Не секрет, что Интернет в наши дни все чаще начинает заменять живое общение. Легче найти коллег по увлечению, общение оперативное, информативное. Если же вспомнить события более чем двадцатилетней давности, когда в России интернет являлся еще не столь доступной технологией, процесс поиска контактов с коллегами оказывался очень не тривиальной задачей. Мне не известно как это осуществлялось в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань и других. В сибирской глубинке необходимо было не только проявить массу изобретательности, но и обладать определенным везением, чтобы найти коллегу или крупного знающего коллекционера, с чьей помощью возможно как расширить свои знания по любимому хобби, так и получить доступ к более крупным коллекциям, библиотекам книг, каталогов и обменным фондам. Тем не менее, если не останавливать поиски, можно было найти коллег, через газеты, где иногда в разделе объявлений попадались предложения об обмене или продаже - покупке масштабных моделей автомобилей. Постоянное стремление пополнить свою коллекцию подстегивало коллекционеров периодически просматривать ворох подобных газет, в надежде найти что-то или кого-то. Использовалась любая информация, например, из первой части каталога «Автомобиль на ладони», вышедшего в далекие 90-ые годы XX века, где указывалось местонахождение клубов коллекционеров масштабных моделей автомобилей в разных городах России, в том числе и адрес единственного в Томске, городе, где в то время я жил и учился. Когда я нашел адрес клуба, то очень обрадовался, так как всегда приятно общаться с теми, кто увлечен тем же что и ты, а не быть одиночкой. На следующий же день с надеждой отправился по указанному в каталоге месту в один из центров «Творчества юных» г. Томска. К сожалению сотрудники центра меня огорчили, отвечая на мои вопросы, да, раньше клуб был, теперь нет, и куда съехал не известно.
Однако кто ищет, тот всегда найдет! Очень желанное для меня знакомство произошло именно благодаря определенной степени удачи и целеустремленности. Как-то на полке центрального универмага города Томска, я увидел шикарную копию автомобиля ГАЗ-21 «Волга» в масштабе 1\43. Можете представить мое удивление, когда в 1997 году посчастливилось наткнуться на подобную модель, это был просто подарок судьбы. Не смотря на довольно высокую цену, я без тени сожаления спустил львиную долю своих средств и попытался выяснить у продавца, кто продает модели, выставленные в их витринах. Ведь сразу стало ясно, что это не стандартная партия, привезенная в город, а кто-то конкретно пытается либо продать свою коллекцию, либо прощупывает рынок. Но как часто бывает, продавец мне не помог, он не знал. Помог сам коллега - коллекционер! Видимо он также искал контакты и поэтому в коробку с моделью вложил номер своего телефона. Я позвонил, договорился о встрече и впервые познакомился с человеком, который знал о масштабных моделях намного больше, чем я. Он показал мне несколько книг, немного журналов, рассказал о масштабных моделях ручного производства, конверсиях, клубе в Москве, слетах в Челябинске и Екатеринбурге. И сюрпризы на этом не закончились! Рассматривая журнал «Система 43\72» (сейчас это уже библиографическая редкость ведь по сути это первый журнал в России посвященный моделям в масштабе 1\43, но если он вам попадется, купите его, и он поможет вам погрузится в атмосферу слетов коллекционеров, проходивших в начале 90-х годов) в одной из статей, посвященных обзору результатов слета коллекционеров в Екатеринбурге я увидел фото своего преподавателя с военной кафедры - Дудки Олега Назаровича.
Обложка пробного выпуска журнала "Система 43\72" 1991 год
Фото из пробного выпуска "Система 43\72" 1991 год Дудка О.Н. слева
Сказать, что я был удивлен, это не сказать ничего. На следующий же день, я отправился к нему, и поведал, где увидел его фото и предложил познакомиться, уже в качестве своего коллеги, а не непосредственного командира. Так мне удалось узнать очень неординарного человека, который был не только моим преподавателем, но и в полном смысле этого слова учителем, другом и просто Олегом.
Олег справа смотрит на доставаемые модели. Фото с одного из слетов в Екатеринбурге
Олег родился 26 марта 1960 года на Украине в городе боевой славы русского оружия Полтаве, где Петр I разгромил шведов. Возможно, именно поэтому в качестве своей дальнейшей профессии он выбрал нелегкую профессию - офицера. По окончании в 1981 году Полтавского Высшего Зенитно-Ракетного Командного Краснознаменного училища им. Генерала Армии Ватутина Н.Ф. направлен для прохождения дальнейшей службы в зенитно-артиллерийский полк бронетанковой дивизии в г. Омск. Именно в Сибири в 1983 году, Олег увлекся коллекционированием масштабных моделей.
