Смысл в чем-то - это моё личное дело. И больше ничье

Jan 22, 2011 19:10

 
Вчера утром я села читать "Москва-Петушки" Венедикта Ерофеева. С первых страниц мне показалось, что книжка странная и, вроде бы, ни о чем, но что-то в ней все-таки есть. Сейчас объясню, почему меня наполняли такие противоречивые чувства. 
Дело в том, что с самой первой страницы каждое предложение в книжке было проведено через алкоголь (и неважно через водку, херес, пиво или что-то там другое). В этом нет ничего странного - ведь повествователь пьян, и на жизнь он смотрит только так, как было написано: через бутылку. И это как раз составляло половину всего ощущения бессмысленности, потому что я, как, скорее всего, большинство людей, привыкла считать пьянство весьма безрезультатным, и, что важнее, пустым - а вернее, опустошающим. Люди (не алкоголики) напиваются, когда им хочется забыть что-то, когда они боятся - проще говоря, когда им плохо. Поэтому думать, что алкоголь сглаживает чувства, взгляд на жизнь, - нормально. 
Но с другой стороны, показать жизнь через что-то одно очень сложно. Да к тому же сделать это так, чтобы было неординарно. И тут, конечно Ерофеев молодец. Он провел всю жизнь через бутылку - начинаяя от истории, религии и философии и заканчивая романтической историей и рассказами о своей работе. 
Здесь, кстати, начинается самое горькое; то, что тронуло меня едва ли не больше всего. В книге все люди живые, они все разные, кто-то счастлив, кто-то - нет. Из всех персонажей нет ни одного глупого человека. У всех есть своя логика, где-то она глубока. А самая горькая часть она в том, что ТАК живет не люмпен-слой, а так живет средний житель. И это горько сознавать, и приходится верить: я родилась немного позже эпохи, когда была написана поэма. А ведь верить, что это правда, больно и не хочется. 
Я очень не люблю, прямо-таки терпеть не могу академичность литературных терминов, из-за этого время от времени мне снижают баллы на литературных соревнованиях. Но сейчас мне придется об этом сказать: нельзя не отдать должное Ерофееву. Так вот, будь я литературным судьей.. хотя что я говорю, я же и есть литературный судья! за раскрытие образа главного героя я ставлю автору пятерку с плюсом и пожизненный зачет автоматом по всему, что касается моего предмета. Потому что Венедикт Ерофеев дал нам возможность влезть в человека за неполные сутки - а именно, за путь от Москвы до Петушков (Или от Петушков до Москвы?). Да влезть основательно, можно сказать даже, что автор сделал нас, сделал меня Веничкой - сделал за одну железнодорожную поездку. А что такое железнодорожная поездка? Это свободное, пустое время, которое мы платим за перемещения в пространстве. Что можно делать во время такой поездки? Разговаривать, да думать о жизни. Ну и пить еще, куда уж там без этого. 
Я сказала, что поездка - свободное время, которое мы отдаем за передвижение в пространстве. Наверное, у поездки по железным путям есть еще один смысл - передвижение во времени. И не только вперед, и не только на время поездки, но и назад на сколько хочешь и вперед тоже насколько хочешь. А как иначе объяснить, что мы знаем всю историю Венички? А как иначе объяснить "сказки Шахерезады"? 
Да. И ехал, значит, наш герой в Петушки. А что это такое? 
«Петушки - это место, где не умолкают птицы, ни днем, ни ночью, где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин. Первородный грех - может, он и был - там никого не тяготит. Там даже у тех, кто не просыхает по неделям, взгляд бездонен и ясен…» 
«Там каждую пятницу, ровно в одиннадцать, на вокзальном перроне меня встречает эта девушка с глазами белого цвета - белого, переходящего в белесый - эта любимейшая из потаскух, эта белобрысая дьяволица. А сегодня пятница, и меньше, чем через два часа, будет ровно одиннадцать, и будет она, и будет вокзальный перрон, и этот белесый взгляд, в котором нет ни совести, ни стыда. Поезжайте со мной - о, вы такое увидите!..» 
«Да и что я оставил - там, откуда уехал и еду? Пару дохлых портянок и казенные брюки, плоскогубцы и рашпиль, аванс и накладные расходы - вот что оставил! А что впереди? Что в Петушках, на перроне? - а на перроне рыжие ресницы, опущенные ниц, и колыхание форм, и коса от затылка до попы. А после перрона - зверобой и портвейн, блаженства и корчи, восторги и судороги. Царица небесная, как далеко еще до Петушков!» 
"А там, за Петушками, где сливаются небо и земля, и волчица воет на звезды, - там совсем другое, но то же самое: там, в дымных и вшивых хоромах, неизвестный этой белесой, распускается мой младенец, самый пухлый и самый кроткий из всех младенцев" - так говорили ангелы про Петушки Веничке. Они еще говорили, что Веничка должен поехать к н е м у, и у меня захватило дыхание: неужто эта книга - книга с предсказуемой концовкой? И да, и нет. Но отрицать мы не можем: теперь Веничка точно добирается в то место, где не умолкают птицы, ни днем, ни ночью, где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин.

Как приятно знать, что тебе есть куда расти.

До скорого!

100 книг

Previous post Next post
Up