Японский Rolls-Royce Phantom VI

Sep 30, 2015 12:18



Коллекционеры отдельная увлеченная часть нашего общества. Не важно, из чего вы строите свою коллекцию, вы неизбежно сталкивались с людьми, очень далекими от ее темы и наблюдаете, их удивление или равнодушие, когда они увидели ее случайно или услышали ваш вдохновленный рассказ о ней.  Одни, узнавая эту часть вашей личности, начинают вами восхищаться, другие крутят пальцем у виска. Обе крайности в принципе безопасны и как  отнестись к выражению чувств в ваш адрес зависит только от вашей впечатлительности. Опасны бывают те, кто, узнав, что вы коллекционер стараются сделать вам приятное и прикупить нечто в подарок. Хорошо, если они хоть немного попытались ознакомится с информацией о вашем хобби, задать вопросы, узнать ту «фишку», что вас особенно в нем привлекает. Как, например это сделала сестра одного из фанатов романов Стивена Кинга, и на аукционе, объявленном писателем, приобрела право назвать одного из героев нового романа  именем брата. Цена вопроса 25 000 долларов, а результат абсолютно ошалевший и счастливый брат! ) Хуже когда люди в порыве сделать приятное прикупают для вас что-то в детском магазине или киоске сувениров. Конечно «дареному коню в зубы не смотрят» и ни на кого не хочется наговаривать, но дарители обижаются, когда видят свой подарок немного в другой стороне, а не среди основного собрания.
Особняком стоят подарки от коллег коллекционеров, они всегда интересны, потому что дарят их те, кто в теме, такие же увлеченные как вы сами, возможно вдохновляя вас на новые исследования и приобретение дополнительных знаний. Недавно от моего давнего друга и коллеги по хобби  Юрия Дергачева из Томска мне посчастливилось получить в подарок копию Rolls-Royce Phantom VI в масштабе 1\43, созданный в прошлом веке в Японии - настоящий diecast! О ней сегодня и расскажу.



Юрий

Однако прежде по традиции несколько слов о прототипе. После окончания Второй мировой войны роскошные автомобили с построенными на заказ кузовами многим оказались не по карману, множество кузовных фирм исчезло, потому что их квалифицированные мастера перешли на другие производства, война требовала больше снарядов, двигателей, самолетов. В Rolls-Royce еще с конца 1944 года уже вели переговоры с рядом компаний о выпуске прессованных стальных панелей для будущих лимузинов. Не смотря на то, что выпуск шасси для заказных кузовов на Rolls-Royce Silver Wraith не прекратили, экономия и стандартизация подбиралась и к предметам роскоши, которыми, безусловно, являлась продукция Rolls-Royce и Bentley. Первым автомобилем с кузовом из штампованной стали стал Bentley MkVI, затем появился и Rolls-Royce Silver Dawn первое изделие Rolls-Royce с штампованным цельнометаллическим кузовом. Вся продукция шла на экспорт в США. Великобритания остро нуждалась в деньгах на восстановление экономики. Ужесточался контроль затрат, поэтому в автомобилях Rolls-Royce Silver Wraith, Bentley MkVI, Rolls-Royce Silver Dawn почти на 85% использовались одни и те же комплектующие. Только в 1953 году   Bentley MkVI и Rolls-Royce Silver Dawn появились в продаже на внутреннем рынке по цене среднего дома! И покупатели находились !)
Уменьшая затраты, специалисты Rolls-Royce не пренебрегали возможностью использовать в своих автомобилях новые разработки такие как усовершенствованные подвески, автоматические коробки передач (выпускаемых по лицензии General Motors). Также не забывали про рынок автомобилей для членов королевских семей, глав государств Rolls-Royce Phantom IV - c 1950 по 1956 годы выпущено 18 автомобилей, состоятельных заказчиков Rolls-Royce Phantom V - с 1959 по 1968 годы выпущено 832 автомобиля, Rolls-Royce Phantom VI - с 1968 по 1991 годы выпущено 374 автомобиля.



Rolls-Royce Phantom VI

Rolls-Royce Phantom VI, созданный на базе Phantom V стал последним автомобилем на отдельном шасси. Т.е. в принципе на его шасси можно было установить любой кузов, но заказчики предпочитали цельнометаллический кузов от ателье Mulliner Park Ward - стандартная комплектация, предъявляя особые требования лишь к отделке салона, его дизайну, наличию телефона, теле и аудио оборудования, бара, портативного холодильника, откидных столиков, пепельниц и т.п. По сути Phantom VI последний лимузин компании Rolls-Royce, объявившей о своем банкротстве в 1973 году. То, что под брендом Rolls-Royce стало ездить по дорогам мира  после 1973 года, до 1998 года являлось продукцией концерна Vickers, а  после 1998 года концернов VW и BMW.

