Русско-японский транспортный форум

Apr 03, 2012 14:06

В последнюю пятницу марта месяца завершился молодежный русско-японский семинар. Но молодежный совсем не означал студенческий. Или даже аспирантский. Японская сторона состояла преимущественно из профессорского состава. Среди русских - в основном математики и мы, двое молодых сотрудников ИЭТиТП.





Мероприятие проходило на базе МГУ в три дня. В атмосфере полной информационной блокады. Список заявленных участников не включал первых лиц, в основном все сотрудники самых разнообразных институтов и университетов.

Они. Процесс синтеза разнообразных подходов в транспортной отрасли в продвинутых странах произошёл несколько десятилетий назад, вылившись в направление под названием transportation planning. Поэтому сложно говорить о конкретной специализации участников семинара с японской стороны. Они объединяют в себе знания политики, экономики, маркетинга, социологии, градостроительства, инженерных специальностей. Причём некоторые их изыскания носят довольно занимательный характер. К примеру, жизнь в мегаполисах представляется более активной и, как ни странно, здоровой, потому что ограничения по использованию автомобилей и развитие немоторизированного транспорта вынуждает людей больше ходить пешком, стимулируя эти желания и комфортной пешеходной средой. В сельской же местности личный транспорт оказывается жизненно необходимым. Поделились также собственными идеями о развитии подземных пешеходных переходов, где тепло и сухо, и, внимание, не мешают велосипедисты. Много разговоров велось вокруг исследований транспортного поведения и позиционирования видов общественного транспорта.

Наши. Выступления отечественных транспортников для неподготовленных математически участников было, мягко говоря, непонятным. Презентации представляли собой длинные формулы, описания - набор терминов и характеристик. Несколько огрубляя, можно сказать, что большая часть выступающих стремится создать некоторую математическую модель, способную предсказывать и управлять человеческим поведением на дороге. В этом заключается парадоксальная особенность - человеческие предпочтения выясняются с помощью математических построений. Фундаментом подобных построений является транспортный (в иных случаях пассажирский) поток. На изучении поведения отдельных его представителей и строится техническая транспортная аргументация. В этот момент образованный читатель может резонно возразить - разве социология не основывается на некоторой наблюдаемой регулярности с целью предвосхитить некоторый результат в будущем? Тогда в чём же разница? Математическое построение стремится к эмпирической подтверждаемости своих гипотез, в то время как социология не всегда поддаётся такой верифицируемости. Вся сложность как раз и заключается в том, что человеческое поведение невозможно спрогнозировать. Можно, конечно, построить некоторое представление, статистически подтверждённое, как гороскоп. И это будет работать до какого-то момента. Исследования, проводимые в ХХ веке, к примеру, принципы Уордропа, основывались на исключительно математической составляющей. Современные же, пытаются втиснуть в них некоторые психологические и социологические особенности. Потому перспектива и представляется сомнительной.

Завершение меропрития состоялось в японском посольстве.



По результатам своего визита японская делегация составила рекомендательный отчёт, который был представлен московскому правительству. Из новшеств - запрет шипов, платные дороги в черте города, нумерация станций метро, окраска вагонов в цвета линий, подземные галлереи и передача парковочного хозяйства в частные руки. Японцы аккуратно и тактично обходили краеугольные камни, связанные с политикой и экономикой.
Междисциплинарность представителей японской делегации показала несовершенство организации транспортных исследований в отечественной практике. В какой-то мере это симптоматично: участники транспортной отрасли находятся в состоянии изоляции друг от друга. Нет обмена идеями, мнениями, даже результатами работы. И как-то не по себе, что заинтересованность в сближении происходит с инициативы зарубежных коллег. Но впечатление остались самые положительные.

P.S. Фото с телефона   

77/199, Транспорт, events, Социология, ИЭТиТП

Previous post Next post
Up