Мутная история

Jul 10, 2010 11:13



Из интервью директора Института проблем глобализации М. Делягина газете «Комсомольская правда» (18.10.2009):

«Михаил Геннадьевич, специально перед нашей программой в прямом эфире радио "Комсомольская правда" (97.2 FM) прозвучала старенькая песня Юрия Шевчука "Осень". Она была шлягером номер 1 осенью 93-го года, перед расстрелом Белого дома.

Ее потому и посчитали тогда пророческой. "Что же будет с Родиной и с нами?" - спрашивал Шевчук. Сейчас осень 2009-го. Так что же стало за эти 16 лет с Родиной и с нами?

ДЕЛЯГИН: Главное, что случилось - утрата советской идентичности при том, что никакой новой не найдено.  А точнее - не создано.
      Хотя попытки были. Помнится, Ельцин в 1997 году дал поручение своим советникам по политическим вопросам разработать национальную идею. Итогом титанического труда очень уважаемых людей стал талмуд толщиной сантиметров в пять.

А у меня плохая привычка - читать с середины… Открываю талмуд в середине, "опускаю глаза в чашку" - и первая же строка: "В поисках национальной идеи мы прочитали много газет". И стало ясно, что лучше на тему национальной идеи придумать ничего нельзя. Как говорится, "Умри, Денис - лучше не напишешь".
      Эти прекрасные политологи искали национальную идею методом анализа газетных публикаций. Хорошо, что им хватило ума анализировать газеты, а не надписи в туалетах! Это трагедия: они поняли, что национальную идею нельзя ни придумать, ни заимствовать, поняли, что ее можно лишь услышать и потом выразить словами, лозунгами и политическими структурами. Но не подумали, что слушать надо народ, а не публицистов, пишущих "на злобу дня".
      В 90-е годы спекулянты и реформаторы в корыстных целях попытались превратить в национальную идею прибыль. Еще Чичваркин пару лет назад вел на Лондонском экономическом форуме обсуждение чудесного тезиса "Роскошь как национальная идея России".
      Между тем не только советская идентичность, но и вообще идентичность как таковая носит сугубо внеэкономический характер. Когда же официально признается и навязывается всем остальным, что главное, а то и единственно важное в жизни - это деньги, то достаточно быстро выясняется, что на этом основании нельзя построить ничего существенного, разумеется, кроме личного замка где-нибудь в Швейцарии или на Рублевке. Ну и кроме куршевельского борделя, конечно».

«Важно понимать, что вслед за первым поколением реформаторов, часть которых была искренне упертыми либералами, пришло новое поколение, которое полностью впитало их ценности. Ценности общие, но разница существенна.
      Но у кормила власти и СМИ это поколение сменило новое поколение, поколение коррупционеров, образовавших класс клептократии. Это люди, которые живут исключительно ради потребления.
      Не ради того, чтобы "это быдло" загнать в стойло, уморить там голодом и безысходностью, а потом торжествовать и плясать от чистой и искренней радости на их могилах, нет… Нет, это совсем другие люди. Они прагматичны.

Они живут ради потребления и ни для чего больше. И коррупция является их образом жизни просто потому, что она является наиболее удобным способом обеспечения потребления. В отличие от либералов, они рвут страну на куски не от ненависти к ней, упаси боже. Их мотивация проще и страшней: "Ничего личного, только бизнес". Потому что смысл жизни - потребление».
http://www.kp.ru/daily/24379/559962/

Однако присосавшейся к кормушке клептократии чрезвычайно важно, чтобы «быдло» не отвлекало ее от главного дела жизни, да и вообще не путалось под ногами.  А потому поиск национальной идеи по-прежнему актуален, но как и раньше не слишком-то продуктивен. К капитальнейшему ресурсу такого плана до сих пор относились спортивные победы. «Мы верим твердо в героев спорта. Нам победа как воздух нужна…» Вот только нынче и с этим нехорошо как-то…

