Костромская область 2: Дорога до Солигалича, заселение, Воскресенский монастырь и вечерняя прогулка

May 31, 2024 09:29

Костромская область 2: Дорога до Солигалича, заселение, Воскресенский монастырь и вечерняя прогулка

Вот так мы и доползли до вокзала, успев прикупить еще пирожков в кафе «Малина», забрать вещи из камеры хранения и встать в очередь к кассе автовокзала. И тут к нам подходит водитель автобуса и спрашивает:
- На Солигалич?
- Да, но мы билеты еще не купили.
- Идите в автобус, у меня купите.


Автобус был совсем пустой, поэтому мы расположились и вещи разместили с комфортом, потом к нам подсели всего два пассажира, а билет обошелся в 400 рублей на брата - подозреваю, что дешевле, чем через кассу. Потом одна пассажирка вышла в Чухломе и вместо нее сели двое, вышедшие где-то по дороге, и это хорошо, поскольку одна из них, сев прямо за моей спиной, почти все это время болтала по телефону.


А вот такой погодой нас встретила Чухлома.


Автобус при этом на перегонах несся так, что зуб на зуб не попадал, и разговаривать было рискованно - можно было и язык прикусить, так что я, сидя на втором по счету одиночном месте, предпочла пристегнуться ремнем безопасности. В результате, до Красной площади Солигалича мы долетели едва ли не меньше, чем за 2 часа. На всякий случай расспросили водителя о подробностях обратной дороги и с ужасом выяснили, что 12го, т.е. в воскресенье, будет всего одни автобус, в 15.40 и делать пересадку в Галиче смысла нет. Эх, на Кострому времени практически не останется. Но ехать на такси, даже до Галича, что-то не хочется, как и уезжать 11го. А самое веселое, что, уже на подъезде к пункту назначения я осознала, что, бронируя номер в гостевом доме Ростецких, я почему-то посчитала только две ночи, 10го и 11го, а про 9 забыла напрочь - а ну как все номера будут заняты? Ну, на наше счастье, и несчастье Веры Сергеевны, в этот момент (и, как потом оказалось, до конца праздников), мы оказались единственными постояльцами. В основном все номера находятся на втором этаже, но с моим коленом это вообще не вариант, и нам достался практически люкс сразу при входе - номер 2.


В первой комнатке есть практически все: шкаф, кухонный уголок, столик, тумбочка, маленький холодильник, микроволновка, чайник, а во второй - две кровати, пара табуреток и телевизор. И куча розеток, что не может не радовать. Для полного счастья не хватает только санузла, и идти до него довольно далеко, хоть и на том же этаже. Подробнее о гостевом доме вообще и комнате в частности, напишу позже, когда соберу все фото.



Традиционный вид из окна на собор Рождества Богородицы.


Вид на речку Кострому от гостевого дома в сторону Наволока и Макарьева городища, т.е. вверх по течению.

Поскольку время было еще детское, семь часов вечера, мы решили пойти прогуляться и заодно прикупить что-нибудь на ужин. И пошли мы, искупая мою ошибку прошлого визита, к Воскресенскому монастырю (Набережная реки Костромы, 11а и 11б), основанному в 1335 году галичским князем Федором Семеновичем на месте явившегося ему огненного столба. Причем в первый раз князь не предпринял никаких действий, и тогда знамение повторилось снова - через 4 дня, и тут князь со свитой нашел это место, и повелел основать там монастырь. Эта же дата стала и датой основания города.

Оговорюсь сразу, что будет много чужих фото, ибо без них нормально представить, как должен был выглядеть монастырь, практически нереально - слишком велики утраты и последствия попыток консервации.


Это дореволюционная фотография Воскресенского монастыря.



Вот это - 1980е и тут собор еще похож на собор.
А это сделано уже не так давно, но купола, вернее их останки, на соборе еще присутствуют.


Естественно, первые постройки монастыря были деревянными и регулярно горели, в том числе и в результате нападения татар и литовцев, но всегда отстраивался заново. В 1663 году началось строительство каменного собора Воскресения Господня, и в 1669 году оно было закончено под руководством «подмастерья Соли ж Галицкой посадского человека Гавриилы Антипьева сына Антоновского».




План 1 этажа
Исходно храм имел всего одну апсиду, причем асимметрия у этой апсиды была куда больше, чем у той же Богоявленской церкви в Галиче. Спустя 20 лет, в конце XVII века, к церкви было пристроены еще два придела, с севера - Петропавловский, с юга - Ильинский, причем в типичной для Солигалича манере, которая мне больше нигде не встречалась - добавлялась только апсида, не увеличивая основной объем храма, и если Ильинский придел худо-бедно еще вписался в контуры прежнего храма, то для Петропавловского, выходящего за приделы основного объема, в передней стенке сделали отдельную дверь.




