С удовольствием возвращаюсь к герою своей первой заметки, которая была посвящена тогдашнему президенту Уругвая Хосе Мухике:
«Вот уже несколько лет президента Уругвая, Хосе Мухику, с подачи журналистов Би-би-си, называют «самым бедным президентом» мира. Певцы потребительского общества из мировых СМИ любят смаковать его аскетичный стиль жизни: [Spoiler (click to open)]скромный деревенский дом, фольксваген «Жук» за полторы тысячи долларов, любимая трёхногая собака, походы с женой в дешёвые рестораны. Однако сами уругвайцы всегда подчеркивают, что дело не в бедности - Хосе Мухика не беден - зарплата у него нормальная, 12 000 долл. США в месяц, просто 90% своей зарплаты он передаёт на социально значимые проекты, заявляя, что правительству «сравнительно легко вводить налоги, которые платят другие, однако, но есть и моральный долг». Причем Мухика всегда говорит, что 10% президентской зарплаты (а она как раз составляет среднюю по стране) ему вполне хватает на жизнь, что он привык и любит жить просто» ( Отсюда) .
Совсем недавно, во время визита на Кубу, RT взяло интервью теперь уже у экс-президента Уругвая. Мне было интересно узнать, что думает этот левый политик и настоящий борец (почти 15 лет своей жизни Мухика провел в военных тюрьмах за участие в народно-освободительном движении «Тупамарос», 6 ранений, 4 ареста, 2 побега) о ситуации в Латинской Америки и в мире.
Журналист спросил Хосе Мухику о причине реванша правых сил в Латинской Америке, заметив, что несмотря на то, что в Бразилии, благодаря левому правительству, миллионы выбрались из нищеты, стали средним классом, в Венесуэле построили миллионы квартир, а в Аргентине Кристине Киршнер удалось отстоять достоинство страны, все равно, люди, которые выиграли благодаря социальным реформам, выходят на антиправительственные демонстрации, голосуют за правых политиков.
Хосе Мухика не делает трагедии из-за недавней победы правых сил, так как воспринимает историю, как смену правых и левых течений: «Человеческая история - это постоянное движение маятника, то в сторону равенства, справедливости, которую представляют те, которых мы называем «левые», то в консервативную, сопротивляющимся изменениям сторону». По мнению Мухики, обе стороны, как левая, так и правая имеют свою «патологию», у правых это фашиствующая реакция, у левых - инфантилизм, и стремление принять желаемое за действительное.
В этой смене правого и левого движений «маятника» Мухика представляет себе человеческую историю и её выдающихся деятелей. Кстати, среди героев движения маятника в «левую» сторону, Мухика назвал и Иисуса Христа.
А если полной победы одних или других сил не предвидится, значит, весь вопрос - в социальных завоеваниях. Для Мухики каждое крупное социальное завоевание человечества - это прогресс, оплаченный кровью представителей тех или иных левых движений, который уже нельзя повернуть вспять: «Ни одно правое правительство уже не отменит 8 часовой рабочий день или пенсии».
Относительного того, почему в Латинской Америке за правых сейчас голосуют люди, вырвавшиеся из нищеты благодаря реформам левых правительств, Мухика сказал вот что: «Одно время мы думали, что изменение производственных, материальных отношений в обществе создадут условия для создания нового человека. Мы ошиблись, потому что не оценили роль культуры, так как изменения в культуре требуют гораздо большего времени, чем материальные изменения в обществе. Потому что культура - это… пленка знаний, восприятия действительности, совокупности отношений, которая есть у каждого и которая влияет на ежедневное принятие решений. А мы находимся внутри культуры капитализма, которая создавалась веками и культивировала эгоизм и индивидуальность. (…) Однако, я думаю, что человек - единственное живое существо, которое может перепрограммировать самого себя, потому что, несмотря на то, человеку от природы дан эгоизм, чтобы бороться за свое существование, человечеству также дана возможность создавать цивилизацию, а это проявление межпоколенческой солидарности». Наследие, накопленное таким образом, может помочь человеку победить свой эгоизм. Но над этим нужно работать, пока же, как считает Мухика, «западная и христианская культура привела к бесчеловечному капитализму»: «в определенный момент неолиберальный взрыв в капиталистическом мире довел религию потребления до крайности, предоставив абсолютную свободу экономическим группам, в особенности финансовым, которые превратили финансовую сферу в химеру, опутавшую весь мир и расставившую ловушки, которые привели к непоправимым последствиям».
Хосе Мухика считает, что человек не должен жить в мегаполисе и тратить на дорогу по 3-4 часа в день, работать меньше, чтобы оставалось время на саму жизнь: «нет никакой необходимости каждый год менять машину, каждые три месяца мобильный телефон. Нужно производить качественные вещи, которые будут стоить дороже, служить дольше. «Я не говорю о том, что нужно жить в пещере или без всего. Но жизнь - это поход*. Если ты в свой вещмешок будешь без конца запихивать вещи - то у тебя будет много вещей. Но идти со 100-килограммовым рюкзаком ты не сможешь».
Не могу согласится с ним лишь в том, что прогресс (или колесо Истории, как говорил Димитров) нельзя повернуть вспять. Невооруженным глазом и в реальном времени видно, как оно идет назад: снова появляется рабство, торговля детьми, падает уровень культуры и образования, приходят назад давно побежденные болезни, уходят в прошлое оплаченные кровью социальные завоевания.
___________________________________ * Дословно «жизнь - это партизанский поход»