Труд на благо рейха

Apr 10, 2024 18:49

Цикл "Меннониты"    Рассказывает Бен Гуссен

Судьба Сталиндорфа, совместной еврейско-меннонитской колонии, иллюстрирует связь между геноцидом и повествованиями о землепользовании. В 1941 году в поселении проживало около 10 000 евреев и 3 000 немецкоязычных - самое большое число в любом из так называемых еврейских районов Украины.

Карл Штупп в своем отчете о поселении утверждал, что «ленивые» евреи заманивали меннонитов в свои деревни только для того, чтобы использовать их в качестве «рабского труда». По данным айнзацгруппы С, речь шла о «недалеких евреях, которых [российское] правительство сочло непригодными для высших целей и «отправило» в деревню». Там они установили «террористический режим», эксплуатируя труд своих соседей-меннонитов.

По иронии судьбы, айнзацгруппа C сочла еврейских фермеров слишком ценными, чтобы их можно было убивать.
В интересах продолжения сельскохозяйственных работ подразделение «воздержалось от расстрела этих евреев, посчитав  достаточным ликвидацию еврейского руководства».

Лишь восемь месяцев спустя, после того как власти нашли на замену несколько тысяч «этнических немцев», они уничтожили остальных евреев колонии.

Она была переименована во «Фризендорф», или Фризскую деревню, в честь предположительно голландского расового наследия меннонитов. Положительные отчеты о чистке поселений имели целью оправдать истребление в ретроспективе.



Российские меннониты на  машино-тракторной станции,1943



.Особую похвалу получил совместный протестантско-меннонитский район Кронау-Орлов. Из всех населенных пунктов Украины он было одним из наиболее близких к нацистскому идеалу закрытой немецкой колонии. Тридцать из сорока двух деревень всегда были преимущественно немецкоязычными, и как радостно сообщал Карл Штумп, по своей сути они были «свободными от евреев».

В протестантском административном центре Кронау было всего «несколько еврейских комиссаров и государственных служащих». Даже количество смешанных браков с людьми, предположительно имеющими украинское и русское происхождение, было «к счастью, низким». Из 2857 семей, идентифицированных Штумппом как немецкие, только 65 были смешанными. Самое главное, что «смешанных браков с евреями абсолютно не возникало».



В большей степени, чем другие колонии, Кронау-Орлов также был освобожден от предполагаемых ненемцев. К ноябрю 1942 года нацистские функционеры депортировали четыре украиноязычных села колонии, и были запланированы к выселению еще восемь.

Такая  зачистка способствовала скромному перераспределению земли. В то время как большинство говорящих на немецком языке оставались в колхозах советского образца, которые оккупанты поддерживали в краткосрочной перспективе, чтобы обеспечить производство продуктов питания во время войны,  в Кронау-Орлове начали демонтировать эту систему. [ "демонтажем", как выяснилось, было лишь уменьшение размеров колхозов, дробление их на меньшие коллективы, состоявшие из нескольких семей]



В 1942 году колония произвела 7100 тонн пшеницы, что на целую тонну больше, чем ее норма военного времени; местные фермеры восполнили потребность в яйцах более полутора раз; а в сентябре они произвели больше молока, чем любой из двадцати одного окрестного района. Конечно, успех Кронау-Орлова отражал преференциальный режим. Расовые теории нацистов предсказывали, что меннониты превзойдут другие группы населения. Особая политика и привела к этому.







В то время как общины, отнесенные к категории негерманских, намеренно морили голодом, меннониты и другие «этнические немцы» получали сравнительно щедрую поддержку. Помимо предметов роскоши, таких как молоко, масло и мясо, они смогли приобрести лучшее сельскохозяйственное оборудование и землю.

Если кто-то из меннонитов жаловался, что с их соседями, не являющимися немцами, обращались несправедливо, это только заставляло чиновников полагать, что деревни «должны быть очищены от представителей других рас быстрее». Таким образом, экспроприация и убийство стали собственным решением меннонитов.

Германизированные колонии служили пропагандистским инструментом Рейха. Выселение евреев, а также украинско- и русскоязычного населения стало отмечаться как триумф расовой устойчивости.





Нацистские художники и фотографы документировали этот процесс. В тылу распространялись киноматериалы о таких населенных пунктах, как Хортица и Молочная. На одном кадре из Гальбштадта была вывеска с надписью «Немецкая колония», за которой следовали виды зданий в немецком стиле. Сцены с  ухоженными полями уступали место молодежи с нарукавными повязками со свастикой. Связь расы с сельских хозяйством демонстрировали вклад меннонитов в войну и укрепляла солидарности с другими предполагаемыми немцами по всей гитлеровской империи.







Если нацистские лидеры представляли себе Украину, свободную от евреев - страну грез, где правит население с немецкой кровью и где славяне жили в рабской сегрегации, - их планы рано рухнули.

Поражение под Сталинградом в 1943 году изменило ход войны...

Источник: Benjamin W. Goossen "Chosen Nation.Mennonites and Germany in a Global Era"

Расизм, Фашизм, Меннониты, История СССР, Зарубежные историки о России и СССР

Previous post Next post
Up