Иногда с экрана телевизора или в газете мы узнаем, что кому-то очень повезло. Выпал крупный выигрыш, остался невредимым в результате страшной аварии, игрок по футболу забил пять голов за девять минут, выйдя на замену в серьезном матче. В среде коллекционеров тоже можно услышать, как кто-то приобрел жуткий раритет за сущие копейки и все кивают, вот ведь повезло! Я всегда был уверен, что «хорошо всегда там, где нас нет», но повезло и мне.
Как ни странно, произошло это в России, причем в Москве, где, казалось бы на душу населения осведомленных людей в разных сферах коллекционирования на порядок больше чем в других городах нашей страны. Где при продаже любого старого предмета цену увеличивают в разы, изучают реакцию покупателя и только после этого начинают торговаться. Поэтому вероятность заключения «везучей» сделки в Москве мне всегда казалось очень низкой. Но и в этом городе бывают сбои. В общем прогуливаясь как-то без особых целей среди торговцев на блошином рынке «Вернисажа» у метро Партизанская, мое внимание привлек человек, предлагающий довольно обширный ассортимент масштабных моделей. Среди номерных саратовского производства, по очень тяжелым ценам (всем вам они известны, а пугать жен, наших девушек или детей, возможно, читающих эти строки я не буду), попадались копии первых выпусков от Solido, RIO и еще более старые от ZISS, RAMI, SAFIR, оцененные хоть и ниже родных рариетов, но все равно дорого. Мы разговорились, пока я внимательно осматривал существующее предложение понимая, что продавец прекрасно разбирается в теме, ценах, но почему то отрекомендовался не коллекционером, возможно, просто перестал себя к таковым относить. В общем, я собирался уходить, было ясно, что его цены скорее, как говорят во множестве стран где мы бываем летом - для «туристов», но мой взгляд упал на прозрачную коробочку в виде сердца, скорее всего от каких то сладостей, внутри которой удалось разглядеть контуры копии автомобиля Citroën С4. Прежде чем лезть внутрь я поинтересовался, сколько стоит, на что получил ответ, что этот хлам, вбросить жалко, а так может хоть на пачку сигарет хватит. Что ж давайте посмотрим, продавец открыл коробочку и я увидел копию Citroën С4, от JM Dubray в масштабе 1\43. Вот:
Об этих моделях, создававшихся вручную во Франции в 70-ые годы XX века, я только слышал, видел немного фото, но в руках никогда не держал. Без торговли передал продавцу сумму эквивалентную стоимости средней пачки сигарет и радостный, отправился гулять дальше. Возможно, во Франции кто-то по незнанию и уступил бы мне так дешево масштабную модель от JM Dubray, потому что все же их там больше чем у нас, но то, что такое событие произойдет в России я даже предположить не мог!
О Жане Мари Дюбрей, единственном основателе и сотруднике JM Dubray мало что известно, а его фото не попадалось мне ни разу. В конце 60-х начале 70-х годов Жан проживал в городке Отён в Бургундии на востоке Франции. Являлся коллекционером, постоянно посещал выставки и встречи с коллегами. Как водится у человека, способного мастерить руками, решил сделать что-то свое. Первые модели в масштабе 1\43 создавались им в 70-еы из смолы, в основном в ассортименте присутствовали Bugatti, а самой первой стала Bugatti T57S
затем попробовал свои силы в конверсии моделей Norev. Из копии Citroën Traction Avant 11 CV седан от Norev, он сделал Citroën Traction Avant 11 CV двухместный кабриолет.
За этой моделью теперь гоняются коллекционеры всего мира - любители JM Dubray, так как Жан собрал их всего шесть штук. Причем три из них сразу отправил коллекционерам в Бельгию, а три оставшиеся нашли своих покупателей во Франции. Цена на этот кабриолет в 2010 году зафиксировалась на аукционе на очень высокой отметке - эквивалент три сегодняшних модели Пивторака! Все, что производил маленькими партиями Жан Мари Дюбрей, довольно бодро раскупалось. В том числе и через самый крупный и известный парижский магазин масштабных моделей Жака Грилсама. Спрос превышал предложение и в 1973 году Дюбрей решился вложиться в новую технологию, создавать модели не из смолы, а из пластика. К тому моменту он познакомился с признанным знатоком автомобилей и их коллекционером Оливье Де Серром,
Оливье Де Серр
Немного его книг
выпустившем в последствии множество книги и фотоальбомов, посвященных Citroën. Благодаря этому союзу в JM Dubray разработали новые формы и начался выпуск различных модификаций Citroën С4, Peugeot 402 и Citroën Traction Avant.
Каталог JM Dubray, фото предоставлены Юрченко Александром из Саратова. На четвертом фото самая левая верхнаяя модель как мой Citroën С4
Отлитые под давлением из пластика детали окрашивались или покрывались хромом ( все как на прототипе), модели вручную собирались и упаковывались в картонные коробочки.
Citroën С4 Пожарная служба города Лион
Citroën Traction Пожарная служба города Лион
Peugeot 402 Traction Пожарная служба города Лион
Что отрадно у каждой модели свой набор деталей, рули оптика, остекление, диски колес, покрышки ( на некоторых даже с указанием фирмы производителя их прототипов - Michelin), отлитым названием прототипа на днище модели. Когда запустили в серию копию Citroën Traction Avant 11CV Familiales Жан немного напутал. Не учел, что на передних и задних крыльях прототипа у самых дверей крепились хромированные накладки, так первая партия и вышла без их имитации, в дальнейшем это исправили, а теперь существуют модели первого тиража и второго. К концу 80-х технология шагнула вперед, появились более проработанные модели ручной работы и не менее проработанные и гораздо дешевле фабричные, в том числе и из пластика. Поэтому Жан Мари Дюбрей вышел из модельного бизнеса, по некоторым данным стал фермером. Всю свою оснастку он продал швейцарской компании TEKNOBY, известная в наши дни как TEK-HOBY. Сотрудники TEKNOBY уже не уделяли столь должного внимания ручной раскраске, а отливали детали из цветного пластика, поэтому, например, радиаторы Citroën Traction Avant 11CV Familiales от TEKNOBY полностью хромированы или под цвет модели. Поэтому на них слабо различается фирменный знак Citroën. Та же участь постигла фары, номерные знаки - они стали в общей массе хромированными, а не под цвет кузова модели. Вступали в силу принципы экономии и стандартизации производства.
Жан Мари Дюбрей давно перестал создавать свои масштабные модели, но они до сих пор живы, хранят тепло его рук, их ценят. Я уверен их круговорот среди коллекционеров будет еще долго существовать, до тех пор пока будет интерес к моделям автомобилей в масштабе 1\43, главное уметь отличать их от других. Теперь вы это сможете.