Покатушки узкоколейные

Nov 08, 2017 15:16


Весной мы с родителями ездили в необычный музей в Новгородской области. Это Музей Тёсовской узкоколейной железной дороги; он находится в посёлке Тёсово-Нетыльский - всего в 150 км от Петербурга.



Экспонаты восстановлены силами работников музея (энтузазистов, как говорят в шутку в нашей семье).



Почему это крутой музей?

1. Он аутентичный: в прошлом веке здесь пролегало железнодорожное грузовое сообщение с некогда крупнейшими в Советском Союзе торфоразработками местного предприятия «Тёсово-1». Впоследствии эта железная дорога обслуживала гражданских: люди из близлежащих деревень ездили на работу, дети - в школы. Сегодня нефтедобыча ведётся в гораздо меньшем масштабе.

2. В нём реально катают по железной дороге, знакомя экскурсантов с историей: историей этих мест, железнодорожного строительства, отечественной торфодобычи - а также с особенностями железнодорожного ремонта и сложностями реставрации раритетных вагонов. Правда, из путей, некогда достигавших 170 километров, уцелели 20 километров - остальные километры рельсов сдали в металлолом. Также за отдельную плату всем желающим дают управлять локомотивом!



Этот вагон очищает рельсы от снега.



Труба в конце вагона - от печки, без которой было бы совсем холодно.

3. Уникальная узкая колея (меньше метра): немецкие паровозы во время войны доходили лишь до границы, но не до нашего города, потому что многие европейские страны к тому моменту уже перешли на более широкую колею. Они шли по болоту - даже зимой то ещё удовольствие.



На памятнике: «Вечная слова героям. 31 мая 1942 года в жестоком бою с фашистами здесь пали 16 ленинградских партизан».

4. Настоящий подвижной состав: вагоны были восстановлены силами энтузиастов-работников музея на собственные средства. После покатушек по железной дороге экскурсантов ведут в депо с остальными вагончиками - находящимися в процессе ремонта или уже обновлёнными. Лазать разрешено!



5. Экспонаты разнообразны: здесь и тепловозы, и пассажирский вагон, и вагон-столовая, и дрезины, и мотодрезины. Есть даже немецкий пассажирский вагон, правда, к моменту нашего посещения музея ещё не отреставрированный - а так в нём можно было бы снимать историческое кино про шпионов. Вообще, в прошлом апреле здесь провели военно-исторический фестиваль «Забытый подвиг - Вторая Ударная армия»: http://www.visitnovgorod.ru/afisha/tesovo_reconstruction.htm. В ходе реконструкции использовались военная техника и подвижной состав Тёсовской узкоколейной железной дороги.



6. Экскурсионные покатушки сопровождают живописные пейзажи из окна вагончика: свежий воздух, поля, леса, болота.  Дальняя точка маршрута - производственный участок, где при хорошей погоде демонстрируется процесс добычи торфа настоящей техникой.



Немецкие вагоны, до которых ещё не дошли руки.



Конечная остановка железнодорожного пути. Просторы торфяных болот.

Терминология

Тепловоз - это самоходный тягловый экипаж c двигателем внутреннего сгорания, энергия которого передаётся на колёсные пары.

Двигатель внутреннего сгорания преобразует топливо, сжигаемое внутри рабочей камеры, в энергию для механической работы.

Дрезина - это платформа для лёгкого и скорого служебного передвижения по железной дороге.

Как добраться из Санкт-Петербурга (возможны маршруты из Москвы и Великого Новгорода):

1. На личном транспорте по трассе М10 «Россия» до посёлка Любань, на светофоре НАПРАВО по указателю «Луга 138 км», после деревни Вдицко на развилке НАЛЕВО по указателю «Тёсово - Нетыльский 7 км».

2. На личном транспорте по трассе М10 «Россия» до посёлка Подберезье, НАПРАВО по указателю «Ст.Подберезье» примерно 43 км.

3. На электричке из Санкт-Петербурга (Витебский вокзал) - до ст. Рогавка.

Что взять с собой?

Ботинки на хорошей подошве, тёплую спортивную одежду, фотоаппараты, термос. После экскурсии на отправной точке маршрута предусмотрено чаепитие - но до него надо ещё доехать!

Перед посещением необходимо записаться по телефону +7-(905)-207-75-83 или через группу ВКонтакте: https://vk.com/tesovo1

память, музей, livejournal, Новгородская область, документальное, узкоколейка, инфраструктура, путешествие, культура, история, транспорт, поезда, красота, ностальгия, путь, покатушки, романтика, цивилизация, железная дорога, впечатления, #ятестируюновыйредактор, дорога

Previous post Next post
Up