Италия необрусевшая

Nov 01, 2017 16:10

В марте 2017 года мы с родителями арендовали автомобиль в Неаполе и поехали по южным регионам материковой Италии - Кампании, Апулии и Базиликате. За неделю мы посетили множество интересных мест: городов и деревень, замков и гротов, проехали по Амальфийскому (Амальфитанскому) побережью Тирренского моря, вдоль Ионического и Адриатического моря - а кое-кто во всех трёх даже искупался. Мы видели горы и море, болота и леса, равнины и пещеры.

Сегодня я познакомлю вас с точками на карте, почему-то недооценёнными нашими соотечественниками - здесь нет русской речи. О большинстве из перечисленных мест путеводители умалчивают - или упоминают лишь вскользь в общем рассказе об Италии. Так, у нас не было традиционного «Оранжевого» или «Красного гида» - всю информацию перед поездкой мы самостоятельно вычитали в разных источниках.

Я не сравниваю юг с Римом, Флоренцией или Венецией - это совершенно разная Италия: все они живут и зарабатывают по-разному, по-разному и отдыхают. Не говоря о том, что объединять все места, о которых я расскажу, словом «юг Италии» рискованно. В этих трёх областях - Кампании, Апулии и Базиликате - культура и ландшафт, люди и даже дороги сильно разнятся. В пути мы с родителями оценивали города по пятибалльной шкале. Вот предложение тем, кто проедет по нашему маршруту: поделитесь своей оценкой посещённых мест, давайте сравним впечатления!

В этом посте я дам краткую характеристику каждому месту и проиллюстрирую их фотографиями.

Неаполь - 4/5 (наши мнения разошлись)

Почему-то среди моих знакомых мало кто его любит - и это несправедливо. Основан в VIII веке до н.э. - такой же древний, как и Рим. Гуляя по Неаполю, мы постоянно сравнивали его с Барселоной (она чуть моложе): это крупный портовый город, расположенный на холмистой местности, с памятниками античной и средневековой архитектуры буквально на каждом шагу и с множеством мигрантов. Несмотря на то, что Неаполь бедней, тесней и менее ухоженный, он так же красив и геометричен, как Барселона; здесь так же тепло, перед окнами на улице тоже сушится бельё, и люди столь же общительны и эмоциональны в самовыражении.

Везувий - 4/5 (мнения вновь разошлись)

Я впервые видела действующий вулкан; кое-кто был искушён камчатскими сопками, поэтому наши мнения разошлись. На вершине в +3 градуса пошёл снег, поэтому оценка ещё одного члена нашей команды понизилась на балл.

Благодаря вулканическому пеплу почва вокруг Везувия очень плодородна, и люди веками живут на этих землях, не боясь извержений. История для итальянцев (эрколанцев) поучительна в том смысле, что они научились собирать и разбирать дома в кратчайшие сроки.

Вот он курится. Фото сделано за минуту до появления снега.

Сант'-Агата де'Готи - 5

Центр этого живописного городка расположен на отдельно стоящем холме, попасть на который можно по средневековому мосту, возвышающемуся над глубокой пропастью. С моста открывается вид на неприступную стену города - это скала, которую довершают вплотную располагающиеся вдоль её краёв крепкие дома.

Завораживающий вид.

Да, кстати: по дороге между Неаполем и Сант’-Агатой мы проехали под акведуком Каролино (или акведуком Ванвителли). Он поистине огромен: 529 метров в длину и высотой в 56 метров. Акведук выстоял в трёх разрушительных землетрясениях; он снабжал водой дворец Карла VII Бурбона с парковым комплексом, близлежащую шелкопрядную фабрику, поля и мельницы, а также Сант’-Агату де’Готи.

Беневенто - 4

Город с богатой историей и архитектурой (например, в древнеримском амфитеатре I-II веков до сих пор проходят театральные представления). Расположен Беневенто на пути древнеримской Аппиевой дороги.

В амфитеатре.

Манфредония - 4

Довольно однообразный, но идеально причёсанный городок на берегу Адриатики. Манфредония и некогда стоявший на его месте Сипонт пострадали от землетрясений и многочисленных набегов самнитов, пиратов-славян, сарацин и турок. Представители итальянского среднего класса проводят старость здесь: рестораны, бутики, парусники и абсолютная тишина после захода солнца.

Мы сделали небольшой крюк на север - желая увидеть скалы, вырастающие из моря. Вероятно, не доехали.

В поисках зубьев, выглядывающих из моря.

Трани - 4/5 (и вновь мнения разошлись)

Идеальная локация для Королевской Гавани из «Игры престолов»: кафедральный собор Трани - альтернатива Великой септе Бейлора, снятой в Дубровнике, а городской садик Трани с попугаями - альтернатива дендрарию Трстено в Хорватии, город и с воды выглядит очень круто. Разве что Дубровник более рельефный. И съёмки там дешевле.