Конечно, мы и сейчас верим в героев спорта. Но энтузиазм сам собой сходит на нет, едва замечаем выглядывающие из-за широких спин спортсменов-олимпийцев отнюдь не медальные физиономии ответственных, полуответственных и абсолютно безответственных спортивных начальников.
О том, каким манером эти господа руководят спортом высоких достижений, а также про то, что с того имеют они и не имеют спортсмены, можно прочитать в материале А. Авдохина «Воруют…»

http://www.sports.ru/tribuna/blogs/allresp/95972.html

http://www.sports.ru/tribuna/blogs/allresp/96299.html

После ванкуверского провала неплодотворной деятельностью чиновничьей братии, казалось, заинтересовалась не только широкая общественность, но и первые лица государства. Медведев в их адрес даже пальчиком изволил погрозить, однако из тех, кого он обозвал «жирными котами», раскаяние продемонстрировал лишь президент Олимпийского комитета России (и заодно личный тренер Путина по горным лыжам) Л. Тягачев, тут же написавший заявление об уходе. Министр спорта, туризма и молодежной политики РФ Виталий Мутко в ответ и бровью не повел. И это не удивляет. «У нас же есть поговорка: “Единственная должность, с которой нельзя уволить - это друг Путина”, - пишет М. Делягин. - Масштабы катастрофы российского спорта к этому отношения не имеют, потому что дело не в спорте, а в том, кто с кем дружит. Мутко может уйти в единственном случае - если он пойдет на повышение». Похоже, в этом ничуть не сомневается и сам Мутко, устроивший весной в Совете Федерации клоунское представление.

«31 марта 2010.

Вчера в рамках правительственного часа на ковер перед сенаторами вышел Виталий Мутко. Однако те, кто ожидал, что министр спорта будет каяться за провал на Олимпиаде или хотя бы перечислит ошибки своего ведомства, плохо знают Виталия Леонтьевича. Он вел себя уверенно, отвечал только на те вопросы, которые ему нравятся, а напоследок позволил себе поиздеваться над сидящими в зале законодателями. Оратор привел длинный список виноватых в наших спортивных поражениях. Единственным невиновным оказался Минспорт.

Из доклада Мутко следовало, что в олимпийском провале виноваты федерации и законы, которые не позволяют министру их контролировать. Старость тренерского корпуса, средний возраст которого приближается к 70 годам. Армия, которая забирает на службу перспективных спортсменов и их там губит. Представители России в Международном олимпийском комитете. Они, дескать, в последние годы вели себя агрессивно, замучили всех жалобами на то, что нас засуживают, и делали героев из российских спортсменов, пойманных на допинге. Это настроило олимпийскую общественность против нас…

Виновата также и эта общественность, которая включает в Игры все больше видов, которыми Россия не занимается, а исконно русским забавам не дает олимпийского статуса. Единственный невиновный - это Минспорт. Более того, всем лучшим в нашей спортивной жизни мы обязаны именно ему. Мутко подчеркнул, что его ведомство создано меньше двух лет назад, а за это время пропускная способность спортсооружений уже выросла на миллион “человеко-суток”, количество же занимающихся спортом в стране увеличилось на 2 миллиона и составило 24 миллиона. Но настоящую отдачу от работы министерства страна получит в олимпийском Сочи. Именно там количество труда спортчиновников перерастет в качество, и, по расчетам Мутко, мы получим 15 золотых медалей, что позволит России единолично первенствовать в общекомандном зачете.

О том, что перед сочинской Олимпиадой будет еще одна - лондонская, министру спорта напомнил сенатор Олег Толкачев. “Почему вы говорите о медальном плане на Сочи, но ни словом не упомянули о летней Олимпиаде? Ведется ли подготовка к ней, существует ли медальный план?” - полюбопытствовал он. И сразу стало ясно, что Мутко пришел паясничать, а не вести серьезный разговор: “Вы же сами сформулировали для меня повестку. Там про Сочи было, про Ванкувер было, а про Лондон - нет. Хотя совершенно ясно, что Лондон круче, чем Ванкувер. Там больше медалей будет разыграно”. На этом Мутко счел свой ответ исчерпывающим. И в дальнейшем делал все от него зависящее, чтобы неуклонно повышать градус раздражения сенаторов. В ответ на вопрос Вячеслава Новикова о том, почему наши паралимпийцы, в которых денег вкладывается меньше, выступают лучше, чем олимпийцы, министр спорта “обнадежил”: “Просто другие страны к этим соревнованиям относятся как к фестивалю, несерьезно. Но такая ситуация уже заканчивается, и в паралимпизме конкуренция тоже скоро вырастет”. Из ответа выходило, что и здесь рано или поздно мы побеждать перестанем.

