Следующим транспортно-пересадочным узлом, который я хочу разобрать, это «Минская», включающий одноимённые действующую станцию Солнцевской (в перспективе - Калининско-Солнцевкой) линии метро и строящуюся сейчас на Киевском направлении Московской железной дороги платформу, будущую станцию четвёртого Московского Центрального Диаметра (далее - МЦД).
Upd. Добавлен ещё один рендер, у двух других повышен размер и качество.
До МЦД
Примерно в 2016-м году в АО «Росжелдорпроект» предложили разместить тут новую платформу на перегоне Москва-Сортировочная - Матвеевская рядом со строящейся на тот момент станцией метро «Минская» Солнцевской линии. В этом предложении фигурировали две островные платформы, расположенные частично на путепроводах над Минской улицей.
Таким образом торцы платформ оказывались с обеих сторон путепровода и в них предусматривались сходы к пешеходным тоннелям в насыпи, которые тут служили бы для сквозного прохода пешеходов вдоль Минской улицы. Такой вариант вы можете сейчас увидеть на платформе «Кунцевская» Белорусского (Смоленского) направления Московской железной дороги и станции МЦД-1.
Институт «Гипротранспуть», филиал АО «Росжелдорпроект», проектировал два арочных пролётных строения, каждое на два пути и островную платформу посередине. Конечно, никаких удобств уровня МЦД в вестибюлях тогда ещё не было предусмотрено и сама проработка проекта была довольно «сырой».
2017 год
Станция метро «Минская» Солнцевской линии открылась 16 марта 2017-го года в составе участка «Парк Победы» - «Раменки».
В 2017-м году вышел
документ, который касался строительства остановочного пункта Минская, а именно - «Оценка воздействия на окружающую среду» . В нём была уже другая, приведённая выше, схема. Островные платформы были перенесены на восток от ж/д-путепровода через Минскую улицу, а по центру расположился надземный или подземный конкорс с северным выходом к восточному выходу единственного на данный момент вестибюля станции метро «Минская» и парку Победы и южным выходом к проспекту Генерала Дорохова (южному дублёру Кутузовского проспекта). Соответственно, было уже не нужно делать пролёты нового путепровода через Минскую улицу такой большой ширины, поэтому их схему переделали на один двухпутный и два однопутных по краям. Эта схема сейчас воплощается на строящемся в центре города
Каланчёвском путепроводе.
2019 год
28 февраля 2019 года вышел другой документ, размещённый тогда на сайте ОАО «Российские железные дороги», который называется «Заключение о проведении технологического и ценового аудита по объекту «Строительство остановочного пункта Минская». Здесь приводилась схема реконструкции путепровода через Минскую улицу. На ней указан перечень этапов, согласно которому в первую очередь строятся северный однопутный и центральный (двухпутный) пролёты для нового положения 1-го, 2-го и 3-го главных путей соответственно, а также первая островная платформа. Во вторую очередь должны построить южный однопутный пролёт для 4-го главного пути.
Позже в том же 2019-м году появились два варианта схемы путевого развития Киевского направления Московской железной дороги (выше приводится её фрагмент более поздней версии). Там было всё примерно то же самое, только можно увидеть соседние участки. В частности, с востока от строящейся новой платформы Минская находится планируемая к закрытию платформа Москва-Сортировочная,
переименованная в 2021-м году в Поклонную. Также зелёным цветом показаны две платформы проектируемой новой Поклонной. То есть, одна Москва-Сортировочная будет заменена Минской и Поклонной, каждая из которых будет недалеко от станций метро (Поклонная приблизится к двум станциям «Парк Победы» Арбатско-Покровской и Солнцевской линий).
Если посмотреть предыдущие две схемы, то можно обнаружить, что конкорс по центру платформ был заменён двумя конкорсами - западный «выход к метро» (это сходы с платформ под путепровод к Минской улице) и восточный «проектируемый пешеходный мост о.п. Минская». Для организации сходов с платформ под путепровод его конструкцию компанией АО «Трансмост» была
изменена: к арочным пролётам добавились балочные, разместившиеся над зоной наземного вестибюля и пешеходного прохода вдоль восточной (чётной) стороны Минской улицы.
Вариант восточного (надземного) кокорса с выходом к парку Победы был
опубликован на официальном сайте Московской железной дороги 5 марта 2020-го года, но потом данный объект исчез из всех планов. То ли не смогли договориться с Центральным музеем Великой Отечественной Войны (Музеем Победы), который здесь расположил наземную экспозицию военной техники. То ли решили сэкономить и отложить на будущее.
2020 - 2021 годы
Западный (наземный) вестибюль и платформа стали появляться на рендерах в видеороликах телеканалов, начиная с 2020-го года. Выше мы видим, по всей видимости, первый вариант, где всё пространство под балочными пролётами нового путепровода почему-то ограничено каким-то забором.
Следующий вариант (смотри выше) более поздний. Здесь уже виден павильон наземного вестибюля, размещённого под балочными пролётами.
