Костромская область 2, д2: Солигалич, собор Рождества Богородицы (продолжение)

Jun 05, 2024 09:00

Но, как оказалось, летний храм Рождества Богородицы, был не последним храмом на этой экскурсии, ибо та маленькая дверь на верхней площадке лестницы, справа, вела  не прямо  на колокольню, как я подумала вначале, а сперва в еще один придел - Авраамия Городецкого.



План 2 этажа



Внутристенная лестница на этаж колокольни, окрещенный на плане «межуровневым». Видно характерное «ребристое» завершение окна, о котором речь пойдет дальше.




Прямо - дверь на продолжение лестницы на уровень звонов,



Справа - портал придела Авраамия Городецкого.



Алтарь. В настоящий момент это единственный освященный из 4 существующих приделов собора.



Старинные книжные шкафы и лежащие в них книги.





Деревянные перекрытия над внутристенной лестницей. И вид обратно с той же лестницы.



Слева выход на лестницу под колокольней.



Вид на лестницу  под колокольней - толщина стен впечатляет. Может поэтому колокольня Рождественского собора все еще стоит в «городе падающих колоколен», как неофициально называют Солигалич?


Строительство собора Рождества Пресвятой Богородицы было начато в 1668 году пожертвованиями царицы Марии Ильиничны из рода Милославских, которая часть жизни провела в имении Корцово под Солигаличем. Она задумала основать в городе женский монастырь, но вскоре умерла и после ее смерти поступление средств на строительство прекратилось. К тому моменту был выстроен только первый ярус храма (без сводов) и шатровой  колокольни, но  монастырь продолжал существовать, и был упразднен в 1764 году. Строительство собора, ставшего уже  приходской церковью, было возобновлено только в 1792 году, когда на стенах уже выросли деревья, а на своде нижнего этажа малинник, в котором насельники монастыря собирали ягоды. При этом монахини жили в  подклете недостроенного собора, а в нижнем - Покровском приделе, и расположенном на втором ярусе колокольни приделе Авраамия Городецкого (1694 год) все это время служились службы. Строительство собора было продолжено, то ли на вклады Ф.И.Нащокина, то ли по инициативе губернского архитектора Н.И.Метлина, и на средства прихожан, предположительно мастерами из Тотьмы или Великого Устюга. Освящен собор был в 1805 году и имел 4 придела. На втором  этаже находился главный придел, Рождества Богородицы и зимний, Рождества Христова. Внизу, под зимним храмом, находился  Покровский придел, а под колокольней - Авраамия Городецкого. Росписи были выполнены мастерами из Палеха.

В 1821 году на стенах собора появились трещины и по проекту все того же архитектора Метлина, через год восточная стена была укреплена контрфорсами.  Возможно, к тому же времени относится палатка, расположенная рядом с колокольней.  Два верхних уровня колокольни были исходно возведены в 1794 году, а перестроены в  1887 году на средства М.П.Михалева, возможно, архитектором Ивановым. До этого колокольня тоже имела шатровое завершение.

В 1925 году храм был упразднен, а в 1927 -2000 годах в нем располагался краеведческий музей, в 2004 году он возвращен церкви, с тех пор вяло реставрируется, но, то ли  проблема в плывущем грунте, то ли в ошибках при строительстве, но одна из внутренних колонн  просела и треснула. В интерьере сохранился барочный резной иконостас 1826-1827 годов и росписи из ново- и ветхозаветной истории.

Снаружи у этого собора загадок немногим меньше, чем внутри, но тут мне своих фото уж точно не хватит.





Начнем с самого парадного и максимально понятного ракурса. Вопрос в том, что именно считать нижней частью собора - уровень подклета,  отделенный карнизом или, что более вероятно, судя по единству оформления, и второй уровень четверика и апсид тоже? Ведь стилистически здесь отличается только завершение, т.е. барабаны и купола. А оформление окон и стен обоих уровней одинаково и относится скорее к XVII веку. К тому же не стоит забывать, что первым ярусом традиционно называют второй этаж, а не подклет. А вот с галереей, торец которой виден слева, уже возникают вопросы - оформление окон явно выбивается из общей картины. Перейдем на другой фасад.



Правда, одним фото тут не обойдешься, фасад длинный и дерево мешает.



Для начала - окна, видные в третьем ярусе четверика и его лопатки не соответствуют окнам и оформлению южного фасада, но похожи на  восточный, только там лопаток пять, а не четыре, а окон нет вообще.

Оформление первого яруса галереи в целом соответствует как XVII веку, так и южному фасаду. А вот выше… Слева, рядом с колокольней, второй ярус соответствует первому (судя по плану, эти три окна соответствуют галерее зимнего придела), а вот на следующем фрагменте, за лопаткой и ближе к крыльцу, оформление меняется:



На двух из четырех участков между лопатками окна сдвоенные, и, возможно, такие же, были на месте крыльца. Вариантов ровно два: либо галерея исходно была открытой, а закрытой стала позднее, либо ее перестроили при постройке крыльца, которое, в нынешнем виде, явно было добавлено позднее - это видно по тому, как оно врезается в завершение  окон первого этажа. Не рискну угадывать, к какому времени относится  крыльцо, очень похоже на стилизацию XIX века под более раннее время, по крайней мере, последний пролет лестницы - точно.





