Лингвистический кружок для детей

Apr 01, 2015 19:32

Оригинал взят у punktum_zentr в Открыта запись на лингвистический кружок!
Старт 9 апреля, по четвергам в 17-30.

Этот курс:
даст начальное представление о многих фонетических, грамматических, семантических и графических явлениях, которые встречаются в различных языках;
разовьет логическое мышление и научит выявлять закономерности,
обобщать замеченные факты, выводить правила и не бояться неизвестного.
Кроме того, слушатель узнает о множестве интересных особенностей самых экзотических языков, таких как, например, древнеегипетский, шугнанский или санскрит.
Курс не требует знания иностранных языков

Преподаватель - Елена Рыкунова. МФТИ (факультет ИВТ, кафедра ABBYY «Компьютерная лингвистика»), призер различных олимпиад по лингвистике, русскому языку и филологии, двукратный призер Московской традиционной олимпиады по лингвистике, участница разнообразных лингвистических летних и зимних школ, бронзовый медалист Международной олимпиады по лингвистике.


Под лингвистикой сейчас все чаще имеют в виду углубленное изучение иностранных языков, хотя первоначальное значение этого слова - наука о языке, языкознание. Слушателям познакомиться с этой увлекательной наукой легче всего с помощью олимпиадных задач, которые составлены лингвистами на основе реальных языковых явлений. Часто условие задачи не предполагает даже поверхностного знания языка, однако это не мешает понять правила, по которым строятся примеры, и ответить на поставленные вопросы.

Этот курс даст слушателю начальное представление о многих фонетических, грамматических, семантических и графических явлениях, которые встречаются в различных языках; разовьет логическое мышление и научит выявлять закономерности, обобщать замеченные факты, выводить правила и не бояться неизвестного. Кроме того, слушатель узнает о множестве интересных особенностей самых экзотических языков, таких как, например, древнеегипетский, шугнанский или санскрит.

Вот, что пишет о своем курсе преподаватель:
"Еще при подготовке к международной олимпиаде у меня родилась мысль, что можно классифицировать задачки по лингвистике и подобрать к каждому типу свой метод решения. По крайней мере, сформулировать список вещей, на которые стоит обратить внимание в первую очередь.
Я всем говорю, что олимпиадная лингвистика - чистой воды логика, но, проверив на взрослых задачки для школьников, поняла, что опыт тоже играет немаловажную роль. Во-первых, конечно, "глаз не наметан" подмечать действительно важные факты и отвергать слишком замудренные теории. А во-вторых, людям очень мешают их собственные языковые рамки. Ну действительно, кому придет в голову считать круглые предметы с помощью одних числительных, а продолговатые - с помощью других? Точно так же для нас неочевидно, что кто-то может писать справа налево, снизу вверх или вообще по спирали. Или что кому-то понадобится на письме опускать все гласные, оставляя от них маленькие значки, пририсованные к согласным. Или что у кого-то перед каждым существительным ставится определенная частица, которая зависит от категории его значения, а одна из категорий описывается как "женщины, огонь и опасность".
А для детей ведь такие факты еще менее тривиальны, и ограничений, связанных с привычным языком, еще больше, поэтому бывает так тяжело абстрагироваться даже от какого-нибудь понятия рода [во французском, например, "стол" женского рода].

Поэтому на курсе мы будем постепенно расширять рамки "нормального", привыкая к возможным и невозможным языковым явлениям.
Я постараюсь изложить свою классификацию задач и рассказать о том, как быстро и удобно подмечать закономерности, строить теории, проверять или опровергать их, выбирать наиболее правдоподобные, ну и вообще как правильно решать задачки!"

Подробности на сайте.

дети, лингвистика

Previous post Next post
Up