Скриншот видео
Gustavo, 2015
ЖУРНАЛ ЖЖ недавно
рассказывал, почему всё больше родителей отказываются отдавать детей в школы, предпочитая домашнее обучение под собственным руководством. Сегодня на повестке негативный опыт: некоторые семьи пожалели о выбранном методе образования из-за неуспеваемости детей и отсутствия социализации.
В прошлом
материале, посвящённом хоумскулингу (или анскулингу), мы публиковали восторженные рассказы родителей, которые преуспели в самостоятельном обучении детей и рекомендации тем, кто готов к ним присоединиться. Оказалось, что такой метод подходит не всем. Среди основных причин, по которым детей возвращают в школьную систему, называют непрозрачность аттестации и оценки знаний, бюрократические проблемы, банальную усталость родителей и оторванность детей от сверстников.
Хоумскулинг как путь в отчаявшиеся домохозяйки
varka рассказывает о том, что невозможно принадлежать своему ребёнку 24 часа в сутки, при этом оставаясь в здравом уме и не забывая о собственных интересах :
Наверное, есть дети, которые любят сидеть дома и выполнять задания. Мой же любит скакать и общаться. Не смотря на почти ежедневные спортивные тренировки, на наличие рядом живущего друга, ему очевидно не хватало общения. Он экстравертный очень. Ему нужны друзья, коллектив и взаимоотношения. И работающая, хоть и дома, мама не может этого дать никак. Кроме как нарожать сразу несколько детей близкого возраста. Но я уже не успела.
Я очень устала.
24 часа в сутки вместе постоянно - это невыносимо. У вас должно быть личное пространство, личные интересы, личное время и личные друзья. Иначе связка становится не очень здоровой. Я понимаю, очень чётко понимаю, что выращиваю этого человека не для себя. Он должен быть самостоятельным и независимым от мамочки. Должен уметь готовить и убирать за собой. Быть комфортным в быту. Чётко выражать свои мысли и желания и уметь взаимодействовать с близкими. Вот это то, чему могу и должна учить его я.
Половину дня я занималась с сыном, а другую - пыталась работать. А ещё надо его и себя водить на тренировки, на океан, и вообще... Я не вижу в этой истории собственной жизни матери.
В интернете много романтических статей о хоумскулинге: «У меня скорее вызывает недоумение, почему умные образованные городские жители, особенно достигшие карьерных высот и материальной обеспеченности, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту Систему».
Ну да, наверное, это не так уж и сложно, если ты по образованиям преподаватель, психолог и магистр администрирования. Ну и когда деньги зарабатывает кто-то другой. И готова сконцентрировать всю свою жизнь вокруг детей. Если ты художник, который параллельно зарабатывать пытается и имеет потребность в профессиональной реализации - простите, я сойду.
Я не знаю, как ребёнок может вырасти «яркой индивидуальностью», если он не умеет выстроить свою яркость и индивидуальность по отношению к прочим. Или он будет ярок в своём неумении взаимодействовать с людьми? Если человек является яркой индивидуальностью - ни школа, ни садик не помешают ему ей быть. Как и наоборот - можно обвинять сколько угодно в собственной несостоятельности «систему».
Читать далее в блоге автора
Хоумскулинг как способ сделать из отличника троечника
Социальный психолог и детский писатель
tatiana_gubina выбрала для дочери домашнее обучение, потому что мечтала потратить год на путешествия. С путешествиями не задалось, но общеобразовательную школу в качестве эксперимента решено было покинуть.
tatiana_gubinaделится результатами эксперимента, потерпевшего неудачу во многом из-за неважной коммуникации с учителями :
Я позвонила учительнице математики. Та мне сказала, что уровень моей Младшей съехал довольно сильно. Что она, конечно, ставила ей четверки и даже пятерки, но с какого-то момента просто в силу привычки, срабатывал стереотип «девочка-отличница»: что-то упустила, так ведь быстро догонит. А теперь прошло уже полгода, и стало понятно, что это не случайный прокол, а она действительно стала хуже разбираться в математике. Гораздо хуже. И практически не понимает несколько новых тем. Кое-как соображает, конечно, просто потому, что она умная, но ориентируется плохо. На тройку, если не хуже. И это очень обидно, потому что девочка действительно умная, и будет очень жалко, если она съедет на троечный уровень. И что мы будем делать дальше, ведь скоро начнется подготовка к ГИА (государственная итоговая аттестация), и она все это будет пропускать, и потом не сдаст.
Ещё она сказала, что «всё понимает», и что возможно, я, как мать, недовольна системой образования в целом, она сама тоже недовольна, у нее внуки подрастают, и она очень серьезно размышляет, отдавать ли их в школу. Для меня этот поворот разговора был неожиданностью, поскольку наше «семейное образование» проистекало вовсе не от моего недовольства. Еще она сказала, что на уроках в школе она постоянно возвращается к уже пройденным темам, отводит время на повторение, разъясняет все не один раз, и что касается математики, это просто необходимо. «А ваша девочка, - сказала она, - делает только домашние задания, а что эти домашние задания? Три-четыре примера по теме, и погнали дальше...» Кроме всего прочего, она сказала, что она сходила к другим учителям, и поспрашивала у них, довольны ли они успехами моего ребенка. И они сказали, что - нет, не довольны, и ставят ей пятерки в основном по инерции. Не то чтобы она совсем «съехала», но прежнего «блеску» нет. Вот и англичанка сказала...
