О двух ученых

Apr 06, 2024 11:21

Цикл "Меннониты"    По ходу написания этого цикла на основе уже прочитанных книг, я нахожу все больше и больше дополнительного материала, с которым не могу не поделиться, тем более, что "герои" этого поста, определявшие судьбу меннонитов - тоже выходцы из России, хотя и не меннониты. Это - дополнение к рассказу о расовых исследованиях группы Штумпа для зачистки оккупированных нацистами территорий.

Георг Лейббрандт и Карл Штумпп и люди, работавшие на них, до сих пор восхваляются в публикациях русско-германских общественных организаций в Германии, пишет доктор Сэмюэл Зиннер. Североамериканские русско-германские общественные организации последовательно продвигают Штумппа и Лейббрандта и никогда официально не дистанцировались от них.

Точно так же, как потомки российских меннонитов пишут историю о невинных жертвах, упуская периоды их сотрудничества с оккупантами во время Первой и Второй мировой войны, биографии известных ученых и общественных деятелей, работавших в Германии, тоже имеют белые пятна.

Круг виновников нацистского геноцида был гораздо шире, чем просто СС и Вермахт, и включал бесчисленное множество научных экспертов низкого и высокого уровня, например, таких как этнополитики и картографы.
Многие из преступников, благодаря США, избежали правосудия, считались достойными людьми и вели благополучную послевоенную жизнь.



Георг Лейббрандт (1899-1982)


Карл Штумпп (1896-1982)



Георг Лейббрандт
Родился в 1899 году Гофнунгсфельд (ныне село Торосово Захарьевского района Одесской области) в многодетной крестьянской семье немецких колонистов из Швабии. Посещал школу в родной колонии, в 1914-1917 годах учился в Юрьевской мужской гимназии, в 1918 году получил аттестат в Одесской гимназии.

После оккупации Украины немецкими и австрийскими войсками поступил на службу в оккупационную администрацию в качестве переводчика (он свободно владел русским и украинским языками), а также стал бойцом местной немецкой самообороны. В 1919 году бежал в Германию.

Так начиналась карьера молодого Лейббрандта. В 1918 году  он уже изучал теологию в Германии, а также посещал занятия по филологии и истории. В 1927 году ему была присвоена степень доктора философии. В 1926, 1928 и 1929 годах, в годы внезапно разразившегося меннонитского эмигрантского кризиса и бегства в Москву, он много путешествовал по Советскому Союзу и общался с колонистами. Официальными целями его визитов были изучение истории развития немецких колоний в Причерноморье и сбор исторической информации. О неофициальной цели мы можем только догадываться. Во время своих визитов он был представлен по-разному: доктором философии, аспирантом, профессором истории Лейпцигского университета и сотрудником Института изучения немцев за рубежом (Deutsches Ausland Institut) в Штутгарте. В результате в Германии была издана его книга об эмигрантском движении российских немцев.

Имея талант в освоении языков и получив стипендию Рокфеллера, в 1931-33 годах продолжил учебу в Париже и США, где устанавливал контакты с иммигрировавшими в Америку немцами из России.[не трудно догадаться, что уже тогда Леббрандт работал на нацистов]
В 1933 году Альфред Розенберг назначил его директором Восточного отдела Управления внешней политики НСДАП, где он выполнял функции политического советника Розенберга.В июле 1941 года, после нападения Германии на СССР, был приглашён Розенбергом  на должность начальника главного политического управления Имперского министерство оккупированных восточных территорий.

С 1945 по 1949 год Лейббрандт находился под арестом, но выступал лишь в качестве свидетеля. В январе 1950 года окружной суд Нюрнберга-Фюрта возбудил против него предварительное дело по подозрению в многочисленных убийствах, но следствие было прекращено. А в 1955 году Лейббрандт был уже советником канцлера Конрада Аденауэра по вопросам репатриации немецких военнопленных из Советского Союза, продолжал заниматься наукой, до сих пор числится выдающимся ученым.
На послевоенном суде над Лейббрандтом основным аргументом его юридической защиты было то, что он не был идеологическим антисемитским членом нацистской партии. Если бы его публикации были известны союзным прокурорам, пишет Сэмюэл Зиннер, возможно, Лейббрандт не был бы оправдан по завершении суда.