Дверь за кустами не видна, но зато хорошо заметно, насколько левая апсида выходит за общий объем храма. И, заодно, хорошо видно, где заканчивается первоначальный объем трапезной - изначально колокольня, построенная одновременно с собором, стояла отдельно, но в 1680х трапезную и колокольню соединили папертью. Кстати, на плане этого арочного проема на паперти почему-то нет - сделан позднее? Или это место «палатки каменной», примыкавшей к паперти с севера и известной по монастырской описи 1701 года? А если смотреть справа, то рядом с дверью на паперти расположена внутристенная лестница, ведущая на колокольню. Интересно, а до постройки паперти на колокольню как поднимались - внутристенных лестниц, обычных для таких колоколен на плане первого этажа нет, разве что по внешней деревянной? И еще один нюанс, связанный с колокольней - один из проемов на уровне звонницы исходно не имел ограждения - возможно, для того, чтобы звонить в большой колокол прямо с земли, не поднимаясь наверх.


План 1 этажа.
Были и иные, менее полезные перемены - форма окон южной и средней апсиды изменена на прямоугольную,



А два исходных боковых окна на средней апсиде еще и заложены.


И только на северной апсиде сохранилась исходная форма окон, причем невооруженным взглядом видно, что оформление у них разное.





Окна нижнего яруса четверика также были растесаны до прямоугольных, но во втором руки дошли, слава богу, только до окон на западной стене.




Похоже, там действительно раньше была деревянная внешняя лестница, ведущая на первый ярус колокольни - тот, что с маленькими окнами в наличниках, прямо над арками, а уже оттуда - внутристенная, по трем южным граням восьмерика, единственным, на которых видны маленькие окна, идущие по спирали.

Поскольку данных о внутреннем устройстве именно этой колокольни найти не удалось, я попробовала подобрать аналоги и слегка подзависла - данных по каменным шатровым колокольням в интернете исчезающе мало, так что, исходя из найденного, могу предложить два варианта, в зависимости от того, какими были перекрытия ярусов, каменными или деревянными. Обе колокольни аналога плюс\минус одновременны нашей, причем в одной из них я даже была - в колокольне Благовещенского собора в Гороховце, 1700 год.



Здесь внутристенная лестница (на фото дверь на нее справа) очень короткая, только до первого яруса восьмерика, а дальше межэтажные перекрытия деревянные и лестницы между ними - тоже.


Первый ярус восьмерика


Второй ярус восьмерика


Третий ярус восьмерика


И выход на уровень звонов.
А второй вариант, с каменными перекрытиями, более ранний и практически ровесник колокольне Воскресенского собора - 1685-1688 годах, это шатровая колокольня Михайлово-Архангельского монастыря в Юрьеве-Польском.


Здесь внутристенная лестница начинается от уровня земли и ведет до уровня звонов, а межэтажные перекрытия каменные. Извиняюсь за качество фото - это скрины, нарезанные из панорамной презентации.


Второй ярус восьмерика


Третий ярус восьмерика.


Отдельного слова заслуживает вход на лестницу с уровня звонов - если бы не отметка, искать бы мне его пришлось очень долго. Ссылка на виртуальную экскурсию по колокольне http://yp-muzeum.ru/vt/kolokol/

По-моему колокольня Воскресенского собора все же ближе ко второму варианту, с каменными перекрытиями и внутристенными лестницами. По ощущениям здесь один полноценный ярус в четверике колокольни, над проходными арками, и еще два - в восьмерике, поскольку прослеживаются 2 ряда окон и одно в промежутке, для освещения лестницы, но это неточно…
А нижние арки заложили уже при советской власти, чтобы увеличить площадь складов.

Предпринималось несколько попыток сохранить собор и колокольню от разрушения, это и скрепление стен металлическими тросами, и снятие куполов, находившихся в аварийном состоянии, и перекрытие крыш, при одном из которых закрыли второй ряд закомар… При последней все окна и двери закрыли деревянными щитами, теми самыми - ярко-оранжевыми, однако один из них вылетел из окна уже практически в нашем присутствии.
Как обычно бывает в таких случаях, рядом с большим летним храмом, каковым являлся Воскресенский собор, несколько позднее в 1681-1686 годах подмастерьем Давыдом Гавриловичем Антоновским, сыном того мастера, который строил Воскресенский собор, была возведена теплая, зимняя Богоявленская церковь.



Самый удачный ракурс Богоявленской церкви - со стороны собора, нам уже недоступен, поэтому даю какой есть. Построенная на век позднее, она выглядит его уменьшенной копией, за исключением вычурных барочных главок, и сохранилась намного лучше. Мне попадались сведения о том, что сначала и у нее была только одна апсида, а две другие добавили потом, но, глядя на план поверить в этот трудно - либо тогда их не пристраивали, а перестраивали всю алтарную часть.


Ну, и, как и у собора, часть окон заложили, а остальные растесали.





Трещин в алтарной части меньше, но они есть. Декоративные полуколонки между апсидами здесь не круглые, как на соборе, а прямоугольные.

У этой церкви тоже была своя колокольня, пристроенная к западной части трапезной (известна по описи 1701 года), но ее разобрали в конце XIX века, а на ее место добавили паперть (1901). Паперть должна была завершаться главкой, но на дореволюционном фото ее нет.
Ну, и на закуску, вид на Богоявленскую церковь со стороны собора. Кстати, на этом фото хорошо видны две трубы - в трапезной и четверике церкви, но на плане этих печей почему-то нет. Была еще и третья, - в северной апсиде, но ее отсюда не видно.


