно и удивительно. То, что я так быстро сдался - это слабость или мудрость?

Троллейбусное, образование, человековедение

Previous post Next post
Up