Работа Сэмюэла Зиннера посвящена  "неизвестным" публикациям, я приведу лишь некоторые выдержки

[Самые банальные]«Еврейство - это социально-паразитическое явление... Развитие большевизма под руководством еврейства можно понять только тогда, когда рассматриваешь это с расово-биологической точки зрения. Подобно тому, как в животной и растительной жизни существуют паразиты, такое же явление наблюдается и в жизни людей.
Еврейство - паразит среди народов. Ее религия является выражением ее расовой ментальной установки и в значительной степени направлена на эксплуатацию других народов в своих собственных интересах. Как социальный паразит, он живет в национальном теле и живет за счет расовой субстанции и творческих сил других народов.

Тем самым он подрывает биологические и моральные основы каждой национальности, любого государства и общественного строя. Таким образом, в прошлом ближневосточно-сирийская расовая смесь поражала различные народы хаотичной ублюдочностью, и даже сегодня она угрожает современной европейской культуре подобной угрозой.

Мечта избранного народа о мировом господстве на протяжении тысячелетий проявляется в разных формах, но всегда с одной и той же мыслью. Будь то сионизм или советизм, великой целью остается завоевание мирового господства и прочное подчинение и порабощение других народов в пользу еврейства. С этой точки зрения большевистская мировая революция есть не что иное, как осуществление долгожданного мирового господства евреев на пути Коминтерна и их союзников. . . .Еврейство теперь прочно обосновалось в Москве, в этом азиатском расовом хаосе. . . . и была проведена параллель Москва-Сион. . . .»

«Славяне, происходящие с Юго-Запада, смешали свою кровь в той или иной степени с остальными народами, которые там еще остались. Одновременно с принятием христианства к этому расовому смешению добавилась византийская концепция деспотического правления. . . . Однако наиболее значительное смешение крови произошло во время 200-летнего правления татар».
«В русском обществе всегда борются друг с другом два существенных компонента: нордический характер против монголо-азиатских инстинктов».

Московия всегда «колебалась между Европой и Азией», так и не выработав своей «личности». Затем он прямо ссылается на утверждение Розенберга о том, что, помимо русского нигилизма и панславизма XIX века, в российских глубинах дремлют анархические тенденции, которые ранее вспыхнули во времена Ивана Грозного, Петра Великого, Пугачева и Стеньки Разина, и что все это составляет «фундамент мировой разрушительной большевистской доктрины».
«В это весьма своеобразное расовое смешение русского народа был импортирован еврейский марксизм Западной Европы»
«Однако носителем этой большевистской чумы было еврейство. Большевизм мог победить только благодаря больному и характером, и разумом национальному телу».

Лейббрандт говорит о «еврействе как носителе азиатско-кочевнического пустынного менталитета», который он называет «ублюдjочным инструментом в руках еврейской диктатуры». Дальнейшими примерами «ублюдков» являются «калмыцко-татарский Ленин» и «грузинский Сталин».
«Конечно, не все лидеры революции были евреями. Однако здесь решающим является тот факт, что они позволили евреям определять себя или, по крайней мере, присягнули еврейскому учению марксизма и тем самым уже поставили себя на службу евреям». Что касается лидеров большевизма, которые имеют нееврейское происхождение, то они не являются представителями европейских народов, а вместо этого по расовому и кровному признаку являются ближневосточными.
Их определяющей характеристикой является, прежде всего, сильная антиевропейская установка, столь ярко выраженная у Ленина».

Некоторые другие мысли Лейббрандта весьма акутальны и ценятся на Западе и сегодня. Он считал, что странам Балтии,Финляндия и Польше необходимо отвернуться от «азиатского Востока» и повернуться к «европейской культуре». Он называл себя нацистом («мы, как национал-социалисты»), и ссылался на нацистскую «расово-биологическую точку зрения».

Обращаясь к своим этническим соотечественникам в СССР, писал:«Немецкий этнический фрагмент в Советском Союзе есть та часть немецкого национального тела, которой большевизм мстит за победу национал-социализма».

Об отношении к нацистской партии в СССР Лейббрандт утверждал: «Свастика теперь уже рассматривается даже среди народов Советского Союза как символ этнической свободы и одновременной возможности развития».

По его мнению, выбор стоит не между национал-социализмом и большевизмом как идеологиями, а, более конкретно, «между мощной системой разделенных в Европе национальных государств или азиатским большевизмом, который поставил перед собой задачу уничтожения основ европейской культуры».

