Продолжаем наш цикл знакомства с будущими линиями московского метро. Сегодня и в ближайших постах мы познакомимся с Бирюлёвской линией, что соединится в будущем с уже описанной ранее Рублёво-Архангельской. Можно прочитать о будущем соединении этих линий
здесь.
01
Начнём, пожалуй со схемы примерно 1963 года, где в Бирюлёво должен был прийти Серпуховской радиус планирующейся Серпуховско-Рижской линии. Этот радиус шёл от станции «Севастопольская» в Чертаново и к платформе Красный Строитель на Курском направлении Московской железной дороги. Но следующая станция после пересадочной на эту платформу была уже на Булатниковской улице, что практически рядом с Бирюлёво. Впрочем, само Бирюлёво тоже есть на схеме с указанием численности в 175 тысяч жителей. Очевидно, что в предлагавшейся схеме, где вместо Московского Центрального Кольца трассу Малого Кольца Московской железной дороги разбивали на несколько диаметральных направлений. В район Бирюлёво таким образом приходили два диаметра - Павелецко-Рижский и Павелецко-Горьковский. Отдельная линия метро при таком раскладе не требовалась.
02
Схема 1966 года из №11 журнала «Строительство и архитектура Москвы» за означенный год иллюстрирует Технико-экономические основы Генерального плана развития Москвы, подготовленные МГК КПСС и Мосгорисполокомом. На это схеме можно рассмотреть, что Серпуховской радиус уже обеспечивает пересадку не только на Рижское направление Московской железной дороги, но и на Павелецкое. Эта пересадка планировалась на платформу Бирюлёво-Пассажирская. В дальнейшем Серпуховский радиус был перетрассирован так, чтобы пройти вдоль Варшавского шоссе. Одно время в планах присутствовала станция у платформы Красный Строитель после «Пражской», но в итоге и её не построили. Линия ушла в Бутово вместо Бирюлёво.
03
Следующим появлением «бирюлёвских» станций метро на схеме этот район обязан Митинско-Бутовской хорде, о которой я уже рассказывал в контексте
предыстории Рублёво-Архангельской линии и
предпосылок линии «лёгкого» метро в Бутово. На линии при движении на юг от «Парка Победы» (переход на Арбатско-Покровскую линию и Солнцевско-Мытищинскую хорду) видны станции «Спортивная» (переход на Сокольническую линию), «Ленинский проспект» (переход на Калужско-Рижскую линию и Ленинско-Баашихинскую хорду), «Котловка» (почему-то не рядом с «Нагорной»), «Варшавская» (здесь переход на Большую Кольцевую линию), «Кавказский бульвар», «Бирюлёво-Товарная», «Аннино» (переход на Серпуховско-Тимирязевскую линию), далее «Бульвар Дмитрия Донского» (Серпуховско-Тимирязевская линия здесь идёт к перспективной платформе
Битца-2 Курского направления Московской ж/д) и ещё две станции в районе Бутово, условно «Бульвар Адмирала Ушакова» и «Бунинская аллея». Приведённая выше схема сделана на рубеже 1990 года.
03
Следующая схема датируется 1996 годом и содержит всю ту же хорду Митино - Бутово, но с изменениями. Во-первых, появилась пересадка на «Нагорной» на Серпуховско-Тимирязевскую линию. Во-вторых, появилась станция около перекрёстка улиц Подольских курсантов и Харьковской в западном Бирюлёво. В-третьих, в Бутово линия поворачивала после станции «Бульвар Адмирала Ушакова» к станции «Чечёрский проезд». Но это ещё не все изменения. Если посмотреть на другую версию той же схемы, можно обнаружить, что станция от платформы Бирюлёво-Товарная переехала в район 6-й Радиальной улицы. А станция «Кавказский бульвар» находится на пересечении с Деловой улицей.
