Фельдмаршал Аль-Хаджи Доктор Иди Амин. О повелителе всех зверей на земле и рыб в море

Jan 25, 2016 09:00


Присвоил себе ученую степень «доктора всех наук». При этом не умел писать и расписывался отпечатком пальца. Изображение: Иди Амин, 1973 год
Армия во главе с Иди Амином молниеносно и почти бескровно совершила государственный переворот 25 января 1971 года. Сильный, мужественный и амбициозный выходец из деревни стал главой Уганды и сосредоточил в своих руках всю гражданскую и военную власть. Историк и путешественник civilizacii рассказывает историю «доктора всех наук» и одного из величайших злодеев мира. Иди Амин Дада родился в 1925 году (по другим данным - несколько позже) в дистрикте «Западный Нил», в деревне Кобоко, что на границе с Суданом и Конго. Его отец был мусульманин-каква (из тех нило-хамитов, которые часто называются суданскими нубийцами, по сию пору сохранили остатки самобытности, и ведут активные боевые действия на юге Судана), а мать - из бантуязычного племени лугбара. Вскоре родители разошлись и Иди последовал за матерью - они жили в Джиндже. Но сердце его оставалось с отцом - став взрослым человеком, он выбрал ислам и ориентацию на племена севера Уганды (двухметровый Амин очень любил рослых, статных и мужественных нубийцев). Тогда же, в детстве, он хорошо запомнил, вряд ли более жестокое, чем со стороны европейцев, но тем не менее, мало приятное обращение с африканцами индийцев - хозяев плантаций сахарного тростника.


Изображение: Иди Амин в ООН T. Chen, 1975 год
Лидер по натуре, Амин избрал для себя военную стезю, и изучение английского и суахили позволило ему попасть в английскую колониальную армию, в составе которой (в конце 1940-х гг.) он воевал в Бирме (за что получил медаль за храбрость), и участвовал в подавлении восстания мау-мау в Кении (в 1952-1954 гг.). В период службы в армии, в 1951 году он удостоился звания чемпиона Уганды по боксу в тяжелом весе, стал сначала сержантом, а потом и офицером-лейтенантом. Неангличан-офицеров, командующих ротами, в Уганде того времени было очень мало.

Затем (еще в условиях британского протектората над Угандой) Амин отправился в Шотландию - на курсы по подготовке офицеров-кавалеристов, где полюбил шотландцев, видимо, не в последнюю очередь благодаря тому, что увидел в них еще один зависимый от англичан народ. Во время поездки в Шотландию уже в качестве правителя, находясь в Эдинбургском замке, над которым был поднят угандийский флаг, он заявил: «Если шотландцы захотят меня видеть своим королем, то я буду им!».

Вернулся он уже в независимую Уганду (находилась под протекторатом Англии с 1893 по 1962 год), в которой капитан британской армии Амин вскоре стал генералом - главнокомандующим армией и воздушными силами Уганды. В 1966 году он участвовал в санкционированном правительством Уганды подавлении попытки короля Буганды Мутесы Второго взять власть, а к началу 1970-х годов стал фактическим «серым кардиналом» Уганды, - благодаря умелой мобилизации в армию соотечественников-каква.


Изображение: Президент Оботе и Папа Римский Павел VI, Nationaal Archief, 1971 год
Президент Оботе явно недооценил своего генерала, и в результате, 25 января 1971 года, находясь в Сингапуре, потерял власть - армия во главе с Амином молниеносно и почти бескровно совершила государственный переворот. Сильный, мужественный и амбициозный выходец из деревни стал главой государства и сосредоточил в своих руках всю гражданскую и военную власть. Отдавая должное недавно почившему бугандийскому кабаке, Иди Амин торжественно перезахоронил его останки.

