КИНО ПОТЕРЯНО, А ИНОГДА И НАЙДЕНО...

Jan 04, 2022 06:42


С момента появления звука около 80 процентов датских немых фильмов были утеряны. Но время от времени некоторые из этих потерянных фильмов вновь находятся.
Куратор Томас Кристенсен
1 октября 2021 года
Одним из самых востребованных шедевров мирового кинематографа, несомненно, является  "La Passion de Jeanne d'Arc" (1928, "Страсти Жанны д'Арк") Карла Т. Дрейера. Оригинальный негатив фильма, как известно, сгорел через несколько недель после премьеры фильма, и самому Дрейеру пришлось вырезать новый негатив фильма из вторых лучших дублей. В 1981 году отпечаток с оригинального негатива случайно оказался на чердаке психиатрического отделения в Осло (подробнее о различных версиях "Страстей Жанны д'Арк"). Немой фильм Дрейера "Die Gezeichneten" (1922, Любите друг друга) также считался утраченным навсегда, пока не был найден в архиве Госфильмофонда историком Владимиром Матусевичем во время поездки по поиску фильмов в Москву в 1960 году. С момента появления звука около 80 процентов датских немых фильмов были утеряны. Но время от времени некоторые из этих потерянных фильмов вновь находятся.
Бесценные следы
При просмотре идеальной новой реставрации полнометражного немого фильма, такого как "Klovnen" (1926, "Золотой клоун"), стоит напомнить себе, что большинство произведений немого кино теперь потеряно навсегда. Сохранилось только от 15 до 20 процентов фильмов, снятых в период с 1895 по 1930 год. В случае многих названий единственными оставшимися следами являются письменные описания из газет или журналов, несколько рекламных фотографий и, возможно, красочные плакаты, изображающие ключевые сцены. Вот почему это такой подарок каждый раз, когда находят потерянный фильм, даже если это всего лишь фрагмент, и даже если большинство из них не являются потерянными шедеврами. Это объясняет, почему архивисты фильмов питают такую страсть даже к самому незначительному фрагменту: у них такой защитный инстинкт, чтобы сохранить любой фильм, который действительно уцелел.
... точно так же, как кости и окаменелые следы динозавров, эти фрагменты дают нам представление о том, что там было.
Современной аудитории может быть трудно понять, почему стоит показывать такой одноминутный фрагмент, как "Penge" (1915, "Деньги"), и кажется, что повреждение, отображаемое нитратной пленкой, - это просто трюк, сродни последнему фильтру Instagram. Но точно так же, как кости и окаменелые следы динозавров, эти фрагменты дают нам представление о том, что там было. Они расширяют наши знания о затерянном континенте немого кино.
Архивные детективы
В последние годы было найдено и сохранено несколько датских немых фильмов и фрагментов. Нам повезло, что немое кино было международной формой искусства, и этот язык был меньшим препятствием для глобального охвата, чем сегодня. Многие датские немые фильмы сохранились в архивах по всему миру. Отпечатки пленки распространились повсюду. И точно так же, как мы в Датском институте кино, собирали, хранили и сохраняли уникальные иностранные фильмы с 1941 года, глобальные киноархивы, организованные Международной федерацией киноархивов (FIAF), сделали то же самое. Как киноархивы, так и FIAF, были созданы в результате пассивного и активного разрушения немого кино после перехода на звуковое кино.
Не так много указывало на датское происхождение фильма, но детективные навыки наших голландских коллег быстро заметили датский номерной знак, и игра началась.