Поразил цвет Адриатического моря.

Монополи - 5

Город, с которым мы познакомились после захода солнца. Здесь стареть интересней, чем в вышеупомянутой Манфредонии: богатая готическая архитектура, роскошь барокко, замок с крепостной стеной. Тишина, тепло и морской воздух. Название произносится с ударением на второй слог.

Город-крепость, город-порт.

Castel del Monte - 5

В Замке на горе - он так и называется в переводе с итальянского - снимали эпизод фильма по мотивам трёх классических итальянских сказок («Страшные сказки»). По сюжету, король устроил соревнование для женихов своей дочери: право жениться на ней получит тот, кто угадает, какому животному принадлежит представленная королём шкура. Шкуру блохи, отожравшейся до размеров осла, опознал людоед, который и утащил после соревнования дочь короля в свою пещеру. Принцесса сбежала, спаслась - и нового мужа отбирала уже самостоятельно... посредством нового соревнования.

Замок сверху напоминает черепашку: он имеет форму бублика и окружён восемью восьмигранными башнями. В фильме внутри «ротонды» замка по натянутому канату шёл эквилибрист и чем-то жонглировал.

Торре а Маре - 3

По ошибке заехав в Торре а Маре (смотри далее Полиньяно а Маре), прогулялись с четверть часа по набережной, сделали инстаграмную фотографию на фоне двери и закупились сыром с овощами в местном супермаркете. Типичный курорт вроде нашего Зеленогорска, но с памятниками средневековой архитектуры (дверь к ним не относится).

Полиньяно а Маре - 5

Мы приехали в этот городок на закате. Он оказался оживлённым, молодёжным, жизнерадостным и очень живописным: волны тысячелетиями прорезали в скалах ниши и арки причудливых форм; каменный мост на мощных сваях через городской променад на месте долины высохшей реки напомнил нам подобный в испанской Ронде (тоже в центре города, такого же небольшого); в основании одной из скал строится выставочный зал.

Вид с моста: скалы, геометричные домики, море и закат.

Грот Кастеллана - 5

Пещеры Кастеллана - длиной более 3 км и глубиной 200 метров - поразили своим разнообразием. Мы прослушали экскурсию на итальянском, из которой можно было разобрать слова «акустика», «миллионы лет»; «зал скульптурных форм», «зал отломившейся башни» и «купольный зал»; «белый грот» (он образовался благодаря сгустку кальция и углеродистых осадков), «окаменелые панцири животных, живших во времена динозавров»; «форма верблюда», «челюсти». Также по активной жестикуляции экскурсовода мы разобрали, что пещеры с подобной структурой, формой и составом распространены вдоль всего Адриатического побережья в провинции Апулия.

Альберобелло - 4

Фишка города - домики с крышами «труллями» («трулло» значит «купол»). Конструкция этих крыш позволяла жителям избегать налогов на жильё: вынув пару кирпичей, можно мгновенно разобрать весь дом. В Альберобелло, кроме домиков (ныне более забавных, чем практичных), смотреть не на что.

По конусам на правой фотографии видно, что такие дома занимают целый район!

Бриндизи - 4

Впервые я узнала об этом городе в настольной игре «Ticket to ride Europe».

Мы довольно быстро проехали через центр Бриндизи и, не найдя ничего особенно примечательного, остановились пообедать в кафешке на набережной. Это был единственный раз за всю поездку, когда мы ели рыбу (причём намеренно искали именно рыбу): ни в Неаполе, ни на противоположном берегу «сапога» дары моря почему-то не популярны.

Лечче - 5

Безумно красивый город! Настолько красивый, что я не сделала в нём ни одной фотографии - ходила и наслаждалась видами. Представьте себе торт со взбитыми сливками, украшенный пиратской (скелеты, якоря, сундуки) и морской (русалки, рыбки, ракушки) символикой. Это южное барокко, или Флоренция юга. Это - Лечче!

Здесь мало кошек, и все они почему-то шуганные.

Таранто - 4

Таранто не впечатлил: по сравнению с остальными посещёнными нами городами, он грязный, полуразрушенный и потрёпанный. И плохо пахнет.

Матера - 5+

Матера - древний пещерный город, самый интересный из южных итальянских городов. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это место было заселено в эпоху неолита, позже сюда пришли греки; современный облик город появился при итальянцах. Историческая часть Матеры выдолблена в одной цельной скале; в лабиринте небольших пещер-гротов через речную долину селились, как в трущобах, беднейшие семьи.

Каньон некогда полноводной реки; город многократно запечатлён в исторических и библейских кинокартинах.

Потенца - 3

Это маленький город на вершине холма на обратном пути, из Матеры в Амальфи. Потенца нам не понравился: там бредовая организация транспортного движения, непонятные дорожные указатели, там всё в лесах, и делать нечего.