Из моделей Rolls-Royce в масштабе 1\43 как ручной работы отдельных мастеров и мелких мастерских, так и из ассортимента компаний, выпускающих масштабные модели промышленным способом, можно составить отдельную коллекцию, чем множество коллекционеров с успехом и занимаются на протяжении многих лет. Единственной ложкой дегтя является то, что до сих пор в ассортименте отсутствует качественная копия в масштабе 1\43 первого автомобиля Rolls-Royce 10 hp, созданного в 1904 году в результате соглашения между Чарльзом Роллсом и Генри Ройсом под маркой Rolls-Royce. Надеюсь скоро этот пробел ликвидируют.
Я же получил в подарок Rolls-Royce Phantom VI Made in Japan от Tomy Company (TAKARA TOMY) из серии Tomica Dendy.



Tomy Company это один из крупнейших производителей игрушек и предметов коллекционирования в Японии, динамично развивающийся до сих пор.  Создана в  1924 году под именем Tomiyama Toy Seisakusho предпринимателем Эичиро Томийама. Начинал Эичиро с производства оловянных игрушек, аэропланов, солдатиков, паровозов, к началу Второй мировой  из стен предприятия уже отгружались игрушечные бронеавтомобили и другая техника, созданные из жести, некоторые из которых с заводными механизмами.


Послевоенная эра принесла успех предприятию Эичиро Томийама. Множество игрушек производилось как для внутреннего рынка, так и на экспорт. В конце пятидесятых начале шестидесятых годов Tomiyama Toy Seisakusho успешно освоило работу с новым материалом - пластиком. Поэтому нет ничего удивительного, что в 1970 году его владелец запустил в производство серию масштабных моделей автомобилей под названием Toimica.
Diecast cерия в масштабе 1\65 состояла из копий японских автомобилей Toyota и Datsun, прекрасно деталированных (металлические и пластиковые детали), окрашенных и собранных, поэтому  мгновенно нашла своих фанатов, многие из которых до сих пор коллекционируют  продукцию Tomica, объединяясь в клубы по всему миру и скрупулезно изучая историю бренда и его масштабных моделей  ведь в наши дни их ассортимент составляет несколько тысяч (разные расцветки, масштабы от 1\28 до 1\154, ограниченные серии, посвященные разным событиям как личным, например свадьба сына Эичиро Томийамы, так и корпоративным юбилеям компании к тому времени уже называвшейся Tomy Company (TAKARA TOMY) ).
С 1972 года в производство пошла серия Tomica Dendy, в рамках которой изготавливались копии автомобилей в масштабе 1\43. В 1976 году помимо копий японских автомобилей в сериях Toimica начали появляться иностранные - благодаря планам Tomy Company заполучить долю зарубежного рынка масштабных моделей. Выпускались они как в масштабах 1\65-1\78 (ставших популярными в Японии), так и в масштабе 1\43 (более популярном в мире) в серии Tomica Dandy . Именно поэтому свет увидела копия  Rolls-Royce Phantom VI. Серия иностранных автомобилей вначале имела свои отличительные коробки и нумерацию с индексом F ( англ. foreign - иностранный).


Rolls-Royce Phantom VI серия F масштаб 1\78



Rolls-Royce Phantom VI серия F масштаб 1\43 ( один из первых вариантов)

К 1979 году размер серии F увеличился до 70 различных экземпляров, куда входили копии английских, немецких, французских, итальянских, американских автомобилей. Но из-за большой конкуренции на рынке масштабных моделей к 1981 году  ее пришлось сократить до  40 разных экземпляров, совместить с серией японских автомобилей, упразднить индекс F и упаковывать весь ассортимент в коробки с единым дизайном. Выпуск масштабных моделей в  серии Tomica Dendy прекратили в 1992 году. До 1992 года все производство масштабных моделей Toimica находилось в Японии, затем часть его перенесли в Гонконг, где до 1994 года выпускались в основном уже освоенные модели, упакованные в прозрачные коробки, с чуть улучшенной детализацией, специально для рынка Великобритании. На тех же мощностях непродолжительное время выпускали модели с работающими проблесковыми маячками (копии пожарных автомобилей и автомобилей спецслужб) и передними и задними фарами.

Подаренный мне Rolls-Royce Phantom VI от Tomica Dandy, выпущен между 1981 и 1992 годом,



























прекрасная копия английского автомобиля выполненная по технологии diecast, открывающиеся элементы, имитация салона, двигателя. Тяжесть модели приятно ощущается когда держишсь ее в руках. Прототип прекрасно узнаваем, жаль только что японские производители не поработали над оптикой фар. Передние выполнены в виде хромированных деталей, задние отлиты вместе с кузовом и выкрашены в его цвет.
В остальном это замечательный, по моему мнению, образец масштабной модели конца прошлого века и достаточно экзотичный по стране производства. Варианты расцветок встречаются разные.


С декабря 1986 года компанию Tomy Company (TAKARA TOMY) возглавляет сын основателя Кантаро Томийама.


Кантаро Томийама

Через каких-нибудь девять лет сотрудники компании Tomy Company (TAKARA TOMY) будут широко праздновать ее столетний юбилей. Ассортимент выпускаемой продукции просто огромен и состоит не только из копий автомобилей. Я уверен он долго еще будет интересен как детям, так и их родителям - коллекционерам, особенно тем, кто интересуется масштабными моделями японских автомобилей.

Масштаб 1\43, rolls-royce, tomica dandy

Previous post Next post
Up