ПОСТАНОВКА ОЩУЩЕНИЙ. Как люди с особенностями здоровья снимаются в кино

Mar 21, 2016 11:15


Спектакль «Слепцы» в театре «Индиго», 2016 год
ОТ РЕДАКЦИИ: Начались съёмки фильма «Слепцы» по мотивам спектакля томской студии «Индиго» о постапокалипсисе, в котором вместе с профессиональными актёрами роли исполняют люди с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата. Журнал «Филантроп» рассказывает о том, что нужно для реализации такого проекта. Фильм посвящён выживанию людей после атомного взрыва, поэтому съемки будут проходить на заснеженных безлюдных дорогах, пустырях Томской области и в подземном бункере. Роли исполняют люди с нарушением слуха, опорно-двигательного аппарата и профессиональные актёры из Томска. Презентация фильма состоится в декабре 2016 года, трейлер будет опубликован в социальных сетях. В дальнейшем планируется участие фильма «Слепцы» в кинофестивалях российского уровня, гастроли «Индиго» по районам Томской области, встречи актёров и режиссёра со зрителями.

Пока идут съемки, корреспондент «Филантропа» узнал подробности проекта у директора театра «Индиго» Татьяны Топчий.

- Мы уже имеем опыт съемок фильма - в прошлом году по мотивам спектакля «Злоумышленники», - рассказывает она. - Сначала просто хотели сделать видеоверсию спектакля, это условие участия в российских и международных фестивалях. Но в итоге решили снять полноценный художественный фильм. презентация прошла на закрытом показе для журналистов, кинокритиков. А сейчас мы снимаем фильм «Слепцы», у которого также есть театральная основа. Мы активно привлекаем наших актёров, поскольку ещё лежит снег, а в основе сюжета лежат события в эпоху ядерной зимы. Весной и летом будем снимать эпизоды в бывшем военном бункере на окраине Томска. Мы, кстати, уже часть картины отсняли с участием актёров с нарушениями слуха из труппы театра «Индиго», сейчас работаем с ребятами с нарушениями опорно-двигательного аппарата.


Съёмки фильма «Слепцы», 2016 год. Этот проект победил в конкурсе субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям

Не стать вурдалаками

Эмоции от одноименного спектакля Татьяна Топчий описывает в своём «Фейсбуке»:

«Выдалась пауза, и я хочу сказать несколько слов о спектакле „Слепцы“, на предпремьерный показ которого нас пригласил театр „Индиго“. Вчера „Аэлита“ неожиданно увидела переполненный зал. Половина по билетам, половина друзей, которых было очень и очень приятно видеть! Пришли многие и многие, потому что от „Индиго“ ждут театра. И он вновь случился!

Без сомнения, при определенной доработке спектакль можно показывать на фестивалях, и даже наверное возить за границу, куда пора посмотреть этому коллективу, пока её вообще не прикрыли для россиян. А вот то, что на него активно пойдет томский зритель... Это вряд ли. Тема тоталитаризма сегодня вновь более чем актуальна. Думающих людей волнует, в какую пустыню нас заведет Моисей. Но жизнь такова, что обычные странники ищут отдыха и комедии. Так что „Слепцы“ скорее всего не дождутся большой кассы. Однако в сентябре, на который объявлена премьера, лично я точно пойду. Получилась вещь страшная, но художественная. Пронизывает сцена, когда люди отбиваются от собак. В такие моменты мы умеем объединиться. Но как бы при этом не стать вурдалаками из „Вия“...

Эмоционально пробивают сцены, когда людям бросают кости. Отметила бы также сцены единоборства. Но мне показалось, что в постановку в целом нужно ещё добавить некоторой плотности. Пока не всё ещё до конца выверено. Однозначно необходимо чётче обозначить линию бункера, из которого главный герой, оказывается, и не выходил. Это очень интересный пласт, и он дает многоплановость произведению. Зрителю потом есть над чем подумать».

«Чудо-театр»

Театру «Индиго» уже 10 лет. Им руководит Александр Постников. В 2006 году он набрал экспериментальные курсы в школе культуры и искусства имени Шишкова он разработал методическую базу для глухих ребят. Первый выпуск состоялся в 2011 году и они имеют дипломы актёра театра драмы и кино. А в 2013 году запустили театральный проект (совместно с фондом «Обыкновенное чудо») с ребятами с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Проект решили назвать «Чудо-театр».

Постников и его команда нашли оригинальный подход к делу. В инклюзивной постановке глухие актеры двигаются, создают образы, а ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата совместно с профессиональными актерами говорят. Для них же был создан теневой театр кукол, поскольку многие передвигаются на инвалидных колясках. Выступали кукловодами. Техникой речи с ними занимается заслуженный педагог Елена Козловская. Она поставила актерам с нарушением опорно-двигательного аппарата сценическую речь, поскольку у многих из них плохо развит артикулярный аппарат. Возраст актеров 20-30 лет. Безусловно, все разные, с разным характером.

