twower, 2011 год
На днях официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков посетовал, что американские СМИ перестали цитировать сообщения российского военного ведомства про обстановку в Сирии. Между тем российская армия располагает массой интересных гаджетов, способных формировать общественное мнение и без посредничества журналистов. Орудия воздействия на умы и помыслы в обзоре ЖУРНАЛА ЖЖ.
Пропаганда в тылу и боевых порядках противника - исторически вотчина Главного разведывательного управления Генштаба. Сегодня отряды и группы психологической борьбы организационно входят в состав разведуправлений военных округов. Главная их задача - донесение специфической информации до солдат и офицеров противника, а также гражданского населения в зоне боевых действий. Носители информации применяются самые разнообразные, в том числе и бронированные.
Классика пропагандистского жанра - листовки. Наиболее интересный способ их распространения, это агитационные боеприпасы. Самые мощные из состоящих на вооружении российской армии - агитационные бомбы АгитАБ-500-300. Бомба длиной в 2,4 и диаметром в 0,4 метра вмещает в себя 30 000 листовок формата А4. Площадь «разброса литературы» после подрыва составляет 3-10 гектар в зависимости от ветра и рельефа местности. Известно, что такие боеприпасы применялись во время чеченских кампаний.
Агитационные бомбы АгитАБ-500-300
Менее скромный объем информации несут в себе агитационные артиллерийские боеприпасы. Например, неуправляемый реактивный снаряд 9М28 для системы БМ-21 «Град» способен доставить в боевые порядки противника лишь 1,5 килограмм увлекательного чтива о бесполезности сопротивления и социальных гарантиях военнопленных.
Воздействие на противника российская армия способна оказывать и через органы слуха, посредством звуковещательных систем (ЗС). Самой мощной стала созданная в начале 80-х годов система МЗС-83 «Гром», которая устанавливалась на шасси бронированного вездехода МТ-ЛБУ. Мощность акустики составляет 4500 ватт, что всего на 400 ватт меньше самой мощной в мире автомобильной акустической системы Ultra-Slim ARRAY от компании Bose. «Гром» можно услышать с расстояния в 9 километров!
Установка применялась в Афганистане, вот что пишет о своем знакомстве с МЗС-83 бывший спецпропагандист полковник Андрей Стебелев: «Запомнилось вещание на „зелёнку“ из звуковещательной станции-монстра МЗС-83 „Гром“ на базе МТЛБу. Горы содрогнулись, не то что бандформирования Саида Мансура!».
Волю противника подавляют при помощи кассетных магнитофонов
Наиболее же массовыми звуковещательными системами российской армии сегодня являются установки средней мощности ЗС-82 «Декоратор» и ЗС-88 «Делитель» на шасси машины БРДМ-2 и бронетранспортера БТР-80. Техника, надо сказать, весьма архаичная. В качестве источника звука в этих установках используется древний войсковой магнитофон ВМ-85K. Кстати, такие установки применялись во время вооруженного конфликта на Донбассе, как со стороны украинской армии, так и вооруженных формирований ДНР.
Звуковещательная станция ЗС-96.2 имеет бортовую метеостанцию
Самой продвинутой акустической системой является принятая на вооружение в середине «нулевых» звуковещательная станция ЗС-96.2, которая монтируется на бронетранспортере БТР-80. Дальность действия станции составляет 7 километров, при этом звук распространяется с умом. Система оснащена бортовым метеокомплексом, данные о погоде поступают в компьютер, который модулирует акустический сигнал.
Подавлять волю противника можно и с воздуха при помощи звуковещательной установки ВЗС-85, которая устанавливается на вертолет Ми-8. Радиус действия гаджета весом в 400 килограмм и мощностью 1500 киловатт составляет до 4 километров.
Однако, несмотря, на достаточно широкий ассортимент средств, российской армии еще очень далеко до законодателя мод в сфере психологической борьбы - Пентагона. В американской армии за компостирование мозгов противника отвечает достаточно мощная структура - 4-я группа психологических операций (ПсО). В ее состав входят четыре региональных батальона, а так же батальон тактических психологических операций и батальон подготовки и распространения материалов. Последний за 24 часа с момента получения задачи способен выпустить миллион одноцветных листовок.
Самолет психологических операций EC-130E Commando Solo
Самым крутым гаджетом американских спецпропагандистов считается самолет EC-130E Commando Solo. По сути- это летающая останкинская телебашня, самолет предназначен для ведения теле- и радиотрансляции в зоне боевых действий. Во время полета, который может длиться до 12 часов, самолет настраивается на местные частоты, выпускает буксируемую антенну и начинает транслировать ценности демократии в головы противника и гражданского населения. Причем, он может выступать и в роли ретранслятора, получая картинку через спутниковую связь. Кроме того, по некоторым данным EC-130E Commando Solo может работать и летающим Wi-fi роутером. Машины активно использовались во время всех крупных военных операций американской армии, начиная с 80-х годов.
Впрочем, при всей продвинутости американские силы психологических операций применяют и проверенные временем дедовские методы. Так, например в 2003 году во время войны в Ираке американцы сбросили на иракцев свыше 2000 агитационных авиабомб M129, с помощью которых удалось распространить 122,5 млн. листовок.
ТЕМА В БЛОГАХ:
Образец советской пропаганды начала войны - капиталист жирует в тылу, солдат погибает на передовой
«Самая популярная разновидность листовок во время любой войны - это так называемые „пропуска в плен“. Листовки, которые убеждают солдат противника в том, что в плену им будет лучше, чем на передовой.
Такие листовки печатают многомиллионными тиражами. А для доставки их адресатам используются специальные авиабомбы, артиллерийские снаряды и даже минометные мины.
Иногда такие „агитационные“ боеприпасы, „работают“ эффективней обычных, начиненных взрывчаткой. А иногда становятся бессмысленным переводом бумаги и металла.
Немецкие пропуска в плен для советских солдат широко известны. Но и наш Агитпроп не оставался в долгу - пропуска в плен для немцев печатались с первых дней войны. Но в первые дни войны эффективность такого средства воздействия на противника была близка к нулевой. А вот после первых поражений Вермахта „пропуска“ наконец заработали.
Под катом большая подборка советских листовок, убеждающих немецких солдат в том, что в советском в плену они с комфортом скоротают время, оставшееся до конца войны».
Читать далее в блоге автора