Каждый, кто читал бестселлеры Александра Викторовича Ополовникова, посвящённые архитектурным шедеврам Русского Севера, наверняка обращал внимание на изображения двух колоритных старинных ряжевых мостов через реку Кену в Архангельской области - в расположенных в трёх километрах друг от друга сёлах Овчин Конец и Кенорецкое (след. фото - 21.07.23).
Фотографии, вошедшие, например, в книгу ”Русский Север”, зафиксировали фактическое состояние мостов на 1946 и 1968 гг соответственно - и к нашему времени превратились в ценнейший архивный фотодокумент, запечатлевший артефакты в относительной целости и сохранности (след.фото - 1968 г):
Посмотреть на эти любопытнейшие мосты вживую мне мечталось с того момента, как я их увидела на книжных страницах (след фото - 21.07.23).
Оказалось, что нет ничего невозможного - правда, к 21 июля 2023 года населённые пункты сменили названия, а вместо двух мостов остался всего один, но зато он отмечен на Яндекс-картах, а значит, вполне досягаем (след. фото - 1968 г).
Первый мост, у нынешней деревни Рудниковской (в книге А. В. Ополовникова населённый пункт именуется Овчин Конец, а у Ю. С. Ушакова и в других источниках - д. Фёдоровская), в 1954 году пострадал от сильного паводка и был основательно перестроен без малейшего намёка на исторический облик, став пешеходным, а в апреле 2022 г рухнул в реку один из его пролётов - его мы проехали мимо, не осматривая.
А второй мост и по сей день стоит на своём месте (именно его фото представлены в посте) - но вот долго ли он простоит, большой вопрос, ибо осуществлённые в конце 1990-х работы по замене перекрытий крайне негативно отразились на целостности конструкций, приведя к фатальным последствиям, и сейчас мост необратимо разрушается.
Но обо всём по порядку, и начнём с географии - для читателей, кто таки не поленится доехать или хотя бы покопаться в картах.
Архангельская область, Плесецкий район. Деревня сейчас называется Измайловской, в книгах А. В. Ополовникова она именуется селом Кенорецким, а в “Истории русской архитектуры” Ю.С.Ушаков указывает третий топоним - село Лёшево.
Причём тот же Юрий Сергеевич Ушаков утверждает, что мост построен в конце XVIII века. В Охранном свидетельстве Памятника истории и культуры регионального значения, статусом которого обладает наш легендарный мост, датировка ещё более замысловата: ”кон. 17 в.- нач.18 в., 1967 год” - что, признаться, поначалу озадачило и сподвигло прошерстить надёжные первоисточники.
Выяснилось, что биография моста действительно уходит в глубокую древность - с конца XVII века эти земли входили во владения Кенского монастыря (располагавшегося неподалёку от истока реки Кены из Кенозера и упразднённого в 1764 г), то есть здесь осуществлялась активная хозяйственная деятельность, немыслимая без функционирования круглогодичных речных переправ.
Как выглядел мост в первые годы своего существования - история умалчивает, вполне возможно, что и располагался он плюс-минус сотня метров от нынешнего. Первое изображение моста, которое удалось отыскать, относится к 1946 году и сделано в ходе экспедиции по исследованию Каргополья, осуществлённой специалистами Института истории и теории архитектуры Академии архитектуры СССР:
Одним из участников экспедиции был 35-летний Александр Викторович Ополовников, выполнивший обмеры моста. На фото 1946 г заметно, что состояние порядком обветшавшей переправы оставляло желать лучшего:
Спустя почти 20 лет, в точном соответствии с обмерами 1946 года, был составлен проект реставрации моста, а к 1967 году завершёны работы по восстановлению. В 1968 году А. В. Ополовников сфотографировал свежеотреставрированный красавец-мост - именно эти кадры и вошли во все издания его знаменитых книг:
Мост представляет собой уникальное 114-метровое гидротехническое сооружение, состоящее из двух береговых устоев и четырёх установленных непосредственно на дно реки опор-”быков”, в верхних частях которых имеются расширения-консоли, в которые тремя вертикальными рядами врублены длинные мощные брёвна, служащие для перекрытия пяти пролётов. Чертёж А. В. Ополовникова, 1946 г:
Поверх продольных брёвен укладывается поперечный бревенчатый же накат, а на него - дощатый настил, по которому пешеходы и транспортные средства идут, бегут, едут с одного берега на другой.
