Мой опыт хоумскулинга

Feb 24, 2016 16:30


Наверное, пришло время написать об этом этапе.

Раньше, если честно, мне было стыдно об этом писать. Стыдно, потому как больше полугода домашнего обучения было не моим осознанным решением, а внезапная необходимость.




Итак, второй класс ребёнок учился в Зеленой школе.
А в первом классе он не учился нигде. Просто в Таиланде учебный год начинается в мае и всё ещё шестилетний Лёшка был бы ещё первоклассником, а к августу ему случилось семь и на Бали он попал по возрасту сразу во второй. Мальчик с живым умом, сообразительный, английский у него был неплохой, и классом ниже его отправлять не стали.
Проблема оказалась в том, что фактически детсадовский ребёнок (и, да - полгода перед этим он тоже не учился, а путешествовал) оказался сразу во втором классе. С его темпераментом было очень сложно выселить весь урок. Он вставал и начинал двигаться. Чем портил дисциплину в классе. Практически у всех остальных детей английский был родным, они понимали больше и умели выполнять команды учителей быстрее. Да и вообще выполнять. У Лёшки сильно упала мотивация. Он тормозил, замыкался, не догонял, отказывался читать (всё равно так быстро, как у других детей не выходит) и выполнять задания. Отвлекался. Убегал. Он любил в школе всё, что не было связанно с долгим сидением и методичным выполнением заданий.
Очевидно, что он был самым неудобным ребёнком в классе. Меня вызывали, разговаривали. Я с ним разговаривала. Но было мало толку.

А потом по финансовым соображениям пришлось оставить школу. Если кому-то интересно, можете погуглить цены за учебу в Зеленой школе.

Сначала я была в панике и ужасе. Я не знала, как к этому подступиться. Потихоньку разобралась. Купила рабочих тетрадей по английскому и математике. Нашла обучающие видео.
Куда сложнее было научить сына выполнять задания. Не отвлекаться. Не бегать. От начала и до конца. Разговаривала, подкупала сладким, ставила ультиматумы. И ругались, и рыдали - оба - всякое было. Он старался изо всех сил, изображая, что тупит и не понимает, что от него хотят. То есть, когда ему надо - он прекрасно соображал, а вот тут раз - и ничего. Будто проверял меня на прочность. Может, мама сломается и отстанет. И, признаюсь, что и такое было. Мне же работать надо. А когда уже сил нет - рисовать очень сложно.



Мне кажется, сама бы я и не справилась. Подруга очень помогла. Садилась и объясняла ему. И про мотивацию, и по заданиям. Там, где я уже начинала психовать и не хотела уже никаких уроков.
Методично, регулярно, каждый день. Без выходных. Он выполнял задания. Пять в день. Стоило сделать перерыв - и всё, опять сложно втянуть в процесс. В России ещё и русских рабочих тетрадей купили. Писал прописи (в школах западного образца не учат непрерывному письму - только печатные), делал задания по английскому и русскому (русский, правда, пока за первый класс, но в Россию мы возвращаться не планируем, поэтому мне важно, чтобы он просто был грамотным носителем языка), решал математику и с русскими и с английскими заданиями, спеллинг.
Была учительница по русскому дважды в неделю.

Что-то думала, что много напишу, а оказалось, что почти ничего.

Наверное, есть дети, которые не очень любят общаться, а любят сидеть дома и выполнять задания. Мой же любит скакать и общаться. Не смотря на почти ежедневные спортивные тренировки, на наличие рядом живущего друга, ему очевидно не хватало общения. Он экстравертный очень. Ему нужны друзья, коллектив и взаимоотношения. И работающая, хоть и дома,  мама не может этого дать никак. Кроме как нарожать сразу несколько детей близкого возраста. Но я уже не успела)

Да, в академическом плане он продвинулся очень круто за это время, но...
Это сложно. Для хаотичной меня - сложно невероятно.
Это требует большого терпения, выдержки и решимости. Особенно, если достался ребёнок-ураган.

Я очень устала.
24 часа в сутки вместе постоянно - это невыносимо. У нас должно быть личное пространство, личные интересы, личное время и личные друзья. Иначе связка становится не очень здоровой. Я понимаю, очень чётко понимаю, что выращиваю этого человека не для себя. Он должен быть самостоятельным и независимом от мамочки. Должен уметь готовить и убирать за собой. Быть комфортным в быту. Чётко выражать свои мысли и желания и уметь взаимодействовать с близкими.  Вот это то, чему могу и должна учить его я.

Половину дня я занималась с сыном, а другую - пыталась работать. А ещё надо его и себя водить на тренировки, на океан, и вообще... Я не вижу в этой истории собственной жизни матери.

В интернетах много статей о хоумскулинге, овеянных романтическим ореолом «У меня скорее вызывает недоумение, почему умные образованные городские жители, особенно достигшие карьерных высот и материальной обеспеченности, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту Систему.»
Ну да, наверное, это не так уж и сложно, если ты по образованиям преподаватель, психолог и магистр администрирования. Ну и когда деньги зарабатывает кто-то другой. И готова сконцентрировать всю свою жизнь вокруг детей. Если ты художник, который параллельно зарабатывать пытается и имеет потребность в профессиональной реализации - простите, я сойду.

В этом смысле мы здорово совпадаем с моим ребёнком - мне не нравится замыкать все свои интересы на ребёнке и его образовании. А ему нужны люди. Разные. Взрослые, товарищи. И мне сложно представить ребёнка, которому бы пошло на пользу отсутствия взаимодействия с разными людьми.

Я не знаю, как ребёнок может вырасти «яркой индивидуальностью», если он не умеет выстроить свою яркость и индивидуальность по отношению к прочим. Или он будет ярок в своём неумении взаимодействовать с людьми?
Если человек является яркой индивидуальностью - ни школа, ни садик не помешают ему ей быть. Как и наоборот - можно обвинять сколько угодно в собственной несостоятельности «Систему».

- - -

Сейчас он начал учиться в новой школе. Хоумскул-типа. Учебные принципы очень схожи с Зеленой школой. Про умение выявлять взаимосвязи в разных областях, про то как быть гражданином вселенной, про разумное потребление ресурсов. Очень дружелюбный персонал. Не такая волшебно-нарядная, но небольшая и недалёко от дома.



В его классе всего трое детей. И это прекрасно. У него появилась мотивация. Он ощутил, что он может что-то делать круче других детей и захотел делать это круче. Кому как, а ему, как оказалось, нужна конкуренция. Его она стимулирует.
Учительница говорит, что он нормально справляется. И я этому теперь так радуюсь))

В воскресенье он вернулся с ночевки у друга и первое, что он сказал было:
- Завтра понедельник! Ура - в школу!
Какие еще нужны доказательства?
Но он и в советский садик бежал вприпрыжку с восторгом - там же дети!

Русский язык и прописи каждый день, конечно, оставили. Плюс чередуем всё прочее из списка.

- - -
Ребята, это очень личный и эмоционально-сложный пост. И если кто-то мне сейчас начнёт про «плохая мать», он без разговоров пойдёт в баню. Я предупредила. Я теперь на своем опыте поняла, что жизнь в активном пушешествии ребенку не подходит. Но обвинять меня в этом не надо. Поверьте, я и сама достаточно в этом направлении делаю, но это мои ошибки, оставьте их и ответственность за них мне.

А если кто-то захочет поделиться своим опытом - буду рада послушать))

lexa, детское

Previous post Next post
Up