На новой родине

Apr 13, 2024 19:45




Пропагандистский материал о том,
как горячо приветствуют новых поселенцев на новой родине
Цикл "Меннониты"   Рассказывает Бен Гуссен

К июню 1944 года Центральный иммиграционный офис Вартеланда проверил десятки тысяч репатриантов из Украины, в том числе меннонитов из Хортицы и Молочной. Создав «генетический каталог», офис установил, что эти говорящие на немецком языке, несмотря на то, что прожили более столетия «в окружении биологически большей силы принимающего населения», не развили значительного «родства с иностранными расами», благодаря их «сильной религиозной принадлежности».
.



Иммиграционное Бюро (EWZ) в Лицманштадте (Лодзе)
.

Чиновники по натурализации повторили эту оценку при предоставлении немецкого гражданства. В Конинском районе один администратор сообщил, что «черноморские немцы, которые, включая старших детей, прекрасно говорят и пишут по-немецки, представляют собой самое ценное население, которое когда-либо принимал Вартеланд».



Для упрощение и оперативности оформления иммигрантов был создан специальный поезд,
в котором производилась регистрация прибывших, медицинский осмотр,
 и другие процедуры  прпоцесса оформления, а затем - вручение сертификата о натурализации
Лидеры меннонитов способствовали натурализации, отсеивая членов с нежелательными расовыми чертами.
Иоганн (Ганс) Эпп, бывший окружной администратор Хортицы, провел оценку 7000 меннонитов в Верхней Силезии.



Он путешествовал по лагерям, проводя «предварительную чистку» для выявления непригодных для получения гражданства. С помощью Эппа и его помощников власти разделили эвакуированных на две расовые категории, обозначенные О и А. Обе группы получили гражданство, хотя иногда только в порядке эксперимента, в ходе которого контролировалась политическая лояльность. «О» были расовой элитой. Нацистские врачи подтвердили их пригодность к поселению в Вартеланде, где они должны были германизировать польскую землю.

Однако не все меннониты считались подходящими для этого проекта. Около трети принадлежали группе  «А», в нее входили представители смешанной расы, лица, состоящие в смешанных браках, а также все, кто плохо говорил по-немецки. Их отправили через довоенные границы Германии, где они были окружены преимущественно немецкими гражданами. Расовая обработка служила средством конфессионального очищения. Церковные лидеры действительно пытались сократить число случаев А, особенно когда это позволяло больным или пожилым меннонитам оставаться с родственниками. Но они мало сочувствовали смешанным семьям.



Однако, некоторым вообще было отказано. Среди поселенцев Верхней Силезии Иоганн Эпп выделил «чистых русских» и других, которым гражданство не предоставлялось. Хуже всех, по мнению Эппа, были «этнические немцы», имевшие при себе советские документы, удостоверяющие их принадлежность к русским или украинцам. В коммунистические времена они стремились к социальной мобильности, дистанцируясь от немцев. «Эти свиньи должны ходить в пальто, которое они сами сшили», - настаивал Эпп.

И опять проходила биологическая чистка  от слабых и немощных, инвалидов по старости, инвалидов детства, все они не должны были осквернять и обременять немецкую  расу, для многих из них была предписана эвтаназия. Теперь уже сами меннониты проходили через то, через что они ранее позволили пройти своим соседям.

«Тех, кого считали «биологически-генетически слабыми», изымали из семей. Альберт Даль из Мариенталя вспоминал, что некоторые из их меннонитов, инвалиды и умственно слабые, просто «исчезли» по прибытии в Вартегау.
Это соответствовало расовой политике Рейха, которая предполагала, что «взлет и падение культуры народа зависит прежде всего от сохранения, заботы и чистоты его ценного расового наследия,» - дополняет Арнольд Нойфельд-Фаст



Артур Грейзер, гауляйтер и губернатор Вартеланда
Религиозная политика Вартеланда также отвечала интересам лидеров меннонитов. Пытаясь ослабить альтернативные центры власти, особенно католическую церковь, Артур Грейзер и его функционеры подвергли нападкам религиозные институты. Очень немногие священники сохранили свои посты. Остальные были заключены в тюрьму, депортированы или расстреляны. Демонтаж государственной церковной системы предоставил меннонитам - впервые в истории Германии - полное юридическое равенство с собратьями-христианами.

