К прочтению подходила с опаской из-за разочарования во многих своих прошлых предпочтениях. Хотя уж как душевен Мир Кристалла! Один из тех миров, которые ничем уже из души не вытравишь. При том, что он шаблонный до зубовного скрежета, но необыкновенность ему придают именно глаза смотрящего. И этот смотрящий - не я. Я просто наблюдаю мир глазами персонажей и вижу, что мир этот - прекрасен.
Почти все то же самое можно сказать и о Маятнике. Ну кроме того, что автор методично и хладнокровно, даже с некоторой долей иронии вытравил все читы. Герой мало того, что ни мастер меча и магии, так он еще и косорукий смертник с двумя процентами магии при минимальных двухстах. Но! Сильно мне здесь вспомнился
Красницкий - планирование и управление - наше все. И неважно, что обе руки у тебя левые, а все колдунства от тебя шарахаются, главное - наличие мозгов и шила в жопе активной жизненной позиции. Последнее обусловлено пубертатным возрастом героя, но все равно убедительно. В бальзаковском-то уже поди погеройствуй! Хочется выращивать розы и любоваться закатом, я точно знаю. ;) А приходится учиться и заниматься, как школьнику.
Грамотная и затягивающая экспозиция: мальчик, который ГГ, едет в поезде и беседует со случайными попутчиками. Как и положено, за жизнь. Очень, очень тяжело начинать книгу с философии - это отпугнет половину читателей, как минимум. Но только если ты не Доктор и не Вартанов. Потому что умение интересно умничать - одно из обязательных для гениальных писателей, а вы как думали? И эта философия плавно переходит в обычный попаданческий кошмар: «Кто эти люди? Куда я попал?». )))) Что, впрочем, не мудрствуя лукаво, автор тут же и разъясняет.
А попал герой по-крупному. Один из наследников клана Рыси в параллельном мире хочет сделать ГГ своим двойником на год. Чтобы якобы плести козни. Нет, козни он плести и вправду будет, но против героя в том числе.
Будет магическая школа, как же без, будут пустыни, будет путешествие через океан, будут кочевники и почти что злой дух. Приключалочка та еще, чего уж там. Не каждый автор ухитриться запихнуть в обычных размеров книжку такое количество миров, пусть даже в рамках одного мира. Некоторые вон эпиками в Ородруин топают.
Начиная с первых же страниц, я страдала необычайно. Правильно, потому что книга закончится. И не то чтобы скоро, а в принципе. Когда тебе попадает в руки что-то настолько гениальное, ты сильно хочешь, чтобы это был эпик. Ан нет, гениальных эпиков не бывает. Да, я в курсе про Ородруин. Но бывают гениальные попаданческие романы, и Маятник - один из них. Десять по всем пунктам, без нареканий.
1. Мир чем-то напоминает Ось времен Каттнера - вроде бы все то, да не то. Явный сюрреаллизм в жестких рамках антуража. Такие миры встречаются очень редко, а забываются - еще реже. То есть вроде бы как все обычно-фэнтезийно, но остается такое сказочное послевкусие, как после Мягких часов Дали. Этот мир реален, но он «плывет» в какое-то сновидение, которое придает ему вкус реальности. То есть вроде бы как мне это все снится, я это вижу, я в этом живу. Мне кажется, для создания подобного рода реальности нужен особенный талант.
2. Что до читабельности, то я уже говорила - с первой же главы начинаешь страдать, что книга одна. А потом придется читать обычный хлам. Пусть даже он и не хлам вовсе, но, пока ты в мире Маятника, все остальные книги кажутся ненастоящими, как те елочные игрушки.
3. Интрига даже перезакручена, я бы сказала, сильно отдает сиропом. И вроде как автор чередует накал с философствованиями, но ухитряется эти философствования закрутить не хуже накала. Потому весь роман звучит на очень пронзительной ноте, и никуда от этого не денешься. Курящим запасаться сигаретами, некурящим тоже чем-то вроде семечек. И темных очков, чтобы прятать потом от окружающих нервный горящий взгляд и круги под глазами от недосыпа. Ручки трясутся, глазки блестят - подростков так и вовсе близкие могут в чем-то нехорошем заподозрить.
4. Персонажи разные. Для меня это один из основных критериев - терпеть не могу, когда характеры и имена совпадают, я тогда ничерта не понимаю. Особенно этим Стаут грешит - я бы стописят раз догадалась кто убийца, если бы подозреваемые отличались друг от друга чем-то, кроме пола.
В мире Маятника никто друг на друга не похож. Даже сыновья вождя кочевников, которые вроде должны быть как минимум «двое из ларца» - и тоже разные, сволочи. Школьники не путаются, что вообще чудо - даже эпизодические типа «кушать подано».
Ну и сам герой идентифицируется с собой, любимым, влет. Он умный, решительный, правильный и добрый - ну чем не я? То, что трошки ручки кривые, ну дык у кого не бывает? Тоже я. И, конечно же, воспринимать происходящее через ГГ гораздо проще, чем нам бы рассказали умозрительно. Ну это моя любимая фишка, вроде все в курсе. Потому что между «земля была усыпана хворостом» и «у меня под ногой хрустнула ветка» разница астрономическая. Хотя бы потому что та ветка, которой не усыпано, а которая хрустнула под моей личной ногой, может, например, в эту ногу впиться, а может своим хрустом выдать мое местоположение - да мало ли что. Вплоть до напомнить мне о треске поленьев в печи - и уже пошли ассоциации. Высший пилотаж, чего уж.
5. Идей там до черта, пусть даже слегка подростковых. Я их наблюдала с высоты, так сказать. Особенно хорошо передан юношеский энтузиазм, который мне уже только сниться. Такое бывает только в свободном поиске, или в пубертате, коий весь - сплошной свободный поиск.
Герой будет стараться поступать хорошо и правильно, но при этом не выключать соображалку. А еще будет философствовать с заданной в экспозиции точки. А точка эта - ни много, ни мало, - позиция игрока. В данном конкретном случае игрока в покер, но это не принципиально. Про решительность, про риск, про безысходность, про победу, про ставки - про жизнь, ёпть.
6. Душевность вартановская всегда была одной из лучших - мало какие авторы меня настолько цепляли - респект и уважуха. Как и мир, его персонажи поселяются в тебе и устраивают коммуналку - хоть экзорциста зови. Притом грузят своими проблемами, а потом предлагают свои решения - хошь на свои проблемы, хошь на твои. На редкость прилипчивые ребята. )))
7. Погружение - то же. Этот маятник мне до сих пор мерещится - хотя, по сути, его физическое воплощение отсутствует даже в книге. И, тем не менее, бойкое воображение при хорошем описании еще и не туда ускачет. Острова эти летающие, корабли-велосипеды. Осы, акулы, корабль этот разумный с семенами. Там, к слову, одного корабля на эпопею хватило бы некоторым безыдейным, которые эльфов по сей день эксплуатируют.
Реально фантазия у автора убойная, профессионализм на уровне, талант зашкаливает - писал бы еще больше… И, кстати, продавал бы. А то, когда читала, на литресе еще не было - фиг знает, куда ему платить… Будем искать…
Ассоциации: Рыцари
Доктора, Мальчик и Тьма его же. Вообще очень на раннего Доктора похоже.