04
С исчезновением из планов Митинско-Бутовской хорды в район Бирюлёво не было планов строить метро не менее десяти лет. Наконец, 2008 год явил миру схему, где Третий Пересадочный Контур (будущая Большая Кольцевая линия) был разбит на сектора, каждый из которых принадлежал какой-либо хорде. Я уже отмечал странности варианта, показанного ниже на схеме. Тут непонятно, какой конец хорды с каким связан. Больше похож на пробные наработки. От «Ленинский проспект» линия теперь идёт к «Нагатинской» (пересадка на Серпуховско-Тимирязевскую линию), потом к «Каширской» (пересадка на Замоскворецкую и Большую Кольцевую линии), «Москворецкая» (переход на одноимённую платформу Курского направления Московской ж/д), далее к «Орехово» (снова пересадка на Замоскворецкую линию), снова «Бирюлёво-Товарная», потом «Булатниково» (перекрёсток Булатниковской улицы и Проектируемого проезда №5450), «Битца» (у одноимённой платформы на Курском направлении Московской ж/д) и у Варшавского шоссе «
Битца-2».
05
В 2009 году ту же линию перетрассировали от «Парка Победы» (пересадка на Арбатско-Покровскую линию и Солнцевско-Мытищинскую хорду) по такому маршруту: «Фрунзенская» (пересадка на Сокольническую линию), далее идёт «Шаболовская» (пересадка на Калужско-Рижскую линию), потом «Тульская» (пересадка на Серпуховско-Тимирязевскую линию), «ЗИЛ» (пересадка на ещё не открытое к тому моменту Московское Центральное Кольцо), «Садовники» (в районе сквера Ветеранов на пересечении улиц Нагатинская и Садовники со 2-м Нагатинским проездом и Нагатинским бульваром), «Каширская» (здесь пересадка на Большую Кольцевую линию) и далее по трассировке 2008 года с конечной у платформы Битца:
06
Приход в 2011 году нового мэра и изменение границ города Москвы в пользу расширения на юго-запад привели к другой политике планирования развития сети московского метрополитена, в рамках которой основной приоритет был отдан линиям, ведущим в соответствующем географическом направлении. И линию через Бирюлёво ждали соответствующие изменения. Теперь она уже не идёт южнее Курского направления Московской ж/д, а проходит севернее, стремясь в сторону Коммунарки к западу от района Бутово. Вырисовываются точки пересечения на «Аннино» с Серпуховско-Тимирязевской линией и на «Лесопарковой» с Бутовской:
07
2012 год это время принятия решения о соединении планировавшихся южной части Большой Кольцевой линии с северной Третьего Пересадочного Контура. В то же время изучается возможности разбиения получившегося «кольца» на систему линий, где отдельные сегменты какой-либо хорде. То есть, это ранее предлагавшаяся для Третьего Пересадочного Контура концепция. При таком подходе придумывались различные линии, менялись их трассировки. В одной из таких схем все хордовые линии идут мимо Бирюлёво. Ранее идущая через этот район линия от «Каширской» через «Лесопарковую» в Коммунарку здесь направлена вдоль Чертановской улицы:
08
В другом варианте появилась Бриюлёвско-Балашихинская хорда, которая от станции «Каширская» шла со станциями «Кавказский бульвар», «Бирюлёво-Товарная», «Булатниково», «Битца», «Бульвар Дмитрия Донского» (переход на Серпуховско-Тимирязевскую и Бутовскую линии) к станции «Бачурино» в одноимённом посёлке и далее в сторону Коммунарки:
09
Очередная схема от ГИП «НИИ и ПИ Генплана Москвы» за май 2012 года, где были скомбинированы предыдущие варианты, представлена ниже. Теперь от станции «Булатниково» двигаемся к «Лесопарковой» (переход на Бутовскую линию) и далее в Коммунарку:
10
Следующая схема начала сентября 2013-го иллюстрирует перетрассировку к «Кленовому бульвару» (тогда «Нагатинский затон», позже название отойдёт соседней станции Большой Кольцевой линии) и прохождение линии через транспортно-пересадочный узел в Царицыно. Здесь же мы видим варианты продолжения линии от станции «Лесопарковая» в Коммунарку:
11
В конце 2013 - начале 2014 года появились схемы, детализирующие оба этих варианта линии. Например, вариант с кратчайшим путём от «Лесопарковой» в Коммунарку предполагал наличие двух промежуточных станций. Так же мы можем увидеть промежуточную станцию между «Кленовым бульваром» и «Царицыно» на пересечении Каширского шоссе и улицы Славского, а также саму станцию «Царицыно» (переход на Замоскворецкую линию и платформу Курского направления Московской железной дороги), станции «Бирюлёво-восточное» («Бирюлёво-Товарная»), «Бирюлёво-Западное» («Булатниково»):
12
Также можно отметить, что Бирюлёвско-Балашихинская хорда идёт на юг к аэропорту Остафьево (на других схемах мы увидим, что это именно «хвост» этой линии туда направлен). Другая схема позволяет детальней рассмотреть «посадку» станций на территории Новой Москвы в посёлке Бачурино и на улице Александры Монаховой:
13
Вариант более длинной трассировки линии от «Лесопарковой» в Коммунарку, приводимый ниже, содержит и другие изменения. К примеру, от «Кленового бульвара» к «Царицыно» линия теперь идёт с промежуточными станциями в Курьяново и на пересечении Кавказского бульвара с улицей Медиков.