Пока она говорила, я испытала гамму самых разнообразных, в основном неприятных чувств. Начиная от чувства вины за то, что у ребенка все так «запущено» - ну что я хотела от 11-летней девочки, оставив её без малейшего контроля? Продолжая чувством возмущения, что кто-то судит мою лапочку-умницу-отличницу, все равно она у меня самая умная и талантливая. Еще была злость на других учителей. Зачем они тогда ей пятерки ставили, чтобы потом кулуарно обсуждать, как ребенок «съехал»? А в глаза, честной обратной связью?
<…>
Тройку за городскую контрольную пересдать было нельзя, но еще парочку тестов можно было напрячься и сделать с перспективой четверки.
Читать далее в блоге автора
Хоумскулинг как бюрократическая ловушка для детей и взрослых
Белорусская мама
ailey в своём посте «Домашнее образование: ожидания и реальность» подробно описывает, как прошла все положенные стадии отрицания, гнева, депрессии и далее, столкнувшись с тем в соседней стране хоумскулинг пока попросту невозможен.
aileyо треёх первых и фатальных разочарованиях :
Первый неприятный сюрприз
Не всем понравилась наша новая форма. Кто-то из учителей позволил себе непрофессионально высказывать это вслух. На «вы не справитесь» я прекратила реагировать где-то на третьем случае. Но это сильно давило, учитывая, что дочка плохо сдала первые предметы.
Второй сюрприз
Со стороны законодательства нет конкретных методических рекомендаций, писем или инструкции для школ об организации данной формы обучения. Соответственно, ни у администрации ни учителей не было определенности, как часто и как именно проводить аттестацию. Тем не менее, надо отдать должное, они делали что могли и продолжают идти по этому пути со мной вместе. На тот момент для нас определили необходимость контроля по плану всего класса. Вскоре выяснилось, что некоторые учителя не готовы аттестовывать только по контрольным и нужны дополнительные сдачи.
Как известно, контрольные проходят в разные дни, а если посчитать все предметы плюс дополнительные сдачи, походы в школу получались чуть ли не через день на 1-2 урока, что было весьма напряженно и не соответствовало целям домашнего образования.
Самый катастрофически неприятный сюрприз
Он ждал меня ждал с самим образовательным процессом дома. Мой изначальный план был построен в соответствии с ожиданиями и заключался в том, чтобы полностью отпустить учебу, позволив дочке учиться самостоятельно, а себе оставить только функцию организатора и посредника между школой и ребенком. И еще репетитора по английскому.
Опустив подробности, скажу, что как выяснилось, учиться самостоятельно тоже надо уметь.
Таким образом, проверив уроки несколько дней, я убедилась, что не могу избавиться от вмешательства в учёбу по той простой причине, что дочка многое в самом процессе учёбы не понимает, не понимает как именно это можно понять и сам факт, что нужно разобраться. Мне вообще нравится учить, объяснять, и нравится учить своего ребёнка. И когда наступает время английского, у нас в основном мир и гармония. Но в остальных предметах ей это далеко не всегда нравится. И в итоге раздражает обоих. Со временем выяснилось, что несмотря на отличные оценки, есть пробелы в знаниях за предыдущие классы, которые периодически всплывали и сильно тормозили процесс. Мне пришлось вмешиваться часто.
Мое ожидание самостоятельности стало таять.
Тем временем, подходила к концу вторая неделя, эйфория закончилась, начались серые будни и самокотроль дочки начал сдавать позиции. С одной стороны, давили сроки аттестации, с другой - самостоятельно делать уроки не получалось, а вмешательства не хотелось. Появилась старая школьная болезнь - «отсиживание урока».
Читать далее в блоге автора
Школьная социализация. Необходимая закалка или насилие над личностью?
Как было сказано выше, родителей детей, перешедших на домашнее обучение, рано или поздно начинает беспокоить вопрос социализации. Олег Макаренко, главный редактор
PolitRussia.ru не верит в то, что школа может сделать из ребёнка хоть сколько-нибудь приличного человека. Цитируем его «Семь причин прогнать ребёнка через школьную социализацию»,
опубликованные в блоге на сайте радио «Эхо Москвы»:
1. Знание своего места в коллективе. Привычка держаться возле сильных и дружно травить слабых.
2. Боязнь начальства.
3. Умение халтурить и обманывать заказчика.
4. Опыт совместного употребления этанола и прочих наркотических средств.
5. Осознание важности понтов, правильной одежды и прочих внешних атрибутов успеха.
6. Страх быть не таким как все.
7. Ненависть к тем, кто отрывается от коллектива.
Как бывшие дети с внушительным школьным опытом, позволим себе представить другие 7 причин выдержать школьную социализацию, противоположные репрессивным страшилкам автора.
1. Понимание того, что взрослый тоже может быть дураком и его мнение не истина в последней инстанции.
2. Способность отстаивать собственное мнение и права перед детским коллективом и старшими.
3. Умение быть не таким как все.
4. Понимание, что можно быть неформальным лидером в независимости от успеваемости и популярности среди учителей.
5. Понимание, что стучать и подлизываться - худшее, что ты можешь сделать для собственного развития.
6. Умение концентрироваться на важном и находить нужную для себя информацию в потоке морального устаревшего неликвида.
7. Легко расставаться с людьми, которые на выпускном клялись в дружбе до гроба, чтобы никогда их больше не увидеть. Ведь так будет всю жизнь.