«Мама, не читай», или Мама, дай, дай, дай, дай. Часть 1.

Jul 22, 2010 12:47


Некоторое время назад в «Блоге разнузданного гуманизма» был выложен пост в 5 частях «Шпиллер Катерина. Мама, не читай! ИСТОРИЯ ОДНОЙ БОЛЕЗНИ»:

http://uborshizzza.livejournal.com/976935.html
http://uborshizzza.livejournal.com/975177.html
http://uborshizzza.livejournal.com/974986.html
http://uborshizzza.livejournal.com/974449.html
http://uborshizzza.livejournal.com/978043.html

Мадам Шпиллер - дочь писательницы Галины Щербаковой, решившая заявить о себе, опубликовав книгу, выдержанную в жанре перманентного нытья, в которой она не слишком талантливо, но очень старательно обливает родную мать грязью. Выбранные места из данного послания человечеству, дающие о нем исчерпывающее представление, можно отыскать, пройдя по вышеприведенным ссылкам.

Я же этим не ограничилась, нашла опус госпожи Шпиллер «Мама, не читай» и ознакомилась с ним в подлиннике. Без особого, признаться, удовольствия. Неудовольствие оказалось двойным, поскольку при этом мне невольно вспомнилась  давно, слава богу, исчезнувшая из моей жизни знакомая: молодая особа, на самый первый взгляд симпатичная, но очень, по ее собственному мнению, несчастная. Нет, ее не мучила неизлечимая болезнь, на семейном фронте не наблюдалось никаких визуально различимых трагедий, но она страдала. Что, в общем-то, случается. Этому можно было бы посочувствовать, однако пышущая здоровьем, ухоженная страдалица была уверена, что на ближних (к числу которых относились все окружающие) сие налагает священный долг взвалить на себя ее служебные и прочие обязанности. Любого, кто полагал иначе, она искренне почитала мерзавцем и личным врагом, о котором незазорно распространять всевозможные сплетни… В общем, тяжелый случай.

Позже мне попалась книга Н.А. Государева «Треугольный человек», посвященная типологии личности. На ее страницах я как будто вновь встретилась с моей знакомой:


«Внимание окружающих - то, без чего они не могут жить. Их называют истероидами. Восхищение, удивление, почитание, сочувствие, забота, зависть, ненависть (но только не безразличие!) - внешние токи, которые подзаряжают истероида, выводят в высшую точку, апогей счастливого мироощущения.

Каждый поступок, каждое движение рассчитаны на зрителя, на эффект. Постоянная настроенность на улавливание малейших знаков внимания к себе - локация взглядов, жестов, мимики окружающих людей - развивает в астероидах потрясающую способность к интуитивному пониманию чужих эмоциональных движений, их имитации, способность, что называется, влезть человеку в душу, сонастраиваясь с его переживаниями. При первом знакомстве многие из них кажутся обворожительными: подкупают детски простодушной непосредственностью, а отсутствие у них прочных убеждений делает их «удобными» в общении, обусловливает легкую уступчивость в вопросах принципиальных. При этом они настолько глубоко самовнушаемы, настолько вживаются в образ, что внешняя маска становится на время в буквальном смысле их плотью, срастается с внутренними ощущениями, всем их состоянием, переживается физиологически вплоть до способности произвольно вызвать следы ожога на коже, представив себя Жанной д'Арк… Не имея собственного лица, но обладая даром перевоплощения, они верят в то, что сами же придумывают по ходу играемой роли. Прирожденные лицедеи, артисты? И да и нет. Зачастую их выдает переигрывание, «ходульность», «театральность» - то, за что К. Леонгард назвал этот тип людей «демонстративной личностью». Они всегда хотят казаться больше, чем на самом деле есть (так говорил о них Ясперс). Казаться - но не быть. Они испытывают отвращение к длительному усилию, к черновой подготовительной работе, к монотонии одной и той же роли.

Они живут в атмосфере лжи, искажения реальных отношений. Все, что не укладывается в уютное ложе удобного им вымысла, подлежит отрицанию. Нарочитость, выдуманность своего образа и образа окружающего мира - детская форма выгодного толкования событий, защита от психических травм…

…Работает мощный аппарат вытеснения всего, что неугодно эгоцентризму истероида, всей правды о нем и о действительном положении вещей в мире. Поэтому «демонстративная личность» всегда остается самодовольна, никогда не копается в себе, в неудачах винит только других. В любую ложь, если она украшает истероида, он верит как в правду, и всякую нелицеприятную правду отрицает как ложь.

Нередко для того, чтобы обрести утерянное душевное равновесие, истероид должен вывести из равновесия других. Он провоцирует скандал, но когда конфликт разгорается, нет в его пекле более хладнокровного человека, чем он. Соперника же, который вытесняет его из круга внимания, старается устранить любыми средствами.