В 1972 году Иди Амин начал компанию «Прощайте, азиаты!» (имелись в виду приехавшие вместе с английскими колониальными властями индийцы, китайцы, японцы и вьетнамцы). Он заявил по телевидению: «Вы доили нашу экономику слишком долго. Вы доили корову, но не кормили ее». Также был ликвидирован ряд льгот для банков Европы, США и Израиля. Британские компании в Уганде были национализированы, а журналистам он высказал то, что не могло вызвать их пламенной любви к нему: «Вы - голос Британской империи - преступной организации, которую я победил, и которая была создана потом и трудом народа, закованного в цепи. Угандийцами, кенийцами, танзанийцами, бирманцами. Даже шотландцами».

Любая оппозиционная деятельность (в основном либерально-ориентированной интеллигенции) Амином подавлялась: специальная служба «Государственное исследовательское бюро» вынуждала диссидентов покинуть страну. Имели место неоднократные публичные расстрелы, как и, по-видимому, тайные экзекуции.

Правительство Амина начало проведение компании по вытравливанию таких дурных привычек как сквернословие, курение, откровенная мода у женщин.

Закрепленная железной дисциплиной внутренняя жизнь Уганды производила впечатление единого монолитного тела. По мнению ряда исследователей, только авторитарная власть была способна сохранять стабильность в африканских странах, вначале развращенных племенизмом (благодаря ему колониальные власти правили), а потом опьяненных свободой постколониальной эпохи.

Но Уганда не только в значительной степени стабилизировалась внутренне (хотя экономика испытала удар засчет ухода индийского торгового капитала), но и стала занимать видное место в Африке - в 1975 году в Кампале состоялась сессия глав государств и правительств стран-членов Организации африканского единства. К знанию английского и суахили Амин добавил изучение арабского и французского, и встретился с крупнейшими деятелями мира периода холодной войны - Фиделем Кастро, Иосипом Броз Тито, президентом США Картером. Но больше всего Амин ориентировался на мусульманский мир - он позволил Ясиру Арафату построить в Уганде учебные лагеря и заключил военное соглашение с Аммаром Каддафи. Он совершил хадж в Мекку, тем самым сыскав уважение северных угандийцев-мусульман. Однако, вскоре Амин разорвал дипломатические отношения с Израилем, выдворил из Уганды всех граждан этой страны, а в 1976 году состоялись события в Энтеббе, которые ознаменовали начало конца аминовского правления.


Изображение: вид на Энтеббе Petter Lundkvist, 2009 год
Местный город Мбале в некотором смысле Иерусалим, а Уганда - как это не парадоксально - несостоявшийся Израиль. История появления общины абаудайа (угандийских иудеев) началась в конце XIX века, когда военный и политический деятель Семей Какунгулу, который помог англичанам установить мандат в Восточной Уганде, вопреки заветам «белых хозяев», предпочел проповедовать у себя на родине не христианство, а иудаизм. Вслед за этим он очень скоро вообще отказал англичанам в доверии и примкнул к секте иудо-христиан Малаки. Но затем он покинул и Малаку (в силу его «недостаточной» ориентации на иудаизм) и основал свою собственную общину, развитию которой способствовала встреча с евреем-коммерсантом Джозефом в 1926 году.

К тому времени Уганда (при полном неведении большинства угандийцев) уже пережила возможность коренного переворота в своей истории. В 1902 Теодор Герцль на Шестом Сионистском конгрессе представил вниманию собравшихся Проект «Уганда», оформление которого было вызвано отказом Турции разрешить еврейские поселения в Палестине. Британский министр колоний Чемберлен и глава кабинета Артур Бальфур поддержали эту идею, однако когда участники конгресса проголосовали - соотношение «за» и «против» оказалось 178 к 295, что, наряду со смертью Герцля решило судьбу проекта: чудесный климат и природа отошли на задний план по сравнению с отсутствием выхода к морю и распространенностью таких заболеваний как сонная болезнь и малярия. Но главной причиной была, конечно же, чуждая евреям ментальность угандийского народа (если не считать маленькую группу иудеев-аборигенов Какунгулу здесь никогда не существовало ничего похожего на эфиопских фалашей - темнокожих потомков израильской цивилизации), равно как и тяготение к исторической родине, оформлению части которой в суверенное государство Израиль предстояло произойти в 1948 году.

