Махмуд Мухтар, Статуя «Невеста Нила» в Александрии,
visualrian. ru
125 лет назад, 10 мая 1891 года, родился великий египетский скульптор Махмуд Мухтар. Спустя 40 лет врач сказал ему: «Ваша болезнь опасна, но не смертельна. Поменьше тяжелой работы руками и Вы проживёте до глубокой старости. Но Вы сами должны решить: стучать по граниту или нет. Или - или...». Махмуд Мухтар выбрал смерть. Махмуд Мухтар выбрал бессмертие. Сегодня его самая известная статуя знакома каждому туристу: она изображена на вклеиваемой в загранпаспорт визе.
«Возрождение Египта»
Махмуд Мухтар - один из величайших скульпторов не только Египта, но и всего Ближнего Востока, известный во всём мире. Несмотря на то, что мастер прожил всего 43 года, он оказал огромное влияние на искусство новейшего времени. Во время учёбы во Франции подружился с членами национал-либеральной партии «Вафд», которые видели будущее Египта не как отсталого феодального или исламистского государства, а как современной и светской буржуазной демократии наподобие кемалистской Турции. Эта идеология отличалась от появившихся примерно в это же время в том же самом Египте «Братьев-мусульман» настолько радикально и оказалась настолько же популярной, что в некотором подобии борьба между ними идёт до сих пор, на наших глазах. И, по крайней мере - пока, побеждают соратники Мухтара.
«Возрождение Египта», Махмуд Мухтар, Каир
Как скульптор, он высек идеи «вафдистов» в граните - свою знаменитую семиметровую статую «Возрождение Египта» из величественного асуанского гранита, которая сегодня стоит напротив Моста Каирского Университета. Деньги на возведение статуи собирали по подписке по всему Египту.
Получив множество наград на выставках в Париже и Каире, Мухтар также стал известен своими двумя монументальными статуями, изображавшими лидера партии «Вафд», убеждённого сторонника свободной инициативы и предпринимательства Саада Заглула (одна в Александрии, вторая в Каире). Среди других его известных скульптур: «Хранитель секретов», «Изида», «Невеста Нила» и «Хамсин». В Каире работает Музей Мухтара, где выставлены его многие работы.
Египтолог victorsolkin : Махмуд Мухтар
Поразительно талантливый египетский скульптор (1891 - 1934). Порой его называют отцом современной египетской скульптуры. Учился в школе изящных искусств Юссефа Камаля в Каире, а затем - в Париже.
Хамсин. Известняк. Каир, музей Мухтара
Страшная смерть для художника - у Мухтара медленно высыхали руки, когда он завершал свое последнее творение - «Возрождающийся Египет».
Читать далее в блоге автора
«Он хотел жить и ваять. Одно исключало другое»
(Из книги Алексея Васильева «Египет и Египтяне»)
Махмуд Мухтар был молод. Он хотел жить, любить, наслаждаться ароматом клеверных полей дельты Нила и цветущего жасмина, восходами солнца над пустыней. Махмуд Мухтар хотел ваять, воплощать в камне переполнявшие его мозг образы.
Одно исключало другое.
Врач сказал: «Ваша болезнь опасна, но не смертельна. Поменьше тяжелой работы рукам... Никаких эмоциональных перегрузок... Если пожелает Аллах, вы проживете до глубокой старости. Но вы сами должны решить: или - или...»
Махмуд Мухтар выбрал смерть.
Махмуд Мухтар выбрал бессмертие.
Его материалом чаще всего был не мрамор, а твердый, не поддающийся резцу асуанский гранит. Скульптор работал все исступленнее, стараясь не думать о своих недугах, о своих больных, сохнущих руках, о сердце, что стучало неровно, приближая творческую победу и смерть.
Статуя Саада Заглула в Александрии,
TheEgyptian, фото 2006 года
Он верил в свое призвание и в Египет. Антуан Бурдель считал его едва ли не самым талантливым своим учеником. Махмуд Мухтар научился лаконизму скульптурного образа, обобщению пластической лепки, скупости в использовании деталей. Мухтар обратился к искусству Древнего Египта и обнаружил, что многие художественные формы, к которым он тяготел, были открыты тысячи лет назад его же предками. Значит, нужно было помочь египетскому народу вспомнить самого себя в забытых им пластических формах.
Овладев ими, Махмуд Мухтар создает образы феллахов и бедуинов. В них он ищет и находит не задавленных нищетой и деспотизмом людей, а воплощение терпения, стойкости, достоинства, мудрости.
Махмуд Мухтар, феллах
Художника уже стала подтачивать болезнь, когда он завершил работу над главным делом своей жизни - скульптурной группой «Возрождение Египта»... Сфинкс - мощный лев с прекрасным лицом египетского юноши - словно только что стряхнул сон и оглядывает мир в величавом спокойствии, и статная, сильная девушка, положив одну руку на его голову, другой приподнимает накидку. Оба смотрят за горизонт, как будто их взору открыто что-то неведомое другим.
Над «Возрождением Египта» Мухтар трудился почти десять лет. Он завершил памятник в 1928 году и уехал лечиться. Затем на последнем дыхании он создал еще несколько скульптур и вскоре умер в возрасте сорока трех лет.
Скульптурная группа «Возрождение Египта» встречала приезжающих в столицу на привокзальной площади Баб-эль-Хадид. В пятидесятые годы ее заменила колоссальная статуя Рамзеса II, а Сфинкс с девушкой перебрались в Гизу, на левый берег Нила, встав перед аллеей пальм, ведущей к главному зданию Каирского университета...
Махмуд Мухтар, фото неизвестного автора, 1920-1930-е годы
Посмертная трагедия великого ваятеля в том, что «Возрождение Египта» стало символом его родины для иностранцев, для образованных по-западному интеллигентов, но не для масс египтян, живущих системой ценностей и художественными образами ислама. Народ, которому Мухтар отдал жизнь, не узнал себя в его памятнике и не признал в скульпторе выразителя своих чаяний и идеалов. Может быть, пока не узнал и пока не признал... Возможно, Мухтар был провозвестником синтеза искусства различных народов, цивилизаций и эпох. Но сам синтез - дело будущего...