Будапешт в первую очередь подкупает транспортной системой. Все идеально организованно, удобно и точно (до минуты). За счет большого количества удобных альтернатив личному авто, в городе мало машин. За 5 дней не было замечено ни одной пробки. В городе есть все виды транспорта: трамваи, троллейбусы, электрички, метро, речные трамваи, такси и конечно же велосипеды, о которых сегодня пойдет речь.
В Будапеште огромное количество велосипедистов. Для них создана прекрасная инфраструктура. Помимо удобства она дает чувство безопасности, что необходимо для массового использования велосипеда в качестве городского транспорта. Велосипедисты могут ездить как по тротуарам, так и по дорогам. Ограничения на тротуаре в 10 км/ч, на дороге - 40. Конечно, никто не будет замерять вашу скорость, но двигаясь по тротуару со скорость больше 15 км/ч, можно запросто напороться на какого-нибудь прохожего. В центре довольно много людей. Зачастую на дороге автобусные полосы совмещены с велодорожками. При этом на тротуаре может быть еще одна велодорожка для более медленных ездоков.
01. На проспекте Байчи-Жилински целых 4 велодорожки: две односторонние совмещены с полосой для автобусов и 2 двусторонние на тротуарах.
02. Дорожка на тротуаре зачастую ограждена от пешеходов.
03. Но это не мешает пешеходам стоять на велодорожке. Туристы не замечают велодорожки и идут по ним. Никаких конфликтов и "войны" за территорию нет. Велосипедисты просто сигналят, а пешеходы уступают дорогу.
04. Не очень удачная велодорожка: велосипедист рискует с двух сторон напороться на открывающуюся дверь.
05.
06. Идеальная велодорожка. Ограждена от автомобилей и тротуара.
07. Дорога на проспекте Андраши поделена на 3 части. Центральная четырехполосная часть для автомобилей. Правая и левая для велосипедистов, здесь можно припарковать автомобиль и выехать/заехать во двор. Велосипедисты здесь главные :)
08. На узких улочках нет велодорожек, а тротуар слишком мал для пешеходов и велосипедистов.
09. На набережной перед парламентом тоже очень узко. Велосипедисты едут по правой части дороги, а автомобили их объезжают или едут за ними не сигналя.
Главные инструменты для обеспечения безопасности это ограничение скорости автомобилей и физические разграничители. Ограничение в населенных пунктах 50 км/ч. В центре города все ездят очень медленно, на улицах где много пешеходов и велосипедистов часто висят знаки ограничения в 30 км/ч. Так же водители всегда пропускают пешеходов и велосипедистов, даже если те идут на красный.
Надо сказать, что такая феерия наблюдается только в центре. На окраинах водители ездят более агрессивно и гораздо быстрее, но так же всех пропускают. Когда мы только приехали в Будапешт и взяли такси до центра, водитель, по стилю вождения, напомнил нам краснодарских бомбил на приорах. Так же на окраинах гораздо меньше велодорожек и велопарковок. Велосипедисты едут по дороге и тротуару. Не смотря на это, здесь тоже вполне комфортно.
Важнейшим элементом безопасной езды являются физические барьеры. Они не дают водителям нарушать и приучают к соблюдению правил.
10. Выехать на встречку или трамвайные пути не получиться - клумба эффективнее двойной сплошной. Те кто въезжает на дорогу слева не могут сразу перестроится в правый ряд из-за полосатого бордюра. Обратите внимание на знак с полосой для велосипедистов.
11. Те кто едут прямо и поворачивают налево физически разделены бордюром. Передумать поворачивать или объехать всех на светофоре и встать впереди не получиться. Две полосы для поворота налево сужаются в одну, чтобы машины поворачивали только на одной полосе, иначе есть шанс не заметить велосипедиста/пешехода из-за машины в другом ряду. Велодорожка и пешеходный переход защищены островком безопасности.
12. Больше всего меня поразила Площадь Героев - огромное четырехполосное кольцо с кучей съездов и заездов. В Краснодаре по самому простому кольцу ехать страшно, а здесь было невероятно просто, понятно и комфортно.
13. Велодорожка отделена полусферами. По середине велодорожки, как на автомобильной дороге, физическое(!) разделение потока велосипедистов, чтобы поворачивали по одному и не мешали друг другу. Ну и островки безопасности для пешеходов.
14. Фото из центра кольца для масштаба. Кстати, самый удобный вариант посмотреть весь центр - это велосипед. Туристы на фото этим и заняты.
15. Второе кольцо перед Цепным мостом тоже удобное, но не идеальное.
16. На заднем плане виден островок безопасности, где автомобили пропускаю пешеходов и велосипедистов. Спереди тоже есть островок безопасности, но нет перехода. Слева можно заметить выломанную секцию ограждения. Мало кто захочет обходить все кольцо, чтобы перебраться на другую сторону. Люди просто перебегают улицу через дыру в ограждении. Был бы переход и забор бы не понадобился.
17. Вид сверху. Перед пешеходным переходом островок безопасности. Водитель обязательно сбросит скорость перед входом в узкий поворот.
18. Привыкнув пропускать пешеходов и велосипедистов на участках с физическими ограничениями, водители пропускают их и на таких с обычной разметкой.
19. Отлично решена проблема с полосой для поворота только направо. Велосипедисту не надо перестраиваться, он едет по велодорожке прямо. Съезд и заезд выполнены с физическим ограничителем, который заставляет водителя снизить скорость перед поворотом и позволяет заметить и пропустить велосипедиста.
20. В Будапеште нет абсолютно идиотского правила спешивания на переходе, велосипедисты просто едут по нему.
21. Иногда встречается велопереезд рядом с пешеходным переходом. Выделяется желтым пунктиром.
22. Когда загорится зеленый, все поедут, а не пойдут.
23. Тоже едет, правда на красный сигнал велосветофора. Воу, велосветофор!
24. Да, в Будапеште есть и такое.
25. Велосветофор другой модели.
26. Все ездят без шлема. Местные.
27. Туристы.
28. В шлемах только сигвеисты.
29. В Будапеште есть огромный парк-остров Маргит. К сожалению, попасть в него и покататься не получилось, только проплыли мимо.
30. Дальше будет рассказ про городской велопрокат, велопарковки и велосипеды.