Вброшу - как бы между делом - кое-что о технике и технологии овладения массами, о материализации идей, о кодах и ключах к ним, о роли посвящонных и «обработке» юных профанов, а также о значении текстов, подобных оде «Вольность» Пушкина и её «продолжений» в его же авторства последекабрьских (1825-го года) «повестях», включая, разумеется «Повести покойного И.П. Белкина», разговор о которых только, только начат:
«Как истинный сын эпохи Просвещения, Рылеев исходил <…> из постулата “мнения правят миром” “Он говорил, - вспоминал князь Е.П. Оболенский, - что идеи не подлежат законам большинства или меньшинства, что они свободно рождаются и свободно развиваются в каждом мыслящем существе, далее, что они сообщительны, и если клонятся к пользе общей <…>, то суть только выражение несколькими лицами того, что большинство чувствует, но не может ещё выразить. Вот почему он полагал себя вправе говорить и действовать в смысле цели Союза как выражения идеи общей, ещё не выраженной большинством, в полной уверенности, что едва эти идеи сообщатся большинству, оно их примет и утвердит своим одобрением. Доказательством сочувствия большинства он приводил бесчисленные примеры общего и частного неудовольствия на притеснения, несправедливости и частные, и проистекающие от высшей власти.” Следствием этого было то, что Рылеев считал возможным введение в орбиту действия общества всякого недовольного, особенно из числа молодёжи, более восприимчивой в силу возрастных особенностей к либеральным идеям, при условии, что кандидат “должен быть не запятнан ни одним подлым поступком”. Дальше, в ходе “обработки” членами общества и в силу “сообщительности” идей, кандидат “дозревал” “в смысле цели Союза” до полной с ним солидарности». - В.Бокова. Эпоха тайных обществ. М., 2003. С. 470-471.
Иной раз стоит оглянуться в историю своей страны, чтобы узнать в ней кое-что из «текущего» настоящего. Не правда ли, дамоспода?..