Далее (смотри выше) рендер, на котором павильон наземного вестибюля уже показан ближе. Видно, что это довольно схематичное решение. На следующих двух рендерах показан кассовый павильон (или что это?) у путепровода, что планируется разместить на Минской улице на пути пассажиров от павильона восточного выхода станции метро «Минская» Солнцевской линии. Рендеры показывают наземную галерею между павильоном выхода метро, кассовым павильоном и наземным вестибюлем платформы Минская:
Надеюсь, что это решение уже поменяли, иначе мы снова получим неудобный маршрут через лишний павильон для пересаживающихся пассажиров, как на крайне неудачной
Новохохловской. Заключительный рендер появился в сети 4 декабря 2020-го на официальном сайте Сергея Собянина, мэра Москвы, в очередной
части статьи про новые станции МЦД. Здесь мы видим уже более проработанной здание павильона наземного вестибюля платформы Минская:
19 августа 2021го официальный сайт Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы
опубликовал ещё один рендер этого варианта:
7-го февраля 2022-го года тот же источник
выложил ещё один новый рендер:
Строительство
Click to view
Далее предлагаю вам нарезку кадров с представленного выше видео от конца июля 2021-го года с Youtube-канала «AnVik Korzh». Вид с востока на запад:
Построены конструкции первой островная платформы. Слева будет вторая островная платформа и проложат 4-й главный путь Киевского направления.
1-й, 2-й и 3-й главные пути переложили на новые оси, и по ним теперь ходят электропоезда. Рядом с балочными пролётами ведётся выемка грунта для организации наземного пешеходного перехода между вестибюлями метро и новой платформы. Слева будет построен южный однопутный пролёт для 4-го главного пути после демонтажа остатков старого путепровода.
Далее - виды с запада на восток на строящийся транспортно0пересадочный узел «Минская». На переднем плане Минская улица и входы станции метро:
«Залиты» в бетоне лифтовая шахта и лестница в наземный вестибюль.
Кстати, хороший вопрос - влезут ли в эту «яму» два эскалатора или только 1. Вот пара фото с уровня земли от начала июля 2021-го из
отчёта авторства rajon-pride.livejournal.com:
А вот вид сверху тоже середины июля 2021-го из vk.com/razvitie_metro_msk:
По-моему, здесь поместится только один эскалатор, что печально. А лестница рядом довольно узкая что печально вдвойне.
На последнем кадре из видео с YouTube - четвертый пролёт моста через реку Сетунь, который был построен для нового положения 3-го главного пути, тем самым освободив соседний пролёт для будущего 4-го главного пути.
Перспективы
В «
Отчёте по мониторингу реализации мероприятий Программы развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла с учётом организации перспективных диаметральных маршрутов на период 2020-2024 годов во 2-м квартале 2021 года» приводятся выложенные выше сроки открытия новых и реконструируемых платформ. По этому плану в 4-м квартале 2021-го года должно состояться открытие первой очереди комплекса транспортно-пересадочного узла «Минская» (одна платформа, первая часть наземного вестибюля). В своём
видео Анатолий Коржиков (AnVik Korzh) даёт предварительный срок открытия второй очереди в августе 2022-го, при этом не указывая источник данной информации. Следует также отметить, что в части планов на 2021-й год они уже нарушаются: не была открыта в июле поле реконструкции платформа Кокошкино Киевского направления, а насчёт Апрелевки уже есть официальные
заявления про сентябрь вместо августа.
Естественно, в будущем встанет вопрос об увеличении пассажиропотока узла, которым будут пользоваться, кроме пересаживающихся, гости парка Победы и жители домов по улицам Довженко и Улофа Пальме, которым эта прямая линия МЦД-4 может быть интересней для поездок в центр, чем Солнцевская. Другим моментом являются дни массовых мероприятий - День Победы 9 мая и мусульманские праздники в расположенной рядом Мемориальной мечети «Шухада». К большому наплыву народа проектируемый узел точно не готов. Абсолютно точно придётся в будущем строить второй конкорс у платформы Минская и
нереализованный северный вестибюль станции метро «Минская» Солнцевской линии (его иллюстрируют чертежи выше и ниже), где сейчас действует только аварийный выход для распределения нагрузки между теми, кому нужна пересадка и приезжающими в парк или в мечеть.
Также с 20 июля по 2 августа 2020-го сайтом «Активный Гражданин» были проведены общественные обсуждения, на которые выставлялись материалы проекта планировки территории территорий, прилегающих к Киевскому направлению Московской железной дороги. Там была схема авторства ГАУ «НИИиПИ Ген.плана г. Москвы», фрагмент схемы можете наблюдать ниже. Здесь мы видим показанный фиолетов цветом пешеходный переход через проспект Генерал Дорохова (южный дублёр Кутузовского проспекта). Этот переход должен связать улицу Улофа Пальме с Минской взамен нарушенной развязкой пешеходной связи. Логично было предусмотреть и выход на эту сторону из перспективного восточного конкорса платформы Минская.
На этом у меня всё! Спасибо за внимание! С вас комментарии и подписка.