14
Был ещё вариант с тремя промежуточными станциями на том же участке от «Кленового бульвара» до «Царицыно» в Курьяново, на пересечении улицы Кошкина с Каширским шоссе и на пересечении Кантемировской улицы с Кавказским бульваром:
15
Давайте детальнее посмотрим на «посадку »станций «длинного» варианта на территории Новой Москвы. Первая станция после «Лесопарковой» находится в Бутово на улице Поляны. Вторая на «стрелке» улиц Поляны и Бартеневской. Третья в районе улицы Эдварда Грига. Четвёртая - это сейчас «Коммунарка» Сокольнической линии метро. На схеме 14 не обозначены некоторые станции, зато показано дальнейшее продление линии на юг в Остафьево на 3 станции.
16
Вариант 2014 года, «оптимизирующий» предыдущую трассировку. Теперь две станции между «Лесопарковой» и «Коммунаркой» на улице Поляны в Бутово и на улице Александры Монаховой:
17
Примерно в 2015 году проскочил довольно безумный вариант линии от метро Коммунарки до Царицыно. «Станция №1» и «Станция №2» это примерно «Филатов луг» и «Прокшино», доставшиеся Сокольнической линии. Дальше «Станция №3» в деревне Макарово и «Станция №4» в деревне Ларёво, ну и наконец «Сосенке» - это трассировка, предлагавшаяся для продления той же Сокольнической линии (схема 14), но не воплотившаяся. После «Сосенок» на восток линия идёт к станции «Улица Александры Монаховой», далее станция «Бартеневская улица», потом почему-то мимо «Лесопарковой», но зато есть пересадка на «Аннино» Серпуховско-Тимирязевской линии, причём ошибка в названии станции. Ещё одна ошибка - станция «Ступинский проезд», хотя сам проезд севернее. Потом идёт «Булатниковская», за ней «Педагогическая» на пересечении одноимённой улицы с Бирюлёвской и, наконец, «Царицыно». Данную схему, вроде бы, нарисовали в АО «Ленметрогипротранс», поэтому в ней есть ошибки и неточности.
18
Рубеж 2015-2016 года ознаменовался отказом от трассировки Бирюлёвской линии через «Лесопарковую». Теперь она проходит к станции у Варшавского шоссе в районе перспективной платформы
Битца-2 (возврат к планам 2008 года), далее имеет две станции в Бутово на Изюминской улице и у Чечёрского пруда. Потом станция в Новокурьяново на Проектируемом проезде №661 с пересадкой на станцию продлеваемой сюда же Бутовской линии. Следующая станция «Старосырово» на Остафьевском шоссе у аэропорта Остафьево. Ещё одна «Рязановское» на одноимённом шоссе. Станция «Тарасово» разместится у одноимённой деревни на Баскаковской улице. И, наконец, «Андреевское» у одноимённой деревни.