Для придания остойчивости внутреннее пространство срубов-опор (”ряжей”) усилено горизонтальными перемычками и заполнено несколькими рядами крупных каменных валунов, благодаря которым деревянный мост (который, по сути, легче воды) не всплывает на поверхность реки - что особенно актуально в половодье. Чертёж А. В. Ополовникова, 1946 г:.
Чтобы в пору ледохода острые и тяжёлые льдины не повреждали опоры, в нижних частях к ним пристроены клинообразные ледорубы, принимавшие на себя и таким образом смягчавшие основной удар и измельчающие ледяные глыбы (след кадр - 1968 г).
Бороться с водной стихией во всех её агрегатных состояниях мостам приходилось ежесекундно и круглогодично - а посему при строительстве моста в него закладывался максимально возможный предел прочности, ибо малейший инженерный просчёт влёк за собой риск разрушения переправы, от которой зависела повседневная жизнь огромного количества людей.
Лодка по грузоподъемности - не лучшая альтернатива мосту, стадо коров на ней не перевезёшь на другой берег, сено на подводах не переправишь и обоз с товаром в город не доставишь, поэтому мосты старались делать крепко и на совесть.
Все составные элементы ряжевого моста, по сути, соединены (срублены) в единую жёсткую конструкцию, а поперечные врубки дополнительных брёвен обеспечивают надежность сооружения и устойчивость к нагрузкам.
Каждая деталь выполняет определённую функцию, всё четко продумано, просчитано, точно подогнано по размерам. Выход из строя какого-либо элемента (например, в силу повреждения) ведёт к деформациям сооружения в этом “слабом” месте, что в дальнейшем чревато разрушением.
С учётом исторических обстоятельств и технического прогресса, предельно допустимая нагрузка на мост с каждым веком возрастала. Сначала - телеги, затем - автомобили и сельхозтехника, которая, в свою очередь, в дальнейшем усложнялась и прирастала грузоподъёмностью.
Мост, выстроенный в 1967 г, предназначался для проезда совхозных грузовиков, тракторов и пр. (совхозы в этих краях функционировали до середины 1990-х годов), след фото - 1968 г:
В годы развала совхозы приказали долго жить, а в эти края ринулись торгаши за русской древесиной (промысловые лесоповалы существуют в этих краях, наверное, века с XV-го).
И по деревянному мосту, не рассчитанному на такую нагрузку, пошли гружёные лесовозы - что в итоге привело к разрушению перекрытий двух пролётов.
В 1998-1999 гг в ходе ремонта (не реставрации!) удалили (возможно, просто выпилили, без разборки) испорченные продольные брёвна пролётов вместе с частью верхних венцов трёх опор моста - тем самым нарушив целостность всей конструкции.
И запустился деструктивный процесс - пошёл обратный отсчёт.
Вместо брёвен на деформированных опорах закрепили балки из клееного бруса - на след. фото видно, как сейчас с этих перекошенных балок соскользнул настил.
Изначальная конструкция ряжей-опор, лишённая составных элементов, утратила устойчивость, одна опора (ближняя к левому берегу) вовсе завалилась набекрень, увлекая за собой полотно моста. Было:
Стало:
Зрелище вывернутой наизнанку опоры моста - воистину апофегей и опупеоз, как сказал бы Юрий Поляков:
Жители окрестных деревень, оставшиеся без связи с внешним миром, с 2016 года неоднократно и настойчиво требуют от властей предпринять хоть какие-то шаги для восстановления моста, написали даже Путину - но в ответ все эти годы получают лишь циничные, сухие бюрократические отписки.
В последнем документе из Администрации президента от 15.03.2023 сказано, что ”в настоящее время разработана проектная документация на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия. Стоимость выполнения работ 81 654 833 руб. Ввиду внушительности суммы, предусмотреть средства в бюджете Плесецкого муниципального округа Архангельской области на ремонт моста не представляется возможным. Вопрос о выделении средств будет рассматриваться на федеральном уровне, администрация Плесецкого округа подаёт заявку в федеральную целевую программу на выполнение реставрационных работ”.
Что-то мне подсказывает, что никто никогда сей многострадальный артефакт реставрировать не будет. Разве что сам Гарант поселится в деревне Измайловской - тогда, как в сказке, за три месяца разом и все мосты в округе восстановят, и окрестные дороги аж до самой Москвы заасфальтируют, и заброшенные деревни вновь оживут, и ещё много чего полезного для простых людей появится.
P.S. Все цветные фото - 21.07.2023, прошу прощения за не лучшее качество, ибо снимать пришлось под дождём. Все ч/б фото - с сайта goskatalog.ru и из книг А. В. Ополовникова ”Русский Север”и ”Сокровища Русского Севера”