Из комментария к предыдущей записи:
... удивляет молчащая христианская совесть. Я искренне не понимаю, почему эта самая совесть криком не кричит и не мучает.
Даже любознательным атеистам известно, что в христианской традиции совесть понимается как показатель нравственной обязанности, в первую очередь - обязанности перед Богом. Этимологический словарь подсказывает, что слово заимствовано в виде совѣсть из старо-славянского языка, где оно является словообразовательной калькой греческого syneidēsis (syn - cо + eidon - узнать, уразуметь) и далее отсылает к глаголу "ведать".
Вот вроде и всем христианам должно быть известно, что совесть - это "со-весть", "со-общение", "со-действие". И что совесть как внутренний глас Божий постепенно превращалась во внешнюю совесть, то есть способность к действию ради временного, земного, преходящего интереса, а не во имя исполнения Божественной заповеди.
Любопытно проследить её эволюцию в нескольких цитатах.
Святитель Феофан Затворник:
Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или неисправности.
Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей.
Г.А.Зюганов: "Ленин обновил совесть человечества"
Пускай сейчас народ и не назовет Ленина главным именем современной России. Но пройдет сто, триста, пятьсот лет - он останется в веках, так же как имя Иисуса, Магомета, Будды и Моисея.
Официальный сайт КПРФ, рубрика "Коммунисты и российское общество" Я даже не знаю требуются ли тут еще какие-либо комментарии. "Православный Зюганов", которого православные коммунисты так старательно пытаются представить "обновлённым" и не причастным Ленину, ставит этого фюрера в один ряд со всеми человеческими богами и всех их вместе в один ряд со Христом. Честно говоря, настолько откровенными не были даже советские верные ленинцы. Когда они живописали марксистское понимание совести, которое "раскрывает ее социальную природу и показывает ее детерминированность условиями жизнедеятельности человека и его идейно-общественной позицией", то обычно ссылались непосредственно на "гиганта мысли", а тот выражался всё же скромнее:
Карл Маркс:
У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего - иная, чем у неимущего, у мыслящего - иная, чем у того, кто неспособен мыслить.
Любопытный разворот есть и у "буревестника революции":
А.М.Горький:
Совесть непобедима лишь для слабых духом; сильные же, быстро овладевая ею, порабощают ее своим целям.
Ну и вождь немецкого народа, конечно, не остался в стороне:
Адольф Гитлер:
Я освобождаю вас от химеры, именуемой совестью.
Короче говоря, прав был Василий Осипович Ключевский, сказавший:
"Под свободой совести обыкновенно понимают свободу от совести."