Рядом с папертью находится сторожка, построенная в 1888 году, когда территория обеих церквей была обнесена оградой. Лиственница рядом выглядит ее ровесницей, но, увы, намного младше, ведь на дореволюционном фото ее нет.


План сторожки. Позднее к каменным сеням были пристроены деревянные.

Набережная реки Костромы 20, духовное  училище



Кстати,  на большинстве фото собора слева видно духовное училище, куда более позднего года постройки, по какой причине я забыла сфотографировать его крупным планом. Училище было построено в начале 1880х по проекту архитектора И.И.Загоскина, чтобы восполнить недостаток пастырьских кадров на том же Кавказе и проработала в этом качестве до самой революции, потом в нем находились различные учреждения, а в последнее время - школа-интернат, но теперь и это здание заброшено и медленно разрушается, хотя городская школа вынуждена ютиться в двух домах меньшего размера.


План 1 этажа
На первом этаже было 4 больших комнаты, расположенных по сторонам больших сеней с лестницей на второй этаж - типичная и для каменных зданий планировка «избы со связью». На втором этаже планировка была схожая, но комнаты меньшего размера и уже по 3, а не 2 с каждой стороны от сеней.


Снег на траве где-то на задах монастыря.

А это уже дома на следующей за монастырем улице - Бульварной.


Бульварная 9 (конец XIX века). Интересен тем, что мезонин выходит на обращенный к реке и явно непарадный фасад - судя по волоковым оконцам, я бы решила, что это хоздвор, но дверь высоковата и маловата, и расположена не в средней части, т.е. сенях, а рядом, с дополнительным перерубом, причем переруб-перегородка здесь всего на один этаж. Там еще и балкон должен где-то быть над крыльцом, но мне он явно не попался - во двор выходит, а фото в сети нет вообще. Окна фасада первого этажа в простых квадратных наличниках, а вот на втором - с красивой пропильной резьбой. Фундамент кирпичный.
А это еще один дом по Бульварной 1/38, на пересечении с улицей Вылузгина (2я половина XIX века)





Причем в описании значится балкон на металлических кронштейнах, а в жизни мы видим явную лестницу. Окна первого этажа почти квадратные и с простыми наличниками, хотя и с интересными переплетами, а в верхнем этаже - высокие с резными наличниками. На основном фасаде окна слева не симметричны - в нижнем этаже крайнее левое окно вдвое шире, а на втором - второе слева. И еще один интересный нюанс , замеченный мной уже при разборе фотографий - оформление и расположение окон этих двух домов настолько схоже, что впору предположить их постройку одной артелью или принадлежность к одной усадьбе, но второе нереально - между ними еще три дома.


Крыльцо обнаружила только одно - во дворе, что странно.
Увы, дом полностью заброшен, и вот-вот начнет разрушаться.


Насчет вот этого дома - Вылузгина 44 - не уверена, вид у него не совсем жилой, но поленница во дворе имеется, возможно, в нем живут только летом. Привлек наше внимание очень высоким подклетом - возможно, потому, что до речки здесь совсем недалеко, а разливается небольшая и небыстрая с виду речка Кострома так, что дамбу пришлось строить.





Сапого-валяльный цех, или, если по-простому, фабрика валенок (Вылузгина, 54), исторической ценности, на первый взгляд, не имеет,
поскольку с улицы нормально выглядит только прилагаемый к нему сарай с огромными воротами.


До революции здесь располагалась городская тюрьма, а при ней - Никольская тюремная церковь. О фабрике и церкви я писала в посте о зимней поездке ( https://lintu1.livejournal.com/184189.html)


Памятник адмиралу Невельскому, исследователю Сахалина и Камчатки, уроженцу Солигалича. (ул Вылузгина, между домами 23 и 25).
Магазин «Тройка» на углу улиц Карла Маркса и Некрасова мы, в итоге, все-таки нашли, но порадовал он нас не слишком, хотя ничего удивительного - веер праздничного дня в отдаленном районе, а магазинчик-то маленький. В общем было там в основном пиво, закуски и мясные продукты. Из закусок могу отметить вот эти мясные чипсы костромского производства -


только мясо и соль, никакого бензинового привкуса. А так ни хлеба, ни полуфабрикатов, типа пельменей, ни толковой кисломолочки, ни даже варимых хлопьев. В результате добычей нашей стала полуторалитровая баклажка пива - местных сортов не было, вышеописанные мясные чипсы, хлебцы на замену хлеба и баночка паштета, а также кефир. На ужин хватило бы, а вот на завтрак - уже не очень.
PS. Не знаю, что они там кладут в эти чипсы,но за то время, пока открытая пачка стояла у меня на столе, кощка дважды пыталась до нее добраться.

Архитектура, Костромская область, Еда, Солигалич, Путешествие

Previous post Next post
Up