Но представителям все равно приходилось добиваться собственного признания. Бенджамин Унру считал, что религиозная свобода мигрантов зависит от их приверженности нацизму. В начале войны, когда Вермахт завоевал французский Эльзас-Лотарингию, гестапо запретило местные меннонитские общины, заставив проповедников подписать заявление: «мы, как Свободная церковь, распущены». Унру стремился избежать подобного развития событий в Вартеланде. Путешествуя из лагеря в лагерь, он читал лекции и надеялся, что его визиты «морально повлияют на этих истинных соотечественников и единоверцев и облегчат их интеграцию в Рейх».

Хотя Грейзер приказал очистить лагеря перемещенных лиц в течение четырех недель, многие из них действовали месяцами. Нацистские чиновники уже изгнали сотни тысяч польскоязычных, чтобы освободить место «этническим немцам», однако нехватка жилья была хронической.

«Больше пространства должно быть создано путем эвакуации поляков», - решили лидеры СС. «Цифры не совпадают. Прибывает больше черноморских немцев, чем уезжает поляков».

Итак , меннониты стали пособниками этнических чисток - теперь уже на польской земле.
В период с апреля по ноябрь 1944 года власти выселили еще 34 000 человек, говорящих на польском языке.

Не все меннониты одобрили эти меры. «Мы не можем понять, почему у поляков без разбора отбирают дома и фермы», - писал Якоб Нойфельд. «Многие наши люди таким образом должны получить собственность. Это огорчает, так как много лет назад нас самих изгнали из дома». Тем не менее, они все равно стали выгодополучателями, никто не отказывался от жилья, одежды, питания, "ведь надо было как-то выживать".

Когда репатрианты наконец получили жилье, многие остались недовольны. В одном доме ютилось до шести семей. «Как вы думаете, нам окупится покупка цыплят и свиней?», - обратился к властям в 1944 году Иоганн Тиссен. «Вполне возможно, что нас поселят… в каком-нибудь другом месте, и поэтому мы не хотим накапливать много собственности».

Запрос Тиссена проиллюстрировал несоответствие между ожиданиями новой жизни и часто разочаровывающей реальностью нацистских программ переселения.

Потребности военного времени перевешивали желания мигрантов. По мере приближения Красной Армии правительство Вартеланда не желало предоставлять меннонитам значительные сельскохозяйственные угодья. Не многим посчастливилось найти даже подработку. Некоторые местные землевладельцы сомневались в лояльности эвакуированных или их расовой честности. Во многих случаях они просто предпочитали дешевую польскоязычную рабочую силу. Демографические проблемы усугубили ситуацию. Большинство взрослых меннонитов были женщинами, потому что большинство оставшихся мужчин были призваны в Вермахт или Ваффен-СС.

Арнольд Нойфельдт-Фаст рассказывает историю 15-летних Кете Генрихс и Вальтера Броуля из Гнаденфельда.

Молодежь проверялась на предмет участия в Гитлерюгенде, а также на пригодность для участия в элитных программах, таких как годовая программа Landjahr (год фермы и службы). Высоко политизированное обучение в Landjahr было доступно для молодых людей из Гитлерюгенда и его аналога, Лиги немецких девушек, после окончания школы в возрасте 14 лет. Кандидаты должны были быть в хорошей физической форме, генетическими арийцами, психически здоровыми;

Для мальчиков Volksdeutsche (этнических немцев) Гитлерюгенд был обязательным и обязательным условием для любой будущей роли в гражданском (Volks-) обществе.

Для Вальтера «Гитлерюгенд» начался с отряда принудительного труда (Arbeitsdienst) и довоенного лагеря (Wehrertüchtigungslager). Последнее включало стрелковую подготовку и рытье траншей. Уже в Украине организация «Гитлерюгенд» соблазняла мальчиков-меннонитов возможностями для занятий спортом, коллективизмом, упражнениями по стрельбе, теоретическими и практическими занятиями под руководством офицера запаса, бесплатно, с небольшой стипендией, приличным жильем и питанием, более «обильным, чем мамина кастрюля».