Привилегированность гарантирует превосходство, фокусирует внимание других - поэтому многие истероиды стремятся к руководящим должностям, престижным званиям, высокому положению в своем коллективе. Нет слаще торжества, чем унижение соперника. Нет слаще того, чем знать, что ты вызываешь чувство зависти в окружающих людях. Ганнушкин отмечал: «Духовная незрелость истерической личности, не давая ей возможности добиться осуществления своих притязаний путем воспитания и развертывания действительно имеющихся у нее способностей, толкает ее на путь неразборчивого использования всех средств воздействия на окружающих людей, лишь бы какой ценой добиться привилегированного положения»…

Очень часто цель истероидов - влюбить в себя, чтобы стать иждивенцем. Что называется, все получать только «за красивые глазки». Как не вспомнить тут вечного героя литературы - «творца», сидящего на шее работающей женщины, которая верит в его исключительность, гениальность, жалеет за неустроенность и страдания, выпавшие на его долю. Или - больного, преувеличивающего свою боль, не желающего выздоравливать, возводящего болезнь в предмет культа, которому должны служить члены семьи, - паразита, сосущего кровь из любящих сердец.

Произвести впечатление, поразить, пустить пыль в глаза, ослепить - тактика захвата «жертв», вербовки поклонников и покровителей - индивидуальный стиль истероидов. Их так и называют: «обманщики», «лгуны», «псевдологи». При этом ради красивой фразы, эффектного поступка некоторые из них готовы, как Данко, вырвать из груди сердце.

…Истероидная установка личности - уход от трудных состояний. Ведущая истероидная потребность - получение удовольствия от внимания к себе окружающих, в особенности незнакомых и значительных лиц или большой массы людей. Истероидный способ удовлетворения ведущей потребности - демонстративное поведение, призванное привлечь к себе внимание. Основная черта истероидного характера - эгоцентризм, когда в центр внимания ставится любая сиюминутная потребность, захватывающая личность целиком («свет клином сошелся»), а от окружающих ожидается, что они должны, обязаны помочь в ее удовлетворении. Отсюда - стремление командовать, требовать и неспособность даже подумать о себе плохо: всегда сыщется виновный на стороне. Отсюда амбиции, самомнение, самолюбование, претенциозность. Отсюда - истероидный темперамент: крайняя поверхностность эмоциональных переживаний, их подвижность, детская неустойчивость, капризная непредсказуемость настроения».

Откуда же берутся личности истерического склада? Они формируются в семьях, где постоянно подчеркивается, что наш ребенок не такой, как все (талантливый, болезненный, нервный и т.п.), и потому к нему нужно проявлять особое отношение, делать для него исключения из общих правил. Другими словами - это условия избалованности, изнеженности, уступчивости, потакания капризам. С другой стороны, истероид может сформироваться в среде, где на глазах ребенка его отвергают, предпочитают других, лишают внимания, заботы, участия.

Подростковый возраст и юность - время конфликтов, внутренних и внешних. Это время самоутверждения, по-новому складывающихся отношений. Если молодому человеку сопутствует быстрый успех, в силу ли его одаренности, или всемогущих связей, или благодаря счастливому стечению обстоятельств, он при детской незрелости ума и воли теряет чувство реальности, впадает в «звездную болезнь». «Звездная болезнь» по своей симптоматике (я - центр мира, я всегда прав, все должны восхищаться мной, я могу не утруждать себя черновой работой, для меня законы не писаны...) - типичная картина развивающихся истерических черт характера.

Если же человека постигает неудача в его стремлении «завоевать мир», то он может быть «вытолкнут» на путь невротического развития личности. Потенциально конфликтная система отношений истерика, по словам В. Карвасарского, «определяется прежде всего чрезмерно завышенными претензиями личности, всегда сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих. Следует подчеркнуть, что его отличает превышение требовательности к окружающим над требовательностью к себе и отсутствие критического отношения к своему поведению».

Что же предпринимает тот, кто, попадая в такого рода конфликт, оказывается не в силах его преодолеть и в то же время не может отказаться от своих потребностей и претензий?

1. «Суицидный шантаж». Истероид начинает «угрожать» обществу самоубийством в знак протеста против «несправедливого» к нему отношения. При этом он делает все, чтобы общество предупредило самоубийство, спасло его: в ход идут записки, тайные признания, производятся нарочитые приготовления, дабы близкие заметили и успели принять меры.