В дальнейшем, получая острые вопросы, Мутко принялся уходить в дебри словоблудия, просто забалтывать темы и по-футбольному тянуть время. Когда до конца правительственного часа оставалось дотерпеть 15 минут, не выдержал и возмутился сенатор Михаил Капура: “Ну зачем вы так, Виталий Леонтьевич, мы же к этой встрече готовились, хотели получит какие-то ответы. Отвечайте, пожалуйста, покороче и по существу”.

Тут Мутко не растерялся и перешел ко второму акту представления. “Я могу коротко, как выстрел”. - “Как выстрел не надо, а то отрикошетит”, - с легким раздражением заметил спикер Совфеда Сергей Миронов и задал свой вопрос: “Что планируете делать, чтобы за границу не утекали спортивные кадры?”- “Будем возвращать!” - “Как?” - “Ну вы же сами просили покороче. Будем”. Сообразив, что Мутко валяет дурака, часть сенаторов ушла из зала. Остальные предпринимали робкие и тщетные попытки добиться от министра хоть какой-то информации. Вопрос от Зинаиды Драгункиной: “Когда вы проинформируете нас, куда ушли деньги, выделенные на подготовку к Ванкуверу?” Ответ: “Я не знаю ни о каких деньгах. В федеральном бюджете строчки со словом “Ванкувер” не было”...

В том же тоне Мутко пообщался и с журналистами после правительственного часа. О претензиях Евгения Плющенко: “С Женей я сам разберусь”. О скандале вокруг Русского дома в Ванкувере, где спортсмены якобы пили: “Какой Русский дом?” А вот ответ на вопрос “МК” о том, ждут ли нас еще громкие отставки спортивных чиновников, включая самого Виталия Леонтьевича: “Сейчас заканчивается зимний сезон. Следом стартует летний. Вопрос не в отставках, а в том, что нужно начинать работать”. Только сможете ли вы, Виталий Леонтьевич, начать серьезно работать, если у вас такое веселое и игривое настроение, что вы путаете верхнюю палату парламента с цирком? А может быть, вам все-таки оставить большой спорт и заняться любимым делом: податься в артисты или клоуны? Ей-богу, там вы можете принести россиянам гораздо больше радости, чем на нынешнем посту. Веселить народ вы умеете...

http://www.mk.ru/politics/article/2010/03/31/459335-mutko-sovsem-raspayasnichalsya.html

Как бы то ни было, своего проштрафившийся министр добился: оскорбленные парламентарии отказались заслушивать его в Госдуме.

Наконец 2 июля Счетная палата РФ опубликовала отчет о результатах проведенной ею проверки эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств при подготовке к Олимпийским играм в Ванкувере, из которого можно узнать о многочисленных юридических, организационных и финансовых нарушениях, предшествовавших провальной Олимпиаде. Казалось, тут-то Мутко уж точно не вывернуться, дни его министерских подвигов сочтены. Но он и на этот раз отнесся к загремевшей вокруг его персоны канонаде с олимпийским спокойствием человека, который не может уразуметь: какого черта к нему привязались? Друг Путина - он вроде жены Цезаря. Он вне подозрений. Если друг - значит, ангел во плоти. По определению.

Беда, однако, в том, что эту очевидную для высокопоставленных чиновников истину никак не хотят усвоить те, чей комфорт не оплачивается за счет казенной кормушки.

Станислав Минин (Независимая газета от 08.07.2010):

«Президент ОКР Александр Жуков сказал, что готов пойти с Виталием Мутко в разведку. Трудно сказать, комплимент ли это Виталию Леонтьевичу или оценка состояния российской разведки.

Однако Виталию Леонтьевичу ни к чему идти в разведку - ни с Жуковым, ни с кем-либо еще. Виталий Леонтьевич на своем месте и занимает его так уверенно, как, убежден, хотел бы занимать свое место каждый из нас.

Счетная палата опубликовала отчет о деятельности Министерства спорта в преддверии ванкуверской Олимпиады. Разоблачительный документ разгромной силы. Структура Мутко в отчете обвиняется в нарушении Олимпийской хартии, соглашения с ОКР, целого ряда федеральных законов и даже собственных приказов.

Виталий Леонтьевич заявил, что это спекуляции, “полная чушь и ловля блох”. Я не знаю, какая мощь заключена в этом, казалось бы, тривиальном вербальном сочетании: “спекуляции, полная чушь, ловля блох”. Может быть, это заклинание, в котором важны порядок слов, паузы, дыхание, интонация.