История общины абудайя и проект «Уганда» получили свое развитие с приходом к власти Иди Амина. Если в 1962 году Израиль открыл в Уганде свое посольство, и в страну были привезены книги для оставшихся членов общины и 36 синагог, то в 1971 году Амин запретил исповедовать иудаизм и рекомендовал евреям принять христианство или ислам. Синагоги были отданы под государственные учреждения, а посольство Израиля закрыто (оно не функционирует до сих пор). Иди Амин воспринимал евреев (а также индийцев) которые пришли в Уганду вместе с европейскими колонизаторами и имели прямое отношение к торговле, как «чуждый элемент». Все это предопределило неминуемость операции израильских спецслужб, которая вошла в историю (а также в кинематограф - благодаря одноименному фильму) под именем «Операции Энтеббе».

28 июня 1976 года самолет авиакомпании «Air France» вылетел из аэропорта Бен-Гурион по маршруту Тель-Авив - Афины - Париж. К моменту взлета из Греции на борту присутствовало 256 пассажиров, 12 членов экипажа, два боевика Народного Фронта Освобождения Палестины и двое соратников легендарного террориста Ильича Рамиреса Карлоса (Шакала) Габриэль Крош-Тидеман и Вильфрид Безе...


Изображение: Ильич Рамирес Карлос, 2000 год
Вскоре после взлета из Афин они захватили самолет и дали приказ лететь в сторону Африки - через Ливию и Судан в Уганду, где приземлившийся аэробус был оцеплен угандийскими войсками. Заложники с не израильскими паспортами были отпущены (осталось 103 человека, включая экипаж), а президент Уганды Иди Амин предъявил от имени террористов 48-часовый ультиматум правительству Израиля с требованием освободить 53 «борцов за справедливость», находившихся в тюрьмах в разных частях света...

В Израиле была сформирована комиссия в составе премьер-министра Ицхака Рабина и пяти членов кабинета. Закипела работа специальных служб. Так как аэропорт в Энтеббе в свое время строили израильтяне, нашлись чертежи, которые будучи дополнены оперативными данными американского военного ведомства и проведенными Моссадом беседами с освобожденными заложниками (под гипнозом) сориентировали спецслужбы на местности. Был построен макет аэропорта, на котором спецназ под командой полковника Ионатана Нетаньяху отрабатывал свои действия. Командование операцией под кодовым названием «Thunderbolt» («Удар молнии») поручили бригадному генералу Дану Шомрону.

Вскоре в воздух поднялась группа самолетов: четыре «Геркулеса С-130» с раскрашенным в черный цвет десантом (150 человек) и автомобилями и два «Боинга-707» со штабом, центром связи и госпиталем. Эскадра пролетела над Красным морем, Сомали, Эфиопией и Кенией. Угандийцы были дезинформированы: израильтяне распространили информацию, что мол, в Энтеббе летит самолет с освобожденными палестинцами, а по прилете из одного из самолетов выехал черный «Mersedes» - копия машины Иди Амина.


Изображение: аэропорт Энтеббе, диспетчерская башня со следами обстрела 1976 года, Andy Dunaway, 1994 год
Операция была проведена молниеносно: были убиты все террористы и 35 угандийских солдат, уже на 40-й минуте началась эвакуация заложников, а на 53-й - первый «С-130» поднялся в воздух. После того, как были сделаны фотографии лиц и сняты отпечатки пальцев убитых террористов, взлетели остальные самолеты. В ходе операции израильские десантники потеряли двоих убитыми, среди них был полковник Ионнатан Нетаньяху - брат будущего премьера Израиля Беньямина Нетаньяху. Двое заложников были убиты во время штурма, и одна заложница еще до высадки десанта попала в угандийскую больницу, в которой уже никогда не выздоровела...

