Евгений Иванов. Богословие воскресного дня (возражения по существу аргументов от Писания)

Aug 19, 2013 17:32

«Православное богословие воскресного дня есть осуществляющееся Церковью деятельное осмысление воскресения Господа Иисуса Христа как основы христианской веры. Воскресение Христово произошло «в первый день недели»[1] (Мк. 16:9), в связи с чем этому дню со времён апостолов было усвоено особое значение в жизни Церкви и название «день Господень»
С особой силой значение воскресения выразил святой апостол Павел, который говорит: «а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14). Мысль эта проходит через весь Новый Завет, в книгах которого раскрываются разные аспекты веры в воскресение. Так, апостол Павел указывает, что Бог «открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мёртвых» (Рим. 1:4); что Христос «воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Павел благовествовал афинянам «Иисуса и воскресение» (Деян. 17:18). Апостол Пётр говорит о том, что через воскресение Христово Бог возрождает верующих «к упованию живому» (1 Пет. 1:3). В книге Деяний написано: «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа» (Деян. 4:33). Этих и другие стихи (напр., Деян. 2:31, 4:2) свидетельствуют о воскресении Господа как основе христианской веры».

День воскресный не равен событию воскресения. Здесь происходит подмена понятия.
Соответственно второй абзац о значимости воскресения (что «да» и «аминь») не подтверждает значимости воскресного дня.

«Почитание воскресного дня началось с апостольских времён. В Священном Писании есть свидетельства об этом. Так, в книге Деяний говорится:  «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» (Деян. 20:7). Таким образом, в воскресный день ученики собирались вместе для совершения Евхаристии, а также слушания проповеди».

Павел праздновал Вечерю с христианами Троады в первый день недели (т.е. вечером в субботу или вечером в воскресенье). Это так, но означает ли это, что теперь суббота - не день покоя и ее место заняло воскресенье?
Для ответа на этот вопрос необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
  1. Если Лука придерживался иудейского календаря, а такой вывод можно сделать на основании Деян. 27:27, 33, то собрание в Троаде проходило после окончания субботы до полуночи (ст. 7) и даже до утра (ст. 11).
  2. Это необычное время объясняется тем, что Павел проводил прощальное собрание (ст. 7, 11), собственно, поэтому оно и упоминается.
  3. Раннехристианская община праздновала Вечерю не только в определенный день недели (Деян. 2:46).
  4. Упоминание о первом дне недели имеет исключительно хронологический характер, поскольку эта часть книги повествует о путешествии Павла и постоянно указывает на время (20:3, 6, 7, 15, 16; 21:1, 4, 7, 8, 10).
«Это место не может служить доказательством, ведь предстоящий уход апостола Павла объединил небольшую общину на братской Вечере, где апостол проповедовал, и это никак не связано с тем, праздновала ли церковь воскресенье или нет» (Neander A. Allgemeine Geschichte der christlichen Religion und Kirche, I/2, S. 339).

«Подразумевая регулярность воскресных собраний, апостол Павел наставляет именно в этот день отлагать средства на нужды Церкви: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние» (1 Кор. 16:2)».

При внимательном чтении этот стих скорее свидетельствует против празднования воскресенья, чем за него. Здесь речь идет о том, что верующие не в церкви, а у себя самих (пар хеауто΄) - в пер. РБО: «Пусть каждый из вас в первый день недели откладывает дома кто сколько может» - должны откладывать средства для поддержания нуждающихся общин Иудеи (2 Кор. 8:14; Деян. 11:29). Таким образом, каждый должен был после субботнего покоя, в начале новой недели, прежде чем приступить к делам, вспомнить о нуждающихся собратьях.
«Еще менее в качестве доказательства можно использовать 1 Кор. 16:2. Здесь всё легко объясняется, если думать об обычном начале недели в гражданской жизни» (Neander A. Allgemeine Geschichte der christlichen Religion und Kirche, I/2, S. 339).
А. Дейссманн предполагает, что первый день недели был днем расчета с работниками в языческом мире (Deissmann A.Encyclopedia Biblica III, 2813).
В Откровении апостол Иоанн Богослов сообщает, что он «был в духе в день воскресный[3]» (Откр. 1:10). Святой Андрей Кесарийский передаёт мысль апостола так: «Я, объятый Святым Духом, приобретя духовный слух, услышал в чтимый, ради воскресения, более других день Господень голос по звучности подобный трубе»[4].
«В день Господень объял меня Дух Божий, и услышал я за спиной громкий, звучавший как труба голос» (пер. под ред. М.П. Кулакова).
В этом месте Иоанн упоминает кюриаке΄ хеме΄ра - «день Господень» - что на основании Библии может иметь только два значения:
  1. Синонимом для кюриаке΄ хеме΄ра может быть хеме΄ра кюри΄у (1 Фес. 5:2; 2 Петр. 3:10), т.е. день Второго пришествия Христа. В таком случае Иоанн должен был в духе пережить пришествие Христа (Ветштайн, Брунс).
  2. Или же речь может идти о субботе, которую Писание называет «святым днем Господним» (Ис. 58:13). Фактически в апокрифических «Деяниях Иоанна» 6:19 (вторая половина II в.) седьмой день обозначается как день, принадлежащий Господу.
Поскольку день пришествия библейские авторы обычно описывали выражением хеме΄ра кюри΄у, а не кюриаке΄ хеме΄ра, то второе значение кажется более вероятным.
В этом тексте «день Господень» ни в коем случае не может означать воскресенье *, так как Иоанн, подобно другим библейским авторам, неизменно называет воскресенье первым днем недели (Ин. 20:1, 19; Мк. 16:2, 9; Лк. 14:1). Лишь в апокрифическом «Евангелии Петра» (вторая половина II в.) ст. 35 и ст. 50 кюриаке΄ хеме΄ра относится к дню, когда Христос воскрес.

* В Синодальном переводе этот текст переведен как «день воскресный», что представляет собой толкование, а не перевод; то же в комментарии к переводу «Радостная Весть» (учебное издание, РБО, 2006. С. 518): «День Господень - первое в христианской литературе свидетельство того, что христиане уже посвятили Господу первый день недели, т.е. день, который сейчас называется воскресенье».

собственно мысли, церковное

Previous post Next post
Up