А вот еще, в статье 1940 года, делая исторический обзор «мировой политики», и начиная его с древних мировых империй, Лейббрандт пишет о том, что помимо «западноазиатско-европейских мировых царств», к которым принадлежали древние германские народы, на Дальнем Востоке возникла идея «неограниченного мирового государства». В этой связи упоминается Китайская империя, а также идея о том, что «как на небе нет двух солнц, так и на основании естественного закона земля не может иметь двух правителей».

Пожалуй, хватит о Лейббрандте.



Карл Штумпп
Родился в 1896 году в поселении Александрхильфе (Доброалександровка) Херсонской губернии. Окончив немецкую среднюю школу в городе Одесса,  учился в университете в Тюбингене (Германия). В университете участвовал в создании Ассоциации студентов немецких колонистов. В 1922 году получил степень доктора философии. По окончании учебы домой ( уже - в СССР) не вернулся, а отправился в Румынское королевство, где работал учителем старшей женской школе в Тарутино (тогда- румынская Бесарабии, сейчас - Одесская область), а попутно занимался изучением истории немецких колонистов в Бассарабии. Штумпп читал лекции этническому немецкому населению Бессарабии и основал университетскую библиотеку в Тарутино, что привело к созданию немецкоязычных библиотек и в других бессарабских немецких поселениях.



Немецкие студенты-колонисты в Тюбингене.
Карл Штумпп - во втором ряду, четвёртый слева.
В 1933 году Штумпп переезжает в Германию, где  нацистами "ему было предложена должность директора российско-германского отделения Института изучения немцев за рубежом. Поселившись в Штутгарте, он проработал в должности руководителя национального союза немцев за границей до 1938 года. В последующем, был членом германо-российского научно-исследовательского центра в Берлине." - аккуратно рассказывает Википедия.

Как рассказывает Сэмюэл Зиннер, целью исследований было « провести семейно-ориентированные и расово-биологические исследования всех русских немцев по всему миру».

В 1941 году деятельность Штумппа перешла в ведение Имперского министерства по оккупированным территориям (RMO) Розенберга под руководством Лейббрандта, директора, связанного с эмигрантами политического отдела этого министерства. Штумпп опубликовал в Deutsche Post aus dem Osten(Berlin) несколько статей, которые остались "неисследованными"

В 1937 году он пишет: «Каждый владелец домашнего животного гордится тем, что знает родословную своей собаки или лошади. . . . Грядущее поколение вряд ли сможет понять, почему именно высшее существо - человечество - оставило незамеченным свою собственную родословную, столь важную для народа вещь».

В том же году он интегрирует открытия Менделя в нацистскую расовую теорию. В 1939 году в отношении русских немцев он подчеркивает нацистские идеи "народной биологической потребности", "народной биологической силы" и необходимость оставаться «чистыми» от еврейской крови.

Эссе Штумппа 1940 года «Zur Volksbiologie der Rußlanddeutschen» заканчивается утверждением, что, основываясь на данных о массовых колониальных достижениях российских немцев и высоких показателях воспроизводства, «в русском немецком мире сохранился здоровый взгляд на жизнь в национально-биологическом отношении, и в нем дремлют новаторские силы, которые можно и нужно с пользой применить и применить к германскому миру в целом».

"Неизвестные" эссе Штумппа показывают, что он и Лейббрандт видели в сильном немецком государстве единственное спасение от того, что они называли мировой угрозой «еврейско-большевистской чумы».
В эссе также указывается, что нацистские мотивы были первичными, а этнические проблемы вторичными, вопреки выводам некоторых предыдущих исследований.

Штумпп был катализатором современной генеалогической озабоченности российских немцев в Америке. Он присылал Якобу Фольцу (немецкому иммигранту из России, поселившемуся в Америке) нацистские пропагандистские публикации, после чего Фольц в немецкой газете российских немцев «Вельт-Пост» (Линкольн/Омаха, Небраска) развернул кампанию по сбору у ее читательской аудитории генеалогических данных о поволжско-немецких деревнях.
Эти списки деревень были позже переведены и опубликованы Американским историческим обществом немцев из России в Линкольне, штат Небраска, однако они были предварительно очищены от их первоначального нацистского контекста и происхождения.

Подразделение специального назначения из восьмидесяти человек, возглавляемое Штумппом, под названием зондеркоманда Штумппа действовало на Украине с конца 1941 по начало 1943 года, в нее входили меннонитский проповедник Герхард Фаст, лютеранские пасторы Фридрих Ринк и Генрих Рёммих, основатель и сотрудник Landsmannschaft.