В современной Уганде продолжает функционировать община абайудайа - это потомки тех, кто после 1971 года тайно исповедовали иудаизм. В 1980 году, через год после свержения Иди Амина, была проведена неофициальная перепись населения, результаты которой показали что 300 угандийцев готовы признать себя иудеями. Современная община (около семисот человек) живет в Восточной Уганде, в районах городов Палисса, Иганга и Мбале.

Поддержка Амином палестинцев и террористов, «Операция «Энтеббе» и последующее вторжение угандийской армии в северную Танзанию (с целью вернуть часть исторической родины) сыграли роковую роль - на девятом году своего правления, 11 апреля 1979 года, Амин был вынужден искать убежища в Ливии.

Международное мнение против экс-правителя Уганды Иди Амина не было величественным Нюрнбергским процессом, оно было бесчинством новых «западных хозяев» в Сербии: все те надуманные обвинения в духе желтой прессы, которые продолжают приниматься на веру незнающими людьми (обвинения в людоедстве, массовых расстрелах, скармливании личных врагов крокодилам, убийствам журналистов, убийстве католического архиепископа и хранении его головы в холодильнике) рассыпались в прах: могущественнейшие разведки мира не смогли найти доказательств, просто потому что их не было. Следовательно, даже нельзя вести речь о том, насколько достойными были цели правительства, которое, мол, уничтожило множество людей - насколько можно судить, это «множество» - плод воображения всех тех, кто вовремя вспомнил о том, что лучший способ уничтожить противника, это оболгать его.

Так что, с одной стороны мы имеем синдром «Операции Энтеббе» (с тех пор Амина воспринимали не иначе как изувера), манию утраченной власти со стороны постколониального западного мира, мелкие племенные дрязги угандийских политиканов, которые были готовы ради власти поддержать любое обвинение...

...А с другой стороны был Иди Амин, последние десять лет проживший в Саудовской Аравии, читая на арабском и английском религиозные и исторические книги, боксируя и изучая каратэ. В 1989 году, предприняв неудачную попытку со стороны Конго-Заира вернуть власть в Уганде, он не сдался, и сказал французскому журналисту: «Борьба продолжается, и закончится она либо победой, либо моей смертью». Иди Амин Дада ушел из жизни 16 августа 2003 года.

В Уганде я купил книгу о современной истории этой страны, на последней странице которой можно прочитать о том, что Амин для Уганды был словно Ленин для России. Неправда: в XX веке можно провести параллель только со Сталиным - как и русский правитель, Амин был по крайней мере неоднозначен. Нельзя не упомянуть, что отношение современных угандийцев к «большому папе» разное: многие в Уганде продолжают любить человека, который в условиях Холодной войны умудрился довольно долго показывать Западу самую настоящую «кузькину мать»...


Изображение: Рональд Рейган и Йовери Мусевени (справа), White House, 1987 год
С 1979 года в Уганде сменилось несколько правителей, пока к власти не пришел нынешний президент - Йовери Мусевени. Это произошло в 1986 году, когда партизаны Национальной армии сопротивления под его руководством вторично сместили военного правителя Милтона Оботу (как мы помним, впервые это сделал Иди Амин). Сместили... и поставили Мусевени в качестве такового. Лишь недавно его правительство провело президентские выборы, - в условиях запрета политических партий и отсутствия других кандидатов на пост: политические партии в Уганде запрещены по сию пору, - как разжигающие этнические противоречия. Все угандийцы состоят членами Движения национального сопротивления, которое возглавляет Йовери Мусевени. Руководители Движения подчеркивают, что в отличие от прежних партий, созданных на религиозной и этнической основе, их организация открыта для всех угандийцев. Президент официально пригласил вернуться в Уганду всех индийцев, пообещав передать им собственность, конфискованную в годы правления Амина.

Публикуется с сокращениями: читать полностью.

s_политика, s_история, main, s_прошлое, политика, societyhistory, личности, society

Previous post Next post
Up