Бегство

Apr 12, 2024 18:38

Цикл "Меннониты"    Как правило, меннонитские истории и воспоминания фокусируются на "страданиях при царской власти" и "преступлениях большевизма/сталинизма", периоды первой и второй немецкой оккупации отсутствуют, а  бегство с нацистами в Европу описывается, если и упоминается, то в отличие от советской "депортации", это называется вынужденной "эвакуацией" по приказу. И в этой эвакуации самое страшное было - отстать "от своих".

Рассказывает Бен Гуссен

Полагая, что Красная Армия вскоре отвоюет территорию к западу от Днепра, Гиммлер приказал эвакуировать украинских «этнических немцев». В период с сентября 1943 года по начало 1944 года 200 000 немецкоязычных колонистов, в том числе 35 000 меннонитов, отправились на повозках, верхом, пешком и поездом в оккупированную Польшу.

Лидеры этого похода реквизировали припасы у русско- и украиноязычного населения, которых они оставляли на произвол судьбы. Мужчины-меннониты сопровождали колонны в отрядах самообороны или, реже, Ваффен-СС. Подразделения СС и немецкие военные эвакуировали украинских «этнических немцев», планируя спасти их от советского наступления и переселить их в Германию на земли оккупированной Польши.







Функционеры Гиммлера, среди которых был Бенджамин Унру, первоначально рассеяли беженцев по всей нацистской империи, поселив их в Верхней Силезии, Судетах, Саксонии и Данциге (Западная Пруссия). Унру надеялся вновь собрать большинство в новой военной провинции Вартеланд [Вартеланд состоял из территории так называемой Великой Польши и прилегающих районов, а также части областей, входивших ранее в состав прусской провинции Позен и потерянных в результате заключения Версальского договора]
.
«Я все больше убеждаюсь, - заявлял Унру в Союзе меннонитов, - что концентрация наших соотечественников и единоверцев в Вартеланде - лучший план». Носителей польского языка можно было вытеснить для освобождения места для будущей переселения туда меннонитов. Нацистские лидеры поддержали эту точку зрения.

Меннониты «образуют небольшую мировую державу», поясняется в официальной брошюре Вартеланда, посвященной признанию. «После войны целые группы меннонитов за рубежом готовы безоговорочно поселиться в Рейхе».



Прибытите немецких поселенцев из Лемберга (Галиции)
на очищенные от  евреев территории Вартеланда, 1940 г
 В 1943 году территорию для новых поселенцев - меннонитов уже очищали от поляков
В Вартеланде уже проживало небольшое меннонитское население. «Образцовая провинция» была создана в 1939 году.
Хотя нацистские демографы оценивали ее первоначальное немецкое население менее чем в 7 процентов жителей, губернатор Артур Грейзер поклялся германизировать территорию и согласился принять 50 000 немецкоязычных жителей Черного моря, включая транспорты из Хортицы. и Молочной.



Рассказывает Леонард Фризен:

Каждая колония выдвигалась своим обозом, в Молочной он составлял две тысячи телег, нагруженных вещами и запасами собранного заранее урожая. Вторая партия из Молочной уже отправилась поездом в октябре, вместе с колонистами из Хортицы.

Организованный караван подвод шел зимние месяцы, пока в марте не достиг Каменец-Подольска, расстояние около 800 километров. Иногда они захватывали на ночь целые деревни, хотя зачастую они просто ночевали под своими повозками в морозную погоду. Бесчисленное количество людей погибло в пути. Советские партизаны убили других или отобрали их лучших лошадей. Но в Каменец-Подольске немецкие солдаты наконец разместили оставшийся контингент в товарных вагонах и направились к конечному пункту назначения в  Вартеланд. [и никто не возмущается тем, что вагоны не были пассажирскими, как это делают антисоветчики по поводу советских теплушек - "вагонов для скота"]























Выезд из Приднестровья




На дороге через Румынию



Оплакивая потерю своих старых поселений, беженцы из Украины, как и прихожане Лемберга до них, хвалили свою новую родину. «Мы, немцы, переселенные… в Вартеланд, - писал один меннонит, - выражаем нашему фюреру Адольфу Гитлеру нашу глубочайшую благодарность за освобождение нас от еврейского ига коммунизма, и мы полны решимости бороться и работать на благо Германского рейха, каждый - там, куда его поместят».

«Нам нечего терять, - объяснил другой поселенец, - потому что все, что у нас было, мы потеряли. Теперь у нас есть только наши жизни, и их мы посвящаем окончательной победе».

На границе мигранты прошли рутинную дезинфекцию. Очищение тел меннонитов было прообразом расовой экспертизы, ожидавшей их в таких крупных центрах обработки, как Лицманнштадт, - зеркало процессов, которые пережили миллионы евреев и польскоязычных людей, обреченных на рабский труд и уничтожение в таких лагерях, как Хелмно, Белжец и Треблинка.

Из воспоминаний меннонитов: «Мы въехали в Польшу, Вартегау, и остановились на станции Побьянице [недалеко от Лицманштадта]. Здесь весь транспорт сначала мыли и дезинсецировали..»



Мобильная кухня превращалась в дезинсектор
.

«Нас провели в большие комнаты, где мужчины и женщины были разделены. Маленькие мальчики до шести лет шли с женщинами, а мальчики постарше - с мужчинами. В одной большой комнате нам всем пришлось раздеться. Одежда была помечена и отправлена на дезинсекцию. Мы сами вошли в огромную ванную комнату с десятками душевых и длинными рядами скамеек. Здесь нам приходилось ждать часами и сидеть голыми на холодных скамейках. Как это было неловко! Большинство из нас никогда не были на пляже и никогда не носили купальных костюмов, а здесь были сотни обнаженных женщин с детьми, выставленные на всеобщее обозрение. Рабочие, мужчины и женщины, ходили вокруг. Мы могли бы провалиться под землю [от смущения].
.



.
Рабочие переходили от женщины к женщине, пудрили волосы, а потом после долгого ожидания мы их мыли в корытах. Вода имела резкий запах. Потом мы пошли в душ и после долгого ожидания снова стояли в длинных очередях, все еще без одежды, чтобы поставить штамп на левую руку. На темно-синей марке ясно было написано «ЧИСТО», и теперь мы были готовы жить в Рейхе. В другой комнате мы нашли нашу одежду, отданную в химчистку и едва узнаваемую. Они помялись и потеряли цвет. Нам пришлось их носить, потому что других у нас не было. Нам сказали, что все это необходимо, чтобы избежать болезней. Через дезинсекционный лагерь пришлось пройти всем, кто пришел с Востока».
.



Дезинсекционная печь для одежды

«Трудно не противопоставить опыт меннонитов дезинсекции и обнажения в нацистской Германии и опыт евреев Вартегау, которых отправляли обнаженными в душевые, которые представляли собой газовые камеры,» - замечает по этому поводу  историк Арнольд Нойфельд-Фаст

Источники:
Benjamin W. Goossen "Chosen Nation.Mennonites and Germany in a Global Era"
Leonard G. Friesen "Mennonites in the Russian Empire and the Soviet Union Through Much Tribulation"
а также блог историка Арнольда Нойфельд-Фаста

Завтра: На новой родине

Фашизм, Германия, Меннониты, История СССР, Зарубежные историки о России и СССР

Previous post Next post
Up