2. «Бегство в болезнь». Приемом «бегство в болезнь» истероиды нередко пользуются, чтобы уйти от ответственности за неисполнение взятых на себя обязательств, избавиться от соперника (например, дочь разыгрывает роль тяжело больной, пытаясь тем самым помешать замужеству матери), в зрелые годы для оправдания неудавшейся карьеры («болезнь помешала стать выдающимся артистом»). В силу своей природной одаренности к перевоплощению в образ буквально нутром, всей своей физиологией, истероид способен достичь удивительных результатов. Он бьется в судорожном припадке, он силой одного воображения вызывает кожные знаки - стигмы - ожогов, побоев. Если в знак протеста он не желает говорить - он непритворно временно теряет голос, обрекая себя на немоту. Если ему выгодно не двигаться, теряет способность стоять и ходить. Если не хочет что-то или кого-то видеть или слышать - слепнет и глохнет. Такова сила самовнушения истероида.

Характерная черта всех истероидов - иждивенчество. Они нередко стремятся утвердиться в этом жизненном амплуа за счет удачного замужества, выгодной женитьбы, обеспеченного протекционизма с тем, чтобы пребывать в комфорте, имея условия для удовлетворения своих капризов и потребностей. Если расчет оказывается неверным (понадеялась, что вышла замуж за перспективного человека, но тот карьеру так и не сделал, а менять его уже поздно: молодость и красота в прошлом), то истеричная особа начинает регулярно устраивать сцены в уверенности, что она несчастная жертва, которой «загубило жизнь» зловредное ничтожество, с которым она имеет несчастье находиться в брачных отношениях.

Итак, подведем итоги. В случае с истероидом все начинается с «хочу», за которым следует «сейчас» («не могу ждать»). Вслед за «хочу» и «сейчас» нетерпеливо ждет очереди «дай» («сам не могу и не желаю»), ведущее к иждивенчеству. Но чтобы дали, необходимо привлечь внимание, необходимо ярко и громко заявить о себе - отсюда берет начало истеричный демонстративный стиль поведения.

«К чему в конечном счете приводит подобного рода психическая активность?

Своеобразие механизма нервно-психической подвижности, обслуживающего состояние «хочу сейчас» за чужой счет («дай») или вопреки социальному запрету («нельзя - все равно хочу»), состоит в психофизиологической подсознательной защите от напряжений - вытеснении из сознания обязанностей, долга, забот, запретов, даже опасности («если очень хочется, то можно») и вообще всего, что не укладывается в эгоцентричную потребность «дайте мне то, что я хочу сейчас».

Постоянная подсознательная работа механизма вытеснения, в котором главную роль играют избирательные внушаемость и самовнушаемость, формирует особые качества истероида: абсолютную некритичность к себе, амбициозность, тщеславие, упрямство в соединении с претензиями к другим.

Внушаемость и самовнушаемость, в свою очередь, через подражание, многоликость, готовность надеть любую маску, облачиться в любую личину, выгодную в данный момент эгоцентризму, задерживают процесс формирования собственной личности, консервируют психику, которая остается незрелой, поверхностно развитой, инфантильной.

Самообольщение фантазиями о себе и о мире, непоколебимое желание видеть все только таким, каким хочется, а не таким, как оно есть на самом деле, приводит к неспособности выйти в практику реальных отношений из рамок детской игры, из театральных декораций - в жизнь.

- Одной из примечательных особенностей инфантильности, связанной с истероидным механизмом психической подвижности, является незрелость чувств, проявляющаяся как неустойчивость, капризность настроения, как эмоциональная лабильность.

Чтобы жить по принципу получения удовольствий за счет других, надо постоянно напоминать о себе - нужна театральность, врезающееся в память преувеличение. Преувеличение с позиции слабости - стремление разжалобить, вкрасться в размягченную сочувствием душу. Преувеличение с позиции силы - яркая соблазняющая внешность, наигранная страстность, покоряющая властность, угнетающий деспотизм. Так парализуют волю, одурманивают разум, очаровывают души, берут в плен и заставляют служить на себя истероиды. Вступление же на путь иждивенчества означает отказ от многостороннего психического развития личности, возможного только в самостоятельной деятельности и преодолении трудностей. Это все тот же путь в тупик незрелости. Инфантильностью начинается и заканчивается порочный круг истероидного развития индивидуальности: что хочу, то получаю от других, следовательно, сам не развиваюсь, следовательно, меня должны содержать, удовлетворять мои потребности. Детский принцип получения удовольствий.

И как только дает сбой этот конвейер особого внимания, благ и праздности, останавливается неблагоприятным стечением обстоятельств, следует взрыв протеста, истерика. А если выходит из строя надолго - истерический невроз. А если на всю жизнь - истерическая психопатия».

дела семейные

Previous post Next post
Up