Получается, что вход в трапезную главного придела, расположенную в подклете, располагался на южном фасаде, вход на галерею подклета тоже есть - на этом фото справа, с киотом для иконы в завершении, а входа на галерею Покровского придела нет вообще? Или это портал слева, под колокольней?

Ну, первый ярус колокольни точно XVII век, оно и по источникам так, со вторым чуть сложнее - и завершение окна другое, и ассортимент ширинок и полуколонок слишком богатый, и своды оконных ниш иные.

А вот на северном фасаде нижний ярус колокольни и не увидишь уже - закрыт папертью, пристроенной в XIX веке.




Возможно, эту паперть сделали для того, чтобы обеспечить доступ на второй ярус, к зимнему храму, не через крыльцо летнего.





У окон второго яруса колокольни есть одна интересная особенность полукруглого верха - он как бы ребристый. Мне такие окна на других памятниках прежде не попадались. А на этом соборе подобный верх есть в окнах апсид и тоже на том же ярусе, что является очередным  аргументом в пользу того, что они были построены одновременно.



Очень похоже на то, что ярус колокольни с кокошниками могли добавить позднее, например, при перестройке верха. Или здесь, как и в большинстве храмов, крыша апсиды находится ниже уровня крыши храма.

На северном фасаде собора лопатками, состоящими из квадратных ниш-ширинок выделены основной объем зимнего Рождественского  храма  и его трапезная (1й ярус) и основной объем Покровского придела и его трапезная (подклет), а также апсида Авраамиевского придела под колокольней.




«Подклет собора, в котором располагалась трапезная, имеет крестовые своды, опирающиеся на четыре квадратных, а не круглых, как в соборе, столпа. С апсидами, разделенными подпружными арками и перекрытыми конхой,  главный объем соединяется единственным проемом. Помещение Покровского придела перекрыто коробовым сводом, а его трапезной - сомкнутым сводом с распалубками. Западная паперть перекрыта двумя коробовыми  сводами с распалубками.



План 2 этажа

В основном приделе собора своды и подпружные арки опираются на круглые колонны. 5 световых барабанов - в центре и по углам. Три арочных проема ведут из храма в апсиды, перекрытые конхами. Посредине северной стены храма расположена дверь, ведущая в трапезную северного придела, а посредине западной - на галерею-паперть. Придел и связанная с ним тремя проемами трапезная,  перекрыты полулотковыми сводами с распалубками. Два помещения паперти перекрыты коробовыми сводами с распалубками. Авраамиевский придел перекрыт коробовым сводом.»

Дополнительные фото и часть сведений взяты здесь https://architectstyle.livejournal.com/314102.html
и здесь https://kostromka.ru/kostroma/sight/eao4.php

Все это, конечно, интересно и познавательно, но у меня все еще остается несколько вопросов по этому плану второго этажа. Например, как использовалось небольшое помещение с одним окном на втором ярусе колокольни, рядом с лестницей и под Авраамиевским приделом?

И второй вопрос: куда вела внутристенная лестница, отмеченная на плане между колокольней и входом в зимний храм, в подклет или, опять же, на колокольню? Хоры исключаем сразу, в зимнем храме для них не хватит высоты, да и  лестница туда всегда ведет из самого храма, а не с паперти.

И третий вопрос: почему на плане в летнем храме на хоры ведет наружная лестница, а в жизни - внутристенная?

И еще интересно, к какому типу относятся верхние ярусы колокольни, перекрытия там каменные или деревянные, и какой тип лестницы между ними? (см. https://lintu1.livejournal.com/190369.html )

Ладно, хватит об архитектуре, поговорим о культурных ценностях. У моего поколения странное отношение к церкви - нам больно видеть разрушающиеся или переделанные храмы, поскольку они красивые и вообще часть культурного наследия, но посещать их в качестве прихожан большинство даже моих ровесников, не говоря уж о молодежи, однозначно не готово, и в этом основная проблема. Для восстановления этого храма в качестве городского собора нужно количество прихожан, равное современному населению города - 6 000 человек, но в реальной жизни им вполне достаточно небольшой церкви Преображения Господня на Наволоке.  И пока собор пуст, он не только будет разрушаться, но и тратить деньги на его восстановление нет особого смысла, и передача его РПЦ не сдвинула дело с мертвой точки. Возможно, есть смысл пустить обратно краеведческий музей, хотя бы в помещения подклета, и, если бы не то, что город находится на краю географии, и добраться до него пока могут только организованные группы и редкие отчаянные автомобилисты, я бы организовала какие-нибудь концерты, хотя бы духовной музыки, в основном, летнем храме с его уникальной акустикой, и что-то менее масштабное - в трапезной зимнего храма. И, ешкин кот, поставила бы лавочки, на аллее рядом с собором.

Архитектура, Костромская область, Рождественский собор, Солигалич, Путешествие

Previous post Next post
Up