Стыд и Страд. Из истории русского скопчества

Oct 15, 2015 13:49


В настоящее время небольшое количество скопцов осталось в некоторых районах Северного Кавказа. Это так называемые «духовные» скопцы (в их общинах хирургическое оскопление не производится) Изображение: Daniel Beilinson, 2011 год
Скопцы - самая радикальная из христианских сект, зародившаяся еще в первые века христианской эры, но как отдельное общество оформившееся в XVIII веке в царской России. ltraditionalist о её особенностях и основателе секты Кондратии Селиванове. Первым скопцом на Руси, о котором до нас дощли известия, был пришлый греческий монах Адриан (1004 г.). Затем следует св. Моисей Многострадальный. Взятый в плен поляками, он вернулся из Польши скопцом и оскопление своё объяснил тем, что одна знатная полька из мести за отвергнутую им любовь насильно оскопила его. Далее, с 1086 по 1096 год на митрополичьей кафедре в Киеве восседали, следуя один за другим, два скопца, родом греки: Иоанн II и Ефрем. Скопцами были также епископ смоленский Мануил, епископ владимирский Феодор, луцкий - Феодосий, новгородский - Никита.

Умерщвление плоти различными аскетическими упражнениями широко практиковалось в русских монастырях, однако скопчество, как крайнее проявление религиозного воодушевления, долго не могло встретить сочувствия в русском народе. И только XVIII век оказался той эпохой, в которую скопчество смогло сделать очень значительные успехи. Религиозное чувство русского народа в XVIII веке, как мы знаем, было сильно возбуждено: Никоновское исправление священных книг, Петровская реформа церковного управления были причиной бурного распространения толков о приходе Антихриста, о гибели истинной веры и т. п. Всё это и явилось благоприятной почвой для развития христовщины и одного из её разветвлений - скопчества.

Впервые эта секта обнаружилась в 1772 году. В духовное управление города Орла поступил донос священника села Никитского о появлении в его приходе лиц, которые «незнамо для чего или по какой ереси сами себя оскопили». Скопителями были двое христоверов из крестьян; традиция утверждает, что одним из них был легендарный основатель скопчества Кондратий Селиванов. Орловское духовное управление незамедлительно начало следствие о вновь открывшейся секте; дело было как раз накануне пугачёвского восстания. Вскоре в Орёл прибыл полковник Волков с указом императрицы Екатерины II: «Высечь их кнутом в тех жилищах, где они проповеди свои проводили и где более людей уговаривали, а потом сослать их в Нерчинск, навечно». Всего следствием было выявлено 60 скопцов, из которыз 33 человека оказались налицо, остальные же разбежались. В числе скрывшихся от следствия оказался и основатель секты скопцов - Кондратий Селиванов.

Личность Кондратия Селиванова до сих пор ещё остаётся неразъяснённой, и слова Н. Надеждина, сказанные им в 1845 году, что «на этом лице преимущественно лежит глубокий мрак», остаются во всей силе. О своём происхождении Селиванов показывал в 1802 году Д. П. Трощинскому, что он «крестьянин князя Кантемира, Орловской губернии, села Столбова»; однако по дознанию 1844 года местное волостное правление и старожилы до 80-летнего возраста показали, что «ни о каком Селиванове в Столбове и слуху не было». Е. В. Барсов полагал, что Селиванов был подпоручик Нотебургского пехотного полка, исключённый из службы в 1757 году и пропавший без вести; в пользу этого предположения приводится то соображение, что «все видевшие впоследствии Селиванова в Петербурге отзываются о нём, что он, судя по наружности и приёмам обхождения с людьми, вовсе не казался человеком из простонародья».

Г. Реутский думал, что настоящее имя Селиванова было Андрей Иванов, так как многие скопцы в своих показаниях называли его не Кондратием, а Андреем; в 1737 - 1745 годах под именем юродивого Андреяна Петрова он играл видную роль в среде московских «хлыстов», а в 1772 году за скопчество был наказан кнутом и сослан в Сибирь; после возвращения из ссылки стал называть себя Кондратием Селивановым. Это построение Реутского заманчиво и привлекательно, но не выдерживает критики по хронологическим соображениям.

Что же касается скопческих писаний - «Страд», - то в них о происхождении Селиванова сообщаются следующие подробности: «отец-искупитель» (Кондратий Селиванов) чудесно родился от «пренепорочной девы» императрицы Елизаветы Петровны и был зачат, согласно Евангелию, не от похоти плотской, но от Духа Святого. Она, «царица небесная», «божественная клеща, угль огненный в себе державшая», родила его, «разблажившись Святым Духом». Помолясь, Елизавета Петровна затрубила в золотую трубу, «утроба её растворилась и на её руках вознеженное дитя явилось. И тогда вся вселенная перекрестилась, земля и небо обновились, ангелы и архангелы помолились».

Среди скопцов наиболее распространено было мнение, что императрица Елизавета разрешилась от бремени в Гольштинии (Германия), а рождённый ею «отец-искупитель» был государь Пётр III Фёдорович. Он воспитывался в Гольштинии и был оскоплён в отрочестве. Вскоре Елизавета Петровна и Пётр III вернулись в Россию. Будучи предызбрана к житию святому и подвижническому, Елизавета Петровна по возвращении в Петербург действительно царствовала только два года; иные говорят, что и вовсе не царствовала, но, оставив вместо себя на престоле одну из своих фрейлин, имевшую совершенное с нею сходство, как в чертах лица, так и в душевных свойствах, она приказала ей до смерти именовать себя Елизаветой Петровной, а сама удалилась в Орловскую губернию, где, поселясь в доме одного крестьянина-скопца под именем простой женщины Акулины Ивановны, провела остаток своей жизни в постничестве, молитве и благодарениях, а по кончине похоронена там же, в саду, где мощи её почивают и доныне...

«Искупитель» же Пётр III, по возвращении в Петербург, должен был по принуждению вельмож жениться на «похотливой и развратной француженке, которую в России стали звать Екатериной II Алексеевной». Узнав, что «искупитель» не способен удовлетворить её похоть, Екатерина II возненавидела его. Бывало, лягут они спать, а он всё спиной к Екатерине. И решила Екатерина подговорить вельмож убить его. Но нашёлся один верный солдат, тоже скопец, который, надев на себя платье императора, был убит вместо «отца-искупителя» и затем похоронен в Александро-Невской лавре; он добровольно пожертвовал собой ради «царя-искупителя», дав ему тем самым возможность укрыться и спастись для спасения всего рода человеческого. Царством же завладела Екатерина Алексеевна. Она предалась «лепости» со своими вельможами и даже с самим дьяволом, от которого родила сына. Последний учился в Петербурге, в Российской академии, а потом был тайно отправлен во Францию, где по своим способностям вышел в императоры. Этот сын союза Екатерины с дьяволом стал Наполеоном I Бонапартом... А наш «искупитель» Пётр III, чудом избавившись от смерти, долго скрывался вместе с князем Дашковым, под видом простых мужиков, у чухонцев; затем отправился под именем Кондратия Селиванова в Орловскую губернию, где пребывала его матушка Елизавета свет-Петровна, под именем Акулины Ивановны.

Продолжение. Начало см. в  СТАРЫЕ РУССКИЕ СЕКТЫ, Скопцы (1) и  Скопцы (2).

s_история, history, религия, s_религия, s_Россия, main, любовь

Previous post Next post
Up