ТПУ «Волоколамская» - эволюция проекта

Aug 27, 2021 20:50


Сегодня пост про второй, уже действующий транспортно-пересадочный узел по хронологии изменения его проектов. На этот раз это «Волоколамская», и он включает одноимённые станцию метро Арбатско-Покровской линии и платформу Рижского направления Московской железной дороги (она же станция второго Московского Центрального Диаметра, далее - МЦД).


Вариант 2014-го года






В 2014-м году вышло предпроектное предложение от АО «Мосинжпроект» по переносу платформы Трикотажная на запад, ближе к действующей станции метро «Волоколамская» Арбатско-Покровской линии. Надо отметить, что ещё при сооружении данной станции метро закладывалась такая возможность, и поэтому станцию построили сразу с двумя вестибюлями, южный из которых не пользовался особой популярностью ввиду отсутствия рядом жилых домов, но именно он был ближайшим к перспективной ж/д-платформе.











На тот момент проектировщики не приняли в расчёт то, что у Трикотажной есть и свой собственный пассажиропоток. Естественно, что количество в час проходящих пересаживающихся пассажиров на станцию «Волоколамская» возрастало по их подсчётом в 10 раз относительно текущего её положения после переноса. Но вот данных на вход и выход Трикотажной здесь не было, если не считать цифры в 23700 человек в сутки, возрастающей до 40700, но вопрос в том, перешли ли бы все эти новые пассажиры на новую платформу вместо того, чтобы ехать до Тушино, оставался нераскрытым.






Основной задачей, как мне кажется, было прогнать пассажира через объекты коммерческого характера, как это хотели сделать позже при реконструкции Московского Центрального Кольца, но задумка эта уже там провалилась.






Но надо отдать должное тому, что тут в проект заложили переход надземного конкорса новой Трикотажной (впоследствии ставшей Волоколамской) через Волоколамское шоссе и автобусные остановки рядом с его выходами.






Имеется также пара рендеров, из которых понятно, что расширение Рижского направления Московской железной дороги до четырёх главных путей здесь ещё никак не учитывается, платформы показаны береговыми.






Именно это решение утверждается и попадает в том числе и в буклет 2018-го года от ГУП «МосгортрансНИИпроект», на слайде из которого уже говорится о новой платформе Волоколамская, на переносе Трикотажной:






Варианты 2018-го года






Ориентировочно, в 2018-м году, в АО «Мосгипротранс» приступили к проекту новой платформы. Но в их варианте мы видим совсем другое решение, ещё не учитывающее стандарты МЦД по оснащению конкорсов эскалаторами. Этот чертёж показывает только одну островную платформу, лестничный сход на неё и такой же лестничный сход в сторону южного вестибюля станции метро «Волоколамская» Арбатско-Покровской линии.






Впрочем, в презентации того же АО «Мосгипротранс» от 22 ноября 2018 года был представлен совсем другой вариант с двумя островными платформами и зданием конкорса, имеющим выходы к Волоколамскому шоссе:






На рендерах мы видим первую версию дизайна для остановочных пунктов на Рижском направлении для их конкорсов и крышу-«дебаркадер» над обеими островными платформами:






Подобная крыша впоследствии была реализована на остановочном пункте Славянский бульвар на Белорусском (Смоленском) направлении Московской железной дороги, ну а на Волоколамской было применено другое решение.






Вот как выглядел конкорс в нереализованном варианте:






А это островные платформы с крышей-«дебаркадером»:






Вообще, с вариантами проектов Волоколамской в конце 2018-го года вышла полная чехарда и восстановить их последовательность можно только путём логических измышлений.






2 ноября 2018 года вышел «Проект организации строительства», и там уже мы видим здание конкорса, смещённое к центру платформ, видны «коробки» под лифтовые шахты, эскалаторные и лестничные сходы (смотри выше). При этом выход к станции метро «Волоколамская» Арбатско-Покровской линии сместился западнее вместе с самим зданием конкорса.






А уже 15 ноября того же года появился следующий вариант, где обе островные платформы сдвигаются западнее относительно новой позиции конкорса, и он таким образом теперь оказывается у их восточных торцов (смотри выше). Тут также мы видим проработанный план единственного выхода к станции метро «Волоколамская» Арбатско-Покровской линии.






В конце ноября публикуется новый «Проект организации строительства», уже содержащий актуальный вариант конкорса. Но в нём показана только первая очередь строительства - одна островная платформа и выход к метро (выше).






В опубликованном также в конце ноября 2018-го года документе «Основные объемно-планировочные решения о.п. Волоколамская» были представлены и другие схемы отдельных частей данного узла. Вот уровень выхода к метро:






Более подробно схема вестибюля единственного выхода:






А это уровень островных платформ:






Тот же документ содержал и первый рендер нового варианта:






Вариант 2019-го года №1






16-го января 2019 года на «Форуме общественного транспорта» пользователь Михаил_123 публикует новый вариант проекта. В первую очередь в глаза бросается павильон выхода. Здесь мы видим отражающийся во вставке из «нержавейки» на фасаде газон перед выходом:






В течение 2019-го года станут доступны другие рендеры входного павильона:











В итоге входной павильон был существенно упрощён, но раскладка витража на входе осталась из второго (дневного) рендера, отсюда странная наклонная линия в верхней части витража:






(фото от февраля 2020-го года, автор - bluesmaker.livejournal.com)

Вариант 2019-го года №2






20 сентября 2019 года в блоге Ильи Варламова выходит рекламный материал, посвящённый МЦД. Там был опубликован рендер следующей версии проекта. Павильон входа претерпел незначительные изменения, но, как мы уже знаем, дальше его ещё больше упростят. А вот в части конкорса изменения заметней. Этот новый вариант отличается несимметричной планировкой третьего этажа платформ. У южной платформы рядом с лифтовой шахтой сделано уширение на втором этаже, тогда как у соседней (перспективной северной) такого нет.






На последнем рендере мы видим типовые островные платформы. Справа - действующая южная, слева - перспективная северная.

Строительство, ввод и перспективы

image Click to view



Строительство остановочного пункта Волоколамская началось в начале 2019 года. Новая платформа Рижского направления Московской железной дороги приняла пассажиров 23 ноября 2019-го. В перспективе при строительстве 3-го и 4-го главных путей Рижского направления должны построить ещё вторую (северную) островную платформу. Интересный факт: эскалаторы и лифт на платформе заработали только 27 марта 2020 года.






(кадр из видео от середины мая 2020-го с YouTube-канала «kosh_marius»)

МЦД, ретроспектива, Московские Центральные Диаметры, МосгортрансНИИпроект, Мосинжпроект, реконструкция, Волоколамская, Мосгипротранс

Previous post Next post
Up