Иначе я не могу объяснить тот факт, что добросовестная, дотошная и - главное - публичная работа Счетной палаты оказалась актом самоудовлетворения, а вопрос об отставке Виталия Леонтьевича не был поставлен никем, кроме журналистов.

Мы хорошо и вволю посмеялись над теми пятью ваучерами на завтрак, которыми, согласно отчету СП, ежедневно пользовался в Ванкувере Виталий Леонтьевич. Порадовались за министерский аппетит. Предположили, что министр подкармливал хоккеистов, страдавших от недостатка калорий.

Проблема в том, что все так и уперлось в смех. 71 страница жесткой критики и прямых обвинений, а на выходе - свежий анекдот. То есть общество содержит машину, производящую анекдоты.

После отчета Счетной палаты министр спорта Виталий Леонтьевич Мутко должен был подать в отставку, и его отставку должны были принять, так как министр де-факто признал бы, что документ СП содержит правду.

Не нужно спрашивать: кто вместо него? где гарантия, что будет лучше? Гарантия в том, что машина работает и конвертирует нарушения в потерю работы. Если машина работает, то не важно - кто. Важно - как.

Министр спорта Виталий Леонтьевич Мутко, судя по его высказываниям, не считает, что отчет СП содержит правду. Он считает, что отчет содержит чушь. В таком случае Виталий Леонтьевич должен был (нет - обязан был, будучи государственным чиновником) изложить контраргументы. Публично оспорить каждый тезис. Каждый чартерный рейс. Каждую пару лыж. Каждого Билана. Каждый ваучер на завтрак.

Он этого не сделал, а лишь кивнул в сторону французского министра: поинтересуйтесь, мол, что у них. Но мы живем в России, Виталий Леонтьевич. В России действуют российские, а не французские законы. Счетная палата считает, что ваша структура, Виталий Леонтьевич, эти законы нарушила.

Если министр не хочет приводить контраргументы, то должна быть структура, которая заставит его это сделать. Такой структурой должен быть парламент. Российский парламент этого делать не стал.

Если данные, собранные Счетной палатой - чушь, то Счетная палата должна быть распущена. Кто-то (тот же парламент) должен поставить вопрос о ее ангажированности. Но ведь и этого не происходит.

Это значит, что делать все то, о чем говорится в отчете СП, можно. Счетной палате можно об этом говорить. Министру можно это отрицать. А обществу можно над этим смеяться.

Смеяться - и платить…»

http://www.ng.ru/columnist/2010-07-08/100_mutko.html

Что и говорить, живем весело.

Наш разговор, однако, не про это. Он - о национальной идее, о том, чем каждый из нас мог бы гордиться. Увы, после всего, чему мы оказались свидетелями, энтузиазм по поводу спортивных побед приобрел до боли знакомый гниловатый привкус, вызываемый воспоминаниями о хамоватых чинушах, реагирующих на происходящее с развязностью угодившего в фавор холуя, свято верящего: пока барин благоволит, у него для беспокойства повода нет. Для этих господ спортивные достижения, к которым, строго говоря, они отношения не имеют, - это то, что должно обеспечивать их безбрежное потребление. Ведь привези олимпийцы достаточное количество медалей, никто бы и не подумал беспокоиться о том, во что государству обошлось чиновничье пристрастие к роскошным апартаментам, гламурные пьянки в «Русском доме», многомиллионные барыши сомнительных посредников и т.д. и т.п. Никто не стал бы во всеуслышание возмущаться. А если кто-то и стал бы - пустяки. Те, от кого хоть что-то реально зависит, на такого дотошного щелкопера просто внимания бы не обратили. Да вот беда - спортсмены так некстати подвели.

P.S. На подготовку и участие олимпийской команды России к зимним играм в Ванкувере, из бюджетных и внебюджетных источников было израсходовано более 6 млрд рублей. В том числе на подготовку к олимпийским видам спорта было израсходовано 5,8 млрд рублей. Исходя из этих цифр, Счетная палата РФ рассчитала примерную стоимость каждой медали, полученной РФ на Олимпийских играх в Ванкувере, - 388 млн рублей ($12 млн). Впечатляет. Но гордости не вызывает. Увы.

чиновничество, спорт, Мутко

Previous post Next post
Up