"Руссо-Балты" молчаливые рассказчики

Oct 02, 2015 16:44



    Полтора месяца назад,  разместив пост о копиях автомобилей «Руссо-Балт» в масштабе 1\43, созданных множеством мастеров нашей страны, я не предполагал, что в ближайшее время вновь вернусь к этой теме. Но как говорится «Хочешь рассмешить бога, расскажи ему о своих планах», я даже не предполагал что именно «Руссо-Балты» расскажут мне судьбу коллекции моего давнего друга и коллеги по хобби Андрея Твиленева.



Андрей

Твиленева знали многие коллекционеры со стажем. Многократно я уговаривал его больше рассказать о себе, о том, как он стал коллекционером, но Андрей отнекивался - природная скромность или желание не привлекать к себе лишнее внимание.  Ведь одна крупная неприятность уже была им пережита. В середине 90-х годов, его коллекция привлекла к себе любителей наживы. Квартиру, где они жили вместе с отцом, взломали, и часть коллекции  украли. Злоумышленников не нашли, а Андрей, погоревав принялся восстанавливать утраченное. Может именно поэтому он отказывался, никому не хочется пережить подобное еще раз. Лучше не привлекать лишнее внимание. Так это или нет, теперь уже никому не узнать и вряд ли удастся создать подробный материал о жизни и хобби Андрея Твиленева. Он умер 25 августа 2014 года, так и оставшись в моей памяти скромным, волевым, никогда не унывающим человеком, увлеченным коллекционером и настоящим другом. Узнав столь грустную новость, я  очень сильно пожалел, что так и не вырвался к нему в гости в Челябинск, где он прожил всю свою жизнь с 27 апреля 1956 года сначала вместе, с отцом, а когда его в 2012 году не стало с семьей - помощников. Думал, еще есть время, но не успел. Андрей никогда не жил один, просто не мог. Дело в том, что он был инвалидом с детства, страдал тяжелой формой церебрального паралича, что ограничивало его возможности к привычному в нашем понимании общению, движению, стилю жизни.



Зимняя прогулка

Кого-то может быть столь тяжелый недуг и сломил, и он пребывал бы в постоянной депрессии, но только не Андрея Твиленева.  Он хотел жить, и делал это с удовольствием,  присущем ему юмором, не смотря ни на что. Много читал, изучал иностранные языки, освоил компьютер еще лет двадцать тому назад, что значительно расширило круг общения и облегчило его, так как  вести переписку по почте он сам не мог, помогал отец. Набивать же тексты на клавиатуре он мог уже самостоятельно, не быстро, но сам. Его интеллект прекрасно работал и ни чем не ограничивался! Это подтвердят множество его друзей и знакомых, среди которых были не только коллекционеры масштабных моделей. Но все же большую часть его жизни занимали автомобили и их миниатюрные копии.
Андрей очень рано начал коллекционировать общался с большим количеством коллекционеров как в нашей стране, так и во всем мире, благодаря чему, по свидетельствам очевидцев ( тех кто бывал у него дома) обладал всем набором сегодняшних раритетов. Крупная подборка саратовских номерных моделей, редкие теперь пластиковые модели АМО и НАМИ из Казахстана,  металлические ГАЗ-3102 горьковского производства не только в стандартных однотонных цветах, но в раскраски «ГАИ» и множество масштабных моделей иностранного производства, ручной работы (общался лично и дружил со многими мастерами и конверсионщиками ).  После ограбления в 90-х многие экземпляры восстановить не удалось, но не смотря на это все собрание Твиленева насчитывало несколько тысяч,  кто-то утверждал - пять, кто-то три, точной цифры мне не известно, а Андрей всегда уходил от этого вопроса, да для него это было не важно, ведь ему была дорога каждая модель, нравился процесс и не было цели удивить кого-то грандиозным количеством, главное получать удовольствие от хобби.  Как инвалид, Андрей получал пенсию от государства, пока его отец был жив, их двух пенсий им вполне хватало, удавалось зарабатывать, помогая коллекционерам - коллегам доставая нужные модели. После 2012 года - года смерти отца материальное положение Андрея ухудшилось, он переехал в квартиру поменьше, зато приобрел автомобиль, на котором его помощники вывозили его на прогулки на свежем воздухе. Мой «Ванятка» так ласково, Андрей называл свой микроавтобус Nissan Vanette сначала 1998, чуть позже 2005 года выпуска.



"Ванятка" 1998 года выпуска



Погрузка на автоматическом лифте в "Ванятку" 2005 года

Трудности его огорчали, но не расстраивали, а может он не показывал вида. В 2010 году Андрей, благодаря своей сиделке посетил слет коллекционеров в Екатеринбурге.  Однако в 2014 году через четыре месяца, после своего пятидесяти восьмилетия его не стало. Так он и ушел от нас, почти тихо и не заметно, как жил, никого не обременяя, и всегда поступая только по своему.