Часть коллекциии Олега
Вообще автомобили интересовали его с раннего детства. Он любил повторять: «Самое красивое, что создал бог - это женщина, а самое красивое, что создал человек - это автомобиль!». Толчком же для коллекционирования у Олега стала встреча с его давним другом и одноклассником. Олегу так понравилась его коллекция миниатюрных копий автомобилей, что он сразу ими «заболел». И теперь уже ни один отпуск не обходился без новинок. Однако такой вялый процесс пополнения коллекции никак не мог удовлетворить столь деятельного человека как Олег и он, как и все мы коллекционеры, чтобы не «вариться в собственном соку» искал коллег, популяризировал свое хобби среди окружающих. И ему удавалось зажигать и убеждать людей. Многие сослуживцы Олега сначала относились к его хобби очень скептически, посмеивались, мол еще в игрушки не наигрался, а несколько позже большая часть из них влились в коллекционное братство.
Часть коллекциии Олега
Олег был очень убедителен. Именно благодаря его усилиям в Томске, куда он переехал уже в звании майора, отмеченного наградами России, в 1991 году был создан клуб любителей масштабных моделей автомобилей, в который позже влились не только любители масштаба 1\43, но масштаба 1\35, 1\72 и других. Причем сам процесс формирования клуба тоже очень интересен, Олег в течении нескольких часов на одном из собраний увлеченных людей ( где присутствовали и филателисты и нумизматы и др.) рассказывал об автомобилях истории масштабных моделей, да так что люди поверили ему, увлеклись. Но и этого Олегу оказалось мало, он переписывался кажется со всем земным шаром и это были не письма по электронной почте, ее просто еще не использовали, это были настоящие письма в конвертах, отсылаемые по почте. Поэтому в отделении связи рядом с домом его знали, и он всегда отвечал им взаимностью, вручая работницам очередную коробку конфет или шоколадку. Встречая Олега, ты всегда видел улыбающегося, жизнерадостного человека, он был переполнен информацией и с радостью делился ей. Правда не сразу, сначала спрашивал ну что у тебя нового, ничего, а я вот тут недавно модели получил из Италии, пойдем посидим, обсудим? И собравшись в кафе, не только я один слушали его рассказы, новости, смотрели новинки, осторожно передавая их по рукам.
На фоне части своей коллекции
Олег находил коллег по объявлениям в газетах, и давал объявления сам. Один раз его объявление напечатали в Великобритании в журнале «Model Collector», это очень помогло настроить общение с коллегами из-за рубежа. Ему претило общение с «продвинутыми бизнесменами» что продавали модели редких в то время в России западных брендов, таких как «Brumm», «RIO», «Rextoys» и других за очень большие деньги. Он любил обмены, причем равные, и еще одной особенностью моделей из его коллекции являлось отсутствие в ней копий автомобилей выполненных из пластика или смолы. Если автомобиль сделан из металла, его копия тоже должна быть металлической, настаивал он. А коллекция у него с годами сформировалась внушительная, по ней можно было проследить историю развития как отечественного, так и зарубежного транспорта. Олег, умел дружить, и жить, его интересы не ограничивались масштабными моделями, он любил спорт, музыку, читал и мог поддержать беседу на нескольких языках, играл на гитаре и фортепиано. Он являлся цельным человеком. После увольнения из рядов вооруженных сил в запас занимался бизнесом, повышал свое образование, участвуя в «Президентской программе управленческих кадров».
Его не стало 3 октября 2000 года. Это событие потрясло всех нас, кто был рядом в Томске и чувство горькой утраты испытали многие коллеги в России и за рубежом. Ушел хороший, добрый и отзывчивый человек. И остались не реализованными множество планов, не издана книга, не создан музей, он об этом мечтал и к этому стремился. Осталась только память, и я уверен пока она есть, он будет жить среди нас.
Благодаря Олегу я познакомился с действительно серьезными коллекционерами города Томска, Дергачевым Юрием и Рыбаковым Константином. Мы до сих пор дружим и хоть раз в год, но встречаемся в Томске, где они все также увлеченно общаются с начинающими коллекционерами, делятся знаниями, помогают желающим приобрести масштабные модели. Эта троица и была моим первым и серьезным клубом. Именно с помощью нашего маленького клуба, я увидел мир масштабных моделей во всех его красках и многообразии вариантов, узнал львиную долю модельных брендов и частных мастерских, познакомился с каталогами, журналами о масштабных моделях и коллекционерах, книгами и многое многое другое. Знания, которые передали мне мои коллеги, помогли расширить кругозор и совершенствовать собственную коллекцию, подтолкнули на поиски. Внутри клуба мы планировали и осуществляли: поиск новых контактов, организацию и проведение выставок в музеях города Томска, обсуждали как строить общение с журналистами, которые неоднократно с большим интересом делали о нас телепередачи, писали статьи в местные газеты. Такого рода общение нужно каждому коллекционеру и, желаю,чтобы на коллекционном и жизненном пути вам обязательно встретился свой Олег.