Эскиз инженера П. И. Балинского (1861 - 1925). Вид эстакады надземного метрополитена
в Санкт-Петербурге (1900-е). О строительстве подземки всерьёз заговорили в конце XIX века,
когда в городе не было даже трамваев. Но проект был запущен только полвека спустя
15 ноября питерской подземке исполнится 59 лет. Как выглядел город до появления метро, какими были самые первые станции, и что случится, когда метрополитену стукнет 60 лет?
samiznaetekto собрал интересные факты и фотографии.
samiznaetekto рассказывает, как выглядели станции метро почти 60 лет назад:
Давайте посмотрим, каким наше метро было 60 лет назад. Иногда это более чем интересно, ибо некоторые детали не сохранились, некоторые станции подверглись реконструкции и потеряли не только свой первоначальный вид, но и конструктивно стали другими. Кстати, небольшой вопрос: какая станция меняла свой облик больше, чем другие?
Станция «Нарвская». Площадь вокруг Нарвских ворот ещё не оформлена, пешеходного перехода к ней тоже ещё нет. Подозрительно приоткрыта боковая дверь в вестибюль, а рядом какая-то куча мусора. Люди слишком легко одеты для ноября 1955 года, из чего напрашивается вывод, что фотография снята ещё до открытия метрополитена.
Ленинград. Метрополитен имени В. И. Ленина. Госфотокомбинат «ЛЕНФОТОХУДОЖНИК»
Фото Б. Уткина. М-51501, зак. 313, тир. 50 тыс., 1955 г. цена 75 коп. Открытое письмо
Станция «Площадь Ленина» с люстрами, которых больше нет. Сейчас по всему периметру зала используются светильники, скрытые за карнизами пилонов. Светильники эти были изначально, однако сразу после открытия станции в составе второго пускового участка первой линии метрополитена в 1958 году в центральном зале на своде висели оригинальные люстры. Впоследствии они были сняты, и дальнейшая их судьба неизвестна.
Снятый в 1959 году диафильм «Второй в Союзе»
Видно эти люстры и на фотографии в № 1 журнала «Архитектура и строительство Ленинграда» за 1959 год:
Станция «Автово». Ещё не убраны праздничные венки в честь открытия метрополитена и выпал первый снег. Ещё нет дома слева от станции метро, его построят только через четыре года, в 1959.
Читать далее в блоге автора
samiznaetekto о том, как выглядели улицы города до строительства метрополитена:
Продолжим экскурсию по Ленинградскому метрополитену, начатую в первой части. Сегодня мы поднимемся на поверхность, и часть экскурсии пройдёт у нас здесь. Всегда ведь интересно, как же выглядело место до постройки вестибюля метро, правда? Именно про изменившиеся в связи со строительством метро виды города и поговорим. Частично этой темы мы уже касались, рассматривая Площадь Восстания и Сенную площадь с одноимёнными станциями и церквями.
Фотография местности до постройки «Фрунзенской», 1955-1956 годы
Начнём со строительства второй линии метро. На фотографии часть Московского проспекта со стороны Обводного канала и место будущего вестибюля станции «Фрунзенская», носившей в девичестве имя «Обводный канал».
На заднем плане дом 75 по Московскому проспекту ещё строится - у него ещё нет крыши и в правой части видны леса. На месте будущего вестибюля, торжественно открытого вместе со станцией метро 29 апреля 1961 нет никаких намёков на начало строительства. Совокупность этих факторов, а равно и модельный ряд представленных на фото автомобилей дают основание датировать эту фотографию 1955 - 1956 годом.
Справа на этой же фотографии Ленинградский молочный комбинат № 1. О нём, как и об упомянутом доме № 75, я рассказывал на экскурсии «Народный гид», но позволю себе немного повториться сейчас. В 1932 году на месте бывшего Скотопригонного двора началось строительство Ленинградского молочного комбината № 1. Его открыли 29 декабря 1934 года и, конечно, присвоили имя Кирова, убитого тремя неделями раньше.
Стахановка анализатор Т. М. Хрущева сортирует обработанное
молоко. 12 июля 1947 г. Фото П. Федотова
В 1992 предприятие было приватизировано и превратилось в «Петмол». А сейчас оставлено лишь несколько зданий постройки 30-х годов на территории завода, да редкий образец промышленной архитектуры первой трети XIX века архитектора Шарлеманя - здание в правом углу. Да забор по периметру остался. Вся же бывшая территория Скотопригонного двора и Молочного комбината отдана под строительство жилья.
Парадокс, но выведенный отсюда за город в начале 30-х годов Мясокомбинат тоже больше не функционирует, а его территория так же отдана под строительство жилья. И мясокомбинат тоже носил имя Кирова, кстати.
Переместимся на одну станцию на север - на «Технологический институт», строительство наклонного хода которого мы уже видели. Переход между станциями спроектирован довольно интересно и необычно: поезда, движущиеся по обоим линиям в одном направлении, прибывают в один зал. То есть если вы собрались поехать с юга «красной» линии на север «синей» линии вам будет достаточно просто перейти через платформу и сесть в противоположный поезд. Аналогично и при движении с севера на юг. Но если вы хотите c «Петроградской» попасть на «Площадь Ленина», то вам придётся воспользоваться переходом между станциями.
Читать далее в блоге автора
samiznaetekto о том, как вестибюли станций «встраивались» в уже существующие здания:
Сегодня мы начнём рассматривать фотографии Ленинградского метрополитена со станции, на которой остановились в прошлой части. Только немного схитрим и рассмотрим сначала второй выход из неё. А вообще, этот выход на канал Грибоедова был построен одновременно для двух станций - открывавшегося «Гостиного двора» и открытого несколькими годами раньше «Невского проспекта».
Строительство наклонного хода и выхода «Невский проспект - II», 1965-1966 годы
Перед нами строительство выхода на набережную канала Грибоедова. Это центр музыкальной жизни Петербурга «Дом Энгельгарда», отреставрированный и восстановленный всего два десятка лет назад, был разобран и ещё раз отстроен заново во второй половине шестидесятых.
Фотография конца 1941 - начала 1942 года
«Год 1941, 21 ноября 18 час. 45 мин. Прямым попаданием авиабомбы разрушен дом № 30 по Невскому проспекту. Убиты 37 человек, 83 ранены».
Фотография конца 1941 - начала 1942 года
В очаге поражения работали: медико-санитарная и аварийно-восстановительные команды 27-го участка, дружина Красного Креста и пожарные команды района. Руководили работами начальник штаба 27-го участка старший лейтенант А. И. Левтеев и заместитель начальника инженерного отдела штаба Ленинграда К. Ф. Горшков." (С.575 Источник: По сигналу воздушной тревоги. Сборник. Составитель О. М. Смирнова, Лениздат,1974 г. - 608 с.)
Дом на проспекте 25-го Октября, поврежденный взрывом авиабомбы, замаскирован фанерой: нарисованы окна и карнизы.
Дата съёмки 28 мая 1942. Автор съемки Капустин Владимир Илларионович
Читать далее в блоге автора