«Про каждого из наших актёров можно рассказывать очень долго. Все они обладают большим эмоциональным потенциалом, пластикой. Например, Александр и Ольга Ларионовы. Вместе учились. Очень театральные люди. Дочка у них родилась, здоровая. Был один актёр, очень талантливый. Но спустя время решил посвятить себя бизнесу и ушел из театра», - рассказывает Татьяна Топчий.

Театральные занятия и выступления со сцены давно стали действенным методом социальной реабилитации людей с инвалидностью. До появления проекта «Чудо-театр» инвалиды с опорно-двигательными ограничениями не имели в Томске творческой площадки. Театр позволяет не акцентировать зрительское внимание на физических особенностях актёров, интерес к спектаклям такого театра связан в первую очередь с новаторством режиссёрского поиска: свет, музыка, текст. Для театра не важно, кто актёр - важны ощущения.

Особый театр как инструмент воспитания толерантности

В Москве уже 15 сезонов подряд проходит фестиваль особых театров «Протеатр», куда съезжаются лучшие инклюзивные театры со всего мира. Проект, основанный организацией «Круг», в деятельность которой входит реабилитация детей и молодёжи с отклонениями в развитии, поддерживается на частные средства. Несмотря на то, что благодаря деятельности «Круга» театральное сообщество признало особый театр частью большой культуры, в целом это явление в России до сих пор воспринимается как рискованная экзотика. В то же время на Бродвее, например, спектакли с участием актёров с инвалидностью идут десятилетиями, а в странах Скандинавии под такие постановки выделены специальные статьи госбюджета.

«А случилось оно вот как. После Второй мировой власти европейских стран стали вкладываться в культуру, видя в ней противоядие новым угрозам фашизма. Количество театров стремительно росло, но количество художников росло еще быстрее. Художники требовали у властей все больших свобод и все большего финансирования. Буря разразилась в 1968-м во Франции, и весной парижский креативный класс, который по традиции называют „студентами“, оккупировал один из оплотов традиции - театр „Одеон“. Тем же летом был разгромлен Авиньонский фестиваль. Во Франции началась затяжная позиционная война между властью и художниками, которая к концу восьмидесятых закончилась оформлением общественного договора на предмет искусства. В соответствии с которым художник получает возможность заниматься искусством, но при условии социальной работы в обществе.

Среди социальных групп, работать с которыми привлекли художников, оказались и „особые люди“. После войны психиатрия переживала реформу: клиники, в которых прежде изолировали больных, закрывались, больных переводили на амбулаторное лечение, общество привыкало к мысли, что люди с особенностями интеллекта - это часть повседневности, нужно учиться жить вместе. Нагрузкой по реабилитации и социализации инвалидов - как физических, так и ментальных - наделили культуру. Художники сперва принуждены были заниматься с этой группой людей, но наступил момент, когда они нашли в такой работе вдохновение», - рассказывает портал «Такие дела».

К театральному делу приобщены и артисты с ментальной инвалидностью и отклонениями в умственном развитии. Одна из самых знаменитых постановок с красноречивым названием Disabled Theatre Жерома Беля в 2012 году была показана на Авиньонском театральном фестивале где-то между Кастеллуччи и Остермайером.

«Рудольф Штайнер замечательно сказал, что в людях с даун-синдромом завершено построение морального тела. В этом смысле они - люди будущего... Язык этих детей, в каком-то смысле, оказывается праязыком, то есть, если внимательно вслушиваться в то, как они говорят, можно обнаружить такого типа лингвистические конструкции, которые свойственны скорее не человеку, а священной книге», - так отзывается о потенциале, которым обладают особые артисты, режиссёр и руководитель студии «Круг» Наталья Попова.

image Click to view


В Днепропетровске театр давно стал частью программы социальной реабилитации детей с особенностями развития. «Театр светлячков» - одна из таких инициатив. Видеозапись с YouTube

История со «Слепцами» - пока тот редкий и удивительный случай, когда авторы идеи всё-таки получают возможность добраться до самих съёмок. Как и в случае с театром, государство пока не намерено поддерживать или хотя бы признавать возможность существования особого кинематографа.

«Ещё несколько лет назад представители общественных организаций обратились в министерство культуры России с предложением о субсидировании фильмов и сериалов, рассказывающих о жизни людей с нарушением психического развития и интеллекта. По мнению авторов письма, инициатива поможет разорвать социальную изоляцию, в которой оказались в России люди, имеющие нарушение в развитии.

В частности авторы письма ссылаются на опыт скандинавских стран, где подобное начинание уже принесло свои плоды: за последние годы там не зафиксировано ни одного случая отказа от ребёнка с синдромом Дауна или другими нарушениями. Общественные организации попросили Минкульт сформировать госзаказ на фильмы по данной тематике, но также считают возможным и частичное субсидирование коммерческих кинолент и сериалов, пропагандирующих семейные ценности, где согласно сценарию появятся герои с психическими или физическими нарушениями», - получить комментарий министерства культуры относительно инициативы общественных организаций СМИ не удалось, и о ней забыли.

lifestyle, main, театр, s_посмотрели

Previous post Next post
Up