19
Тут можно детальней рассмотреть трассировку по территории Новой Москвы:
20
В 2016 году на схемах впервые появилась Рублёво-Бирюлёвская линия и её разбивка на три участка от «ЗИЛа» до «Бултаниково», от «Булатниково» до «Андреевского» и от «ЗИЛа» до «Делового центра» Рублёво-Арханельской:
21
2018 год. Показана более пряма трассировка с немного другим размещением станций на Кантемировской улице, в Царицыно и у Бирюлёво-Товарной:
22
Следующий год - это временная веха, связанная с отказом от станции метро, пересадочной на «Царицыно» Замоскворецкой линии ради недопущения тут ситуации с подвозом новых пассажиров на уже нагруженную линию. В связи с этим начинают рассматриваться другие варианты трассировки. Ниже можно увидеть два из них (кстати, я не уверен, что это официальная схема). Первый вариант: «ЗИЛ» (пересадка на Московское Центральное Кольцо и Троицко-Некрасовскую линию), «Технопарк» (длинная пересадка на Замоскворецкую линию), «Кленовый бульвар» (пересадка на Большую Кольцевую линию), станция в Батюнинском проезде, вторая станция в Курьяново (эвакуационный выход) на Проектируемом проезде №1481, станция на пересечении улицы Медиков с Кавказским бульваром, станция у жилого комплекса «Царицыно» на Проектируемом проезде №6631, станция на пересечении Бирюлёвской улицы с Касимовской и Ряжской и последняя на Булатниковской улице в рамках строительства первого пускового участка линии.
23
Второй вариант, также показанный на схеме выше, включает следующие станции: «ЗИЛ» (пересадка на Московское Центральное Кольцо и Троицко-Некрасовскую линию), «Садовники» (в районе 3-го Нагатинского проезда), «Варшавская» (пересадка на Большую Кольцевую линию), «Котляковская» (в районе одноимённой улицы), «
Котляково» (переход на Павелецкое и Курское направления Московской железной дороги), станция на пересечении улиц Бирюлёвская, Касимовской и Ряжская и станция на Булатниковской улице. Далее в обоих вариантах идёт эвакуационный выход (?) на Дорожной улице, станция у Битцы-2, потом варианты: с двумя станциями на Краснолиманской улице и в Новокурьяново с депо там же и с трассировкой вдоль Курского направления Московской железной дороги со станцией у сдвигаемой на юг платформы
Бутово, очередным эвакуационным выходом и станцией на Театральной улице. Дальнейшее продолжение линии на схеме отсутствует.
24
Был выбран первый вариант, но в него снова были внесены изменения (схема выше). От станции на Кантемировской улице «Сабурово» до станции у ЖК «Царицыно» на Проектируемом проезде №6631 линия теперь проходит по-другому. Вместо станции на пересечении Бирюлёвской улицы с Касимовской и Ряжской появилась другая на пересечении Липецкой и Педагогической. А станция «Курьяново» перенесена ближе к одноимённой платформе второго Московского Центрального Диаметра и Курского направления Московской железной дороги. Отметим странные названия «Бирюлёво-Западное», «Бирюлёво-Восточное», «Красный Строитель», которые не соответствуют географии местности.
25
Следующая итерация (показана выше) - появление станции на пересечении улиц Бакинская и Макеевская, «переезд» станции на Проектируемом проезде №6631 у ЖК «Царицыно» к пересечению Липецкой улицы с Проектируемым проездом №5108. Но это ещё не конец мытарствам!
26
И вот наступил 2020 год, а с ним и новые корректировки проекта линии. И теперь после станции в Курьяново следующая будет у пересечения улицы Кошкина с Каширским шоссе на месте стадиона «Динамо-2». Следующая на пересечении Кавказского бульвара с Ереванской улицей. Станция на месте универсама «Пятёрочка» расположится на пересечении Проектируемого проезда №6630 и 6-й Радиальной улицы. Далее ещё одна на пересечении улиц Липецкая и Педагогическая. Потом станция на пересечении улицы Липецкая с Лебедянской. И последняя у платформы Бирюлёво-Пассажирская Павелецкого направления Московской железной дороги.
27
Проектные названия станций следующие: «ЗИЛ», «Технопарк», «Кленовый бульвар», «Курьяново», «Москворечье», «Кавказский бульвар», «Улица 6-я Радиальная», «Липецкая», «Бирюлёво», «Бирюлёво-Пассажирская».
28
На представленной выше схеме показано продление линии в Новокурьяново. Более точная схема:
29
Ещё одна, по сути - та же, но повёрнутая влево на 90 градусов:
30
Можно также бегло взглянуть на профиль линии:
31
А для тех, кто дочитал до конца, у меня подарки.
Здесь вы можете скачать в лучшем виде профиль линии (~6 Мб), а
здесь план линии в максимальном доступном на данный момент разрешении (~137,5 Мб). Эти схемы мы будем разбирать в следующий раз.