А как же коллекция - дело его жизни, что теперь с этим большим собранием масштабных моделей автомобилей? Меня тоже это заинтересовало, вдруг она попала в музей или коллеги коллекционеры ее сохраняют или реализовывают, чтобы помочь наследникам. До сентября 2015 года на этот вопрос мне не мог ответить никто, хотя я задавал его многим, кто знал Андрея, в том числе и его землякам. Обычным ответом являлись поднятые вверх плечи - не знаем не известно.
И только в сентябре, завеса неизвестности приоткрылась. На проходившей в московском  «Парке Сокольники» «Галерее ретро-автомобилей Ильи Сорокина» я увидел у одного из продавцов масштабных моделей необычные переделки саратовских копий «Руссо-Балтов» в масштабе 1\43 .



Попросил посмотреть, стали обсуждать, продавец вытащил еще три переделки.



На мой вопрос, откуда столь старые экземпляры продавец пояснил, что купил большую коллекцию и теперь ее реализует, кто автор этих переделок он не знает, если интересно, приобретайте. Чуть позже я выяснилось, что продавец купил часть собрания Андрея Твиленева.  Не вдаваясь в подробности он, рассказал, что был в Челябинске, и когда ему предложили посмотреть коллекцию и что-то купить не отказался. Но сильно удивился отсутствием в ней ожидаемых раритетов, масштабных моделей ручной работы старых мастеров и т.п.. Возможно, что-то было уже продано коллекционерам из Челябинска.  Ведь о коллекции Андрея Твиленева слышали многие, она, бесспорно, считалась одной из самых крупных и старейших за Уралом. Вот так «Руссо-Балты» появились в Москве, а кроме них еще множество масштабных моделей из коллекции Андрея Твиленева. Возможно, если вам кто-то предложит приобрести что-то действительно старое и редкое это может оказаться одним из экземпляров коллекции Андрея. Определить это точно очень сложно, ведь пока у коллекционеров масштабных моделей автомобилей неприятно маркировать свои экземпляры отличительным знаком, как например это делают книголюбы, помечая книги из своего собрания индивидуальным экслибрисом. А жаль.
Тогда на галерее я не купил пять  предложенных «Руссо-Балтов», потому что они не вписывались в тему моей коллекции ( мне интересны масштабные модели у которых существовал прототип, пусть в одном экземпляре, экспериментальный, фантастический, но существовал). Тем не менее, мне захотелось их спасти и передать в хорошие руки, но для начала провести ряд уточнений. Вернувшись домой, первое что я сделал, поднял старые фотографии, что прислал мне Андрей, и на одной из них, где видна часть его коллекции, присмотревшись я увидел все пять «Руссо-Балтов», предлагаемых в Сокольниках, факт их принадлежности Твиленеву установлен!



На фото Андрей со своим отцом. Обратите внимание на левый верхний  стелаж, полка вторая снизу, левая половина, все "Руссо-Балты" стоят вместе

Далее, помня, что фото подобных фантастических масштабных моделей «Руссо-Балтов»  встречались во второй части каталога «Автомобиль на ладони», изданном в Казани в 1995 году, я сверился с ним. В каталоге размещались  фото двух из пяти предложенных мне модели.



Обложка каталога



Страница каталога

В качестве автора, указывалась мастерская С.Васильева из города Саратов. Судя по технологии изготовления оставшихся трех копий «Руссо-Балта», сомнений не возникало, все они были изготовлены там же в Саратове в начале 90-х годов. К сожалению, мне неизвестна судьба этой мастерской и ее история, буду очень рад, если вдруг кто-то поделится информацией о ней. Собрав информацию об этой "пятерке", я решил ее спасти именно в полном составе и предложил своему коллеге из Уфы, интересующемуся масштабными моделями пожарной техники, объяснил их ценность и коллега согласился, забрать все.

















Первый















Второй

















Третий



















Четвертый


















Пятый

Далее все оказалось делом техники, я встретился с продавцом, радуясь, что в Сокольниках эти модели никто не купил и вся «пятерка» в наличии, выкупил их и отправил в Уфу.                  
     Теперь я спокоен и надеюсь, что «Руссо-Балты» из коллекции Андрея Твиленева будут радовать их нового хозяина еще очень долго и находится в их первозданном виде.
Вот так причудливо коллекционные предметы перемещаются в среде коллекционеров, покидая одни собрания и вливаясь в другие. Все что я здесь рассказал, я сделал, потому что мне очень хочется, чтобы мы не забывали ни тех, кто их создал, ни тех, кто их бережно хранил и хранит, не смотря ни на какие трудности в нашей постоянной меняющейся жизни. Уверен, в этом вопросе, меня поддержал бы и  Андрей Твиленев.
     

Масштаб 1\43, Твиленев, РБВЗ, Ручная работа

Previous post Next post
Up