«… На старом дереве громоздком,
Завешивая сверху дом,
Горят, закапанные воском,
Цветы, зажженные дождем…»
Борис Пастернак, « Липовая аллея»
Собираясь на фестиваль «Липец в Даровом» в усадьбу Достоевских, я с тоской смотрела на темное небо, которое периодически разверзалось и проливало вниз очередные мегалитры воды. Вещи занимали привычные места в сумках, а в голове вертелась песенка, не имеющая отношения к эпохе Федора Михайловича, но, тем не менее: «Солнца не будет, жди - не жди, третью неделю льют дожди…» Зарайск и Даровое встретили хмуро, а мы обещали покровителям дождя, что вести себя будем хорошо, пусть они хотя бы денек отдохнут.
Конечно, помокли мы в самом начале фестиваля, но зато потом выглянуло такое яркое, такое нарядное, такое теплое солнышко. Капельки дождя на траве и листве сверкнули, словно подмигнув нам, а потом быстро высохли. Малюсенькие лягушата с быстро нагревшихся дорожек поспешили под листики земляники и подорожника. А фестиваль задвигался в прогулках, хороводах, прыжках на сеновале, прятках и догонялках; зазвучал жалейками, гармошками, многоголосием, стуком молота на наковальне, детскими восторженными криками; запАх травами, глиной, берестой, коврижками, вареньем, смородиной из усадебного сада.
А запах липового цвета величаво плыл над усадьбой Достоевских, окутывая и оздоравливая всех.
«… Но вот приходят дни цветенья,
И липы в поясе оград
Разбрасывают вместе с тенью
Неотразимый аромат». (Борис Пастернак, «Липовая аллея»)
Усадьба в Даровом - это то место, где Достоевский был мальчишкой, счастливым мальчишкой. Счастливыми в этот фестивальный день были и гости усадьбы. В попинуху и калечину-малечину играли, ковры ткали, рисовали, плели, ковали, с весельчаком Петрушкой подружились. Ну и в «диких» наигрались. Не знаете, что за игра? Не играли никогда?
А бывало, над Даровым раздавались крики, подобные индейским, мелькали то тут, то там голые мальчишеские пятки и нет-нет - да и пролетит над полянкой или «маменькиным прудом» острая стрела, выпущенная совсем не московским мальчиком Федей Достоевским, а предводителем племени диких индейцев.
Давно даровские липы и дубы не становились частью игры в «диких», а в этот день они как будто помолодели, снова, как и почти 200 лет назад превращаясь в деревья Южной Америки и укрытия для смелых и отважных «диких».
Наша литературно-вареньевая кухня была рада принимать «диких», ткачей, гончаров, художников. Больших и маленьких. Участников и гостей фестиваля. Ведь это так здорово - выпить ароматного чая, в котором чабрец, душица, смородиновый лист и ягоды земляники. А к чаю, разумеется, варенье. Мы угощали клубничным с зеленым базиликом и мятой и, конечно, вареньем из липового цвета. Да, и историями интересными угощали! Секретами правильного варенья и ухода за медными тазами делились. Наобщались!
Солнышко потихоньку готовилось к отдыху, придавая бронзовый оттенок крупным ягодам смородины, которые теснили друг друга на кустах в усадебном саду. Отражалось солнышко и в яблоках , умытых до блеска многодневными дождями. Я смотрела и на молодой сад - красивый и ухоженный, на аккуратные парковые дорожки, на нарядный дом Достоевских и размышляла, какую же огромную работу проделала за несколько последних лет команда музея.
Гости фестиваля перемещались поближе к сцене, где продолжалась литературная программа и был готов выйти сцену исполнитель роли Мити Карамазова в одной из экранизация романа Сергей Горобченко.
А меня ждало открытие, о котором я буду думать еще долго. Вы когда-нибудь видели, как выглядят деревья после оздоровительных процедур? Как снижают ветрильность деревьев? Я - нет. Спасибо, что директор музея-заповедника «Зарайский кремль» Кирилл Кондратьев, провел небольшую экскурсию для нас. Честно, это какое-то волшебство - двухвековые липы, дубы, которые видел и трогал Достоевский, под кронами которых играл и скрывался от зноя, подлечили, омолодили, подкормили витаминами. А еще, над ними как будто поколдовал искуссный парикмахер. Знаете, как над стариком, который сидел-сидел дома, а потом вдруг собрался выйти в люди, и его гладко выбрили, сделали компресс, подстригли и причесали. Посмотрели на него соседи и ахнули. Так и липы с дубами - стоят помолодевшими ухоженными красавцами. Не узнать!
Фестивальный день заканчивался. Над лужайками, аллеями и прудом разливалось изумительное многоголосие мужского хора «Век». Гости фестиваля охотно подпевали и приплясывали. Кто-то докупал сувениры, корзинки, лоскутные одеяла и изразцы, решив, что им самое место именно в его квартире. Участники делились впечатлениями, делали друг другу презенты и прощались до следующего фестиваля «Липец в Даровом». А он принесёт новые впечатления, новые истории, друзей и новые открытия.
Мы же не стали ждать целый год, а на следующий день открыли для себя ещё один музей, ещё одно имя - скульптора Анны Семёновны Голубкиной. И открытие это, скажу я вам, оказалось потрясающим. Талантливая, умная, хорошо образованная, тонко чувствующая… Мастер, чьи работы выставляются в лучших музеях. Мастер, чьи работы восхищают, радуют, заставляют думать, грустить, стремиться к новым высотам. А за музей Голубкиной огромная благодарность всем, кто его начинал, и кто работает там сейчас.
В общем, жаль, что вас не было с нами! Может, махнёте с нами в чеховское Мелехово?
Ваша Вареньевая Фея.