Также по дороге были ещё два города: 1. безымянный город, в котором мы остановились пообедать на ограде парка. 2. Геометричный душный и тоже безымянный умирающий городок, в который нас завёл навигатор. Голые стены с некогда яркой и ныне облупившейся краской, скука, духота, мухи.

Пестум, или Посейдония - 5

Крупнейшая сохранившаяся на территории Италии древнегреческая колония. Не очень большой музей под открытым небом, интереснейший выставочный зал (подробное мультимедийное сопровождение).

В день нашего посещения здесь проходили соревнования по бегу, поэтому здесь было много местных. Подобно спортсменам, группы студентов-практикантов археологического или исторического факультета с горящими глазами бегали за каждым туристом, желая с ними (то бишь с нами) поговорить. Правда, на итальянском.

Сорренто - 4

Несмотря на то, что это было самое живописное за время поездки место ночлега, сам город не впечатлил. Утром стоял туман - был виден только паром, курсирующий между островом Капри и Салерно. Неаполь, заметный с вечера по яркой подсветке, утром был скрыт за молочной пеленой. К нам во время завтрака пришёл котик.

Согласно Википедии, здесь жили Байрон, Горький, Гёте, Ницше, Вагнер, Ибсен и Стендаль. Больше Сорренто ничем не примечателен среди городков вдоль Амальфийского (Амальфитанского) побережья.

Амальфийское (Амальфитанское) побережье - 4/5 (мнения разошлись)

Красота: блики играющего на морской глади солнца, горный серпантин, маленькие разноцветные деревушки вдоль побережья, остановки на один автомобиль или два скутера на отвесных скалах, тоннели, рыбные лавки и фруктовые фургончики. Входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Водителю не понравилось большое количество машин в середине и ещё большее - в конце рабочего дня.

Салерно - 4

Салерно в 10 раз больше, чем Сорренто - но такой же скучный. Красивый - да, но скучный. В воспоминаниях об этом городе остался только древнеримский акведук - фрагмент водопровода.

А, вспомнила! Ещё из этого города я посылала друзьям и родственникам традиционные почтовые открытки. Они пришли через полгода.

Помпеи - 5

Помпеи - наиболее успешно распиаренный среди погибших древнеримских городов и поселений. Он был отлично законсервирован под слоем лавы, вулканического пепла и культурного слоя. За период истории почти в 2 тысячи лет:

• вандалы расхищали пирамиды Гизы,
  • был построен, заброшен и вновь открыт город инков Мачу-Пикчу,
  • крестовые походы унесли сотни тысяч жизней,
  • была открыта Америка,
  • произошло падение Западной Римской империи, раздел Рима, подчинение некоторых древнеримских территорий Карлом Великим, расцвет Священной Римской империи, Рисорджименто (Объединение Италии во время национально-освободительного движения итальянского народа) ...

А Помпеи сохранились.

Эрколано (Геркуланум) - 4

За час до закрытия успели попасть и в Эрколано - не такой известный (неуспешный пиар) город, также погребённый вулканической лавой во время знаменитого извержения Везувия. Интересно, что современный город возведён аккурат над древним Эрколано - поэтому археологические раскопки ограничены современными жилыми районами. Здесь же, в хранилище для лодок, были обнаружены сотни скелетов пытавшихся укрыться людей. Их кончина не была мучительной: они практически сразу задохнулись, и через несколько часов город завалило. После Помпей Эрколано в тот же день был уже лишним.

Нижний ярус - древний город (ниже уровня земли); сверху - современный Эрколано.

Последнее слово - от той, что, подобно жирафе, последней и смеётся

С точки зрения количества архитектурных памятников, территория Италия богаче территории всей Европы. Вот нам и непонятно, почему русские туристы не доезжают до южных районов Италии: ведь там не менее интересно, чем на юге.

За неделю мы увидели три очень разных по флоре и фауне морских побережья, проехали насквозь болотистую равнину у «лодыжки» полуострова, мы сворачивали шеи, выглядывая из окна автомобиля при виде гор с шапками-городками на вершинах, покрытых зеленью пологих холмов и голых острых скал.

Западное побережье Италии беднее, восточное - богаче. Как следствие, на западе городские улицы, дороги и жилые кварталы - грязней, на востоке же всё выглядит опрятней. И люди в районе Неаполя более ленивые, нерасторопные и толстые - зато дружелюбие, искреннее желание помочь (даже при незнании языка - жестами, даже при дезориентации в бесчисленных улочках, даже при невладении ПДД) заложены в ДНК всех итальянцев.

Италия, архитектура, воспоминания, море, память, музей, отзыв, семья, путешествие, селфи, история, транспорт, отдых, туризм, Европа, коллекция, впечатления, дорога, #ятестируюновыйредактор, опыт, потребление, европа