Штупп был хорошо информирован об истребительной деятельности СС. Нацистские этнографы, составлявшие деревенские отчеты, были напрямую проинформированы об уничтожении евреев.

Отчеты Штумппа были «расово-биологическими» исследованиями и  во многих случаях служили проводником для эсесовских команд, «зачищавших» немецкие регионы». Отчет Штумппа № 4 ясно показывает, что еще не все евреи были убиты на тот момент, когда Штумпп прибыл в деревню. В некоторых отчетах прямо говорится, что различные лица были расстреляны на месте (erschossen).

Короче говоря, Штупп располагал четкими доказательствами происходящего и передавал эту информацию Розенбергу и Лейббрандту в Берлин. В докладах Штумппа рейхсминистру с полной идеологической убежденностью говорится о «большевистско-еврейской чуме».

Без технических и административных навыков, которыми обладал Штумпп и другие участники операции Heim ins Reich, план SS-Raumplanung 1942/1943 года был бы невозможен.

Более 30 000 немцев были переселены в три поселения вблизи Житомира, Хегевальда и Фёрстерштадта. Депортация около 15 000 украинцев из этих районов в Днепропетровскую область была лишь первым шагом в этом проекте германизации. Вторым шагом было уничтожение евреев Днепропетровского района.

В 1979 году Штупп рассказал о своей работе в качестве зондеркоманды: «Еще одной стороной моих обязанностей было обеспечение местных жителей немецкой одеждой», которая была одеждой уничтоженных евреев.

Зондеркоманда Штумпп была распущена 31 марта 1943 года из-за неизбежности перехода территории под контроль советских войск ( в октябре уже было освобождено Запорожье).

После войны Штумпп поселился в Тюбингене, где преподавал в гимназии. Он никогда не привлекался к ответственности за военные преступления.

В 1966 году Федеративная Республика Германия наградила его Крестом за заслуги перед обществом первой степени «в знак признания заслуг, оказанных от имени государства и народа».

В конце 1960-х - начале 1970-х годов он поддерживал создание различных российско-германских организаций в Америке, выступая в качестве почётного президента.



В 1974 году Штупп писал о своей деятельности во время войны: «В то время мы охватили 327 общин. Ценнейший статистический материал. Я сам удивляюсь, когда сейчас смотрю отчеты. . . . Сокровищница статистического материала. Что бы произошло, если бы мы могли таким образом [полностью] завершить все 327 сообществ!» Он отмечает, что отчеты разбросаны по разным архивам и их необходимо собрать в одном месте, чтобы получить целостное представление о них.
«Эти материалы, а также "Одесскую газету" следует вернуть в Германию,» - заявлял Штумп, « все это принадлежит Германии.»

В лекции примерно 1974 года Штупп заявил, что зондеркоманда Штумпп была его собственной идеей и что «Розенберг немедленно согласился» с ней.

Одна часть лекции называется «Зверства и плохие времена». Но это относится только к потерям архивных материалов во время бегства с Украины, а не к убийствам нацистов, для Штумппа главным военным злодеянием, связанным с работой зондеркоманды Штумппа, была потеря архивных материалов, а не Холокост, который он помог осуществить и задокументировать.

В другой лекции  Штупп пишет с ностальгией и волнением о днях войны и своей архивной работе на Востоке, никогда не выражая никакого сожаления, никаких антинацистских заявлений и даже не ссылаясь на более широкую военную ситуацию. Он говорит, что зондеркоманда Штумппа была создана по инициативе Лейббрандта, и он был «назначен Вермахтом для специального задания (Sonderaufgabe) ».

Он горячо хвалит Герхарда Фаста за его работу и вскользь упоминает, что в их задачу входило ведение статистики по евреям. Он никогда не упоминает об убийствах, совершенных нацистами на Востоке, только о российско-германских жертвах советских преступлений.

Точно так же в истории своей жизни, рассказанной Артуру Флегелю в 1979 году, он никогда не упоминал о зверствах нацистов, никогда не извинялся за них



Источник:
Selective Memory. The Second World War in Ukraine in the Historical Memory Of Russian Germans (New Archival Discoveries on Wannsee Conference Participant Georg Leibbrandt And “SS-Mann” Karl Stumpp by Samuel Zinner)

Расизм, Фашизм, Германия, Меннониты

Previous post Next post
Up