Продолжая тему симулякров, подмены понятий и иных приемов манипуляций общественным сознанием, хотелось бы внимательнее присмотреться к тем примерам, которые уже обсуждались. Это не только предыдущий пример с мнимым и настоящим днем народного единства (
http://ljudok74.livejournal.com/52925.html), но и два более ранних примера (
http://ljudok74.livejournal.com/51631.html и
http://ljudok74.livejournal.com/52436.html).
Казалось бы, это два совершенно разных случая, но, тем не менее, это явления одного порядка.
И там, и там мы имеем дело с людьми, которые в силу полученного ими высшего филологического образования не могут не знать о силе слова и о том, каким образом формируется картина окружающего мира в человеческом сознании. Они не могут не знать, как и с помощью чего задается шкала ценностей. Они не один год обучались тому, как именно нужно воздействовать на сознание отдельного человека и группы людей для достижения определенной цели. Они на профессиональном уровне владеют этими навыками.
Их учили передавать знания и навыки. Но все дело в том, какие это знания и навыки, что они передают. Можно и нужно обучать людей чему-то полезному, воздействовать на их сознание положительным образом, занимаясь обучением (образованием) и воспитанием. Это и есть положительная форма пропаганды (позитивная пропаганда), которую никто так не называет.
ДЛЯ СПРАВКИ:
ПРОПАГАНДА
(лат. propaganda - подлежащее распространению, от propago - распространяю)
1) в самом широком смысле - особый род социальной деятельности, осн. функция которой - «распространение знаний, художеств. ценностей и др. информации с целью формирования определ. взглядов, представлений и эмоциональных состояний, оказания влияния на поведение людей. П. духовных ценностей предполагает учёт конкретной ситуации, особенностей аудитории, условии, в которых она протекает. В процессе П. нередко происходит не только популяризация науки, искусства, но их обогащение, развитие.
(Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983)
Но пропаганда, действительно, имеет и отрицательную форму своего проявления, когда распространяются какие-то деструктивные идеи. Именно с этим своим значением в последнее время накрепко связано слово «пропаганда», поэтому люди привыкли к тому, что слово имеет негативный «окрас». И это, между прочим, тоже результат определенной деструктивной пропаганды, но не об этом речь в данном случае.
В данном случае мы разбираем примеры такой вот деструктивной пропаганды, которую хотят выдать за позитивную, то есть подают это как обучение полезным навыкам и умениям, в пределах одного понятия поменять местами два его противоположных значения, фактически - подменить понятия о добре и зле.
Именно таким образом в сознание людей внедряется ложная картина происходящего, закладываются неверные представления об окружающей их действительности и задаются ложные ориентиры. И занимаются этим люди специально обученные таким приемам. Можно допустить, что «инструменты» попали не в те руки, что сами эти «манипуляторы» в свое время стали жертвами деструктивной пропаганды (а отчасти так оно и есть). Что они искренне верят в то, что делают доброе дело, фактически способствуя формированию неверной картины мира в сознании своих подопечных, в соответствии с которой те потом будут строить свою жизнь и налаживать общение с окружающими.
Одним словом, создается такая среда, где понятия о добре и зле поменяли местами, их подменили друг другом, а грани между ними настолько непрочны, что любой, кто захочет это сделать, сможет передвинуть их на нужное ему расстояние, переступив определенную черту, перешагнуть через них или смять окончательно.
Наш разговор еще не окончен. В ближайшее время мы его обязательно продолжим.