Лагерь «Гитлерюгенд» в Позене/Вартегау подчеркивал важность духа товарищества и обучал мальчиков, например, тому, как сражаться парами в окопах. Практика включала вход во «вражескую» траншею в темноте и уничтожение всех, с кем они столкнулись. Поскольку Уолтер делал это хорошо и без страха, ему предложили записаться на курсы подготовки офицеров, когда в апреле ему исполнилось 16 лет.



Кете Генрихс прибыла в Вартегау с тифом, но после выздоровления в мае поступила на подготовительное обучение в Landjahr , а затем 9 августа 1944 года поступила в школьную программу Landjahr и Landdienst. В школе они учились «готовить, стирать, гладить одежду и постельное белье, убираться и работать в саду». По утрам они проходили обучение на разных фермах или поместьях, а затем меняли группы каждые две недели. Помимо этого были фитнес-тренировки, на которых она научилась плавать и нырять. "Пока осенью было тепло, мы купались раз в неделю во второй половине дня. Еще мы учились нырять в воду с трамплина на высоте три метра… для этого мне пришлось ехать в Познань, чтобы воспользоваться крытым бассейном, потому что на улице уже было слишком холодно»



Режим готовил этих 15-летних детей, чтобы в конце войны они стали элитными фермерскими семьями и общинами для восточных границ Германии. Эта концепция предусматривала создание генетически здоровых немецких крестьян в укреплённых сельскохозяйственных деревнях вдоль границы с Вартегау. Соответственно, гербом Вартегау были плуг и меч, переселение меннонитов в Вартегау, а возможно, позднее  -снова обратно в Украину, должно было способствовать осуществлению этого плана.



Немецкая газета заявляла: «Это будущее... может быть только солдатским. …Только военное поколение, гордящееся своей армией, будет знать, как сохранить наследие победы. Когда эти молодые люди однажды будут жить как солдаты-фермеры (вербауэры-поселенцы, живущие на границах) на немецком Востоке на своей собственной земле, нам больше не придется беспокоиться о нашем немецком будущем».

Идеал вербауэра - плуг в одной руке и заостренный меч в другой - был представлен в программах «Гитлерюгенд» и в программах «Ландьяхр» в Вартегау. Видение Гитлера о развитии заключалось в сельскохозяйственном возрождении вооруженных немецких солдат-фермеров на восточном фронте, готовых всегда защищать землю, обучать следующее поколение и сохранять расовый порядок.



В последние месяцы войны советские войска достигли Восточной Пруссии и к началу 1945 года оккупировали Польшу. Вместе с миллионами других немецких граждан 45 000 меннонитов, в том числе 10 000 из Данцига (Западная Пруссия), начали хаотичное отступление на запад. Артур Грейзер откладывал эвакуацию до последней минуты, без необходимости подвергая опасности мирное население Вартеланда, хотя его подчиненные подчеркивали угрозу, поощряя мигрантов совершать самоубийства, чтобы не допустить захвата Красной Армией.

«Если русские наводнят Европу, с нами, русскими беженцами, покончено», - написал Якоб Нойфельд. «Немецкий режим уже совершил много замечательных дел… должны ли они потерпеть неудачу в конце, после стольких лет тяжелейшей экономической и военной борьбы? Нет, этого не может быть!»

Но советские танки быстро продвигались вперед. Меннониты Вартеланда опять бежали поездом, на повозках и велосипедах или пешком.



Штургард, Германия. 1943 год. Колонисты из Хортицы
( увеличивается при открытии в отдельной вкладке или окне)
Многие прибыли в такие города, как Дрезден и Берлин, только для того, чтобы принять участие в самых кровавых боях войны. Беженцы из Данцига-Западной Пруссии попытались бежать на северо-запад через Балтику.

К маю Германия - ее территория, разделенная четырьмя оккупационными армиями - полностью и безоговорочно сдалась.

Источники:
Benjamin W. Goossen "Chosen Nation.Mennonites and Germany in a Global Era"
а также блог историка Арнольда Нойфельд-Фаста:
https://russianmennonites.blogspot.com/2023/05/a-cases-and-o-cases-after-trek-1944.html
https://russianmennonites.blogspot.com/2023/05/warthegau-nazism-and-two-15-year-old.html

Завтра: Меннонитство, как национальность

Фашизм, Германия, Меннониты, История СССР, Зарубежные историки о России и СССР

Previous post Next post
Up