Нидерландский институт киноискусства EYE имеет долгую историю сбора и сохранения красочного прошлого немого кино. Почти каждый год коллеги Элиф Ронген-Кайнакчи и Кэтрин Кормон связываются со мной по электронной почте или за чашечкой кофе на фестивале немого кино о датском (или предполагаемом датском) немом фильме, который был найден в их коллекции нитратов. Всего за последние несколько лет в Амстердаме было найдено более нескольких фильмов. Названия варьируются от короткометражного "Menneskeaben" (1910) до полнометражной детективной драмы "Natekspressens Hemmelighed" (1917, [лит. "Тайна ночного экспресса"]). Самым забавным был случай с фильмом "En livlig Drøm" (1916, [лит. "Живой сон"]), который был найден как неопознанный фильм под названием "Фарс Чаплина". Немногое указывало на датское происхождение фильма, но детективные навыки наших голландских коллег позволили быстро заметить датский номерной знак, и игра началась. Поскольку многие фильмы сохранились только в виде фрагментов, без начала и конца, идентификация часто затруднена и требует опыта и знания не только актеров и языков, но и автомобилей, достопримечательностей, торговых марок и моды.
Клей и крем для обуви
Фильмы небольших кинокомпаний особенно подвержены потерям, в то время как фильмы Nordisk Films Kompagni и Palladium Film, снятые в 1920-х годах, дают более полную картину этого периода. Эти две компании пережили переход к звуку, и хотя их немое кино не сохранило своей коммерческой ценности после появления звука, компании не стали активно уничтожать негативы немого кино, как некоторые из их иностранных коллег. Причины уничтожения немого кино включали утилизацию серебра в эмульсии, продажу пленок для производства клея или крема для обуви или просто экономию арендной платы и риск хранения тонн легковоспламеняющегося пластика.
Причины уничтожения немого кино включали утилизацию серебра в эмульсии, продажу пленок для производства клея или крема для обуви.
Вообще говоря, большинство потерянных фильмов находятся в других киноархивах, но в 2019 году немецкий коллекционер обратился к нам с фильмом "Stakkels Karin" (1919, [лит. "Бедная Карин"]), которая сохранилась под немецким названием "Das Modell". Доставка легковоспламеняющейся селитры в наши дни является сложной задачей, поэтому общение и заключение сделок были делом более длительным, но в конце концов было решено, что пленка будет доставлена в лабораторию Haghefilm в Амстердаме, где пленка была сохранена на новом 35-миллиметровом негативе, прежде чем ее отсканировали. Хотя фильм, возможно, и не считается шедевром, это редкий сохранившийся художественный фильм режиссера Ялмара Давидсена.
Всегда интересно, когда появляется потерянный фильм важного режиссера. В коллекциях французской кинематографии была найдена разлагающаяся копия "Sønnen" Августа Блома (1916, "Ее сын"). Август Блом - один из самых известных датских режиссеров немого кино, поэтому, даже если фильм выглядит несколько измененным, он добавляет ценное представление о работе Блома как режиссера.
На охоте за Астой
Хотя активные поиски фильмов в наши дни редки, в 2005-06 годах мне удалось получить финансирование для поиска потерянных фильмов с участием датской актрисы Асты Нильсен в мировых архивах. Были и неудачи, например, когда многообещающий нитратный отпечаток "Aschenbrödel" [лит. "Золушка"], находящийся в Синематеке Франсез, оказался не фильмом 1917 года Урбана Гада. Но были и взлеты, например, когда мне посчастливилось обнаружить один художественный фильм, который ранее считался потерянным. Фильм был "Die Geliebte Roswolskys" (1921, [лит. "Любовница Розвольского"], который был найден в Бразилии и отправлен в Бундесархив в Берлине около 1990 года. Я предполагаю, что коллеги в Берлине нашли его в таком плохом состоянии, что его нельзя было дублировать, и поэтому он оказался на полке в архиве. После небольшого общения и переговоров было решено, что он будет сохранен и оцифрован компанией Haghefilm в Амстердаме, и 80 процентов сохранившегося фильма теперь сохранены.
Теперь оцифровка позволяет многим архивам сделать это наследие широко доступным в Интернете.
Множество языков в заголовках сохранившихся фильмов свидетельствует о том, сколько датских немых фильмов попало за границу. Фильмы, представленные на Stumfilm.dk с их оригинальными оттенками и субтитрами на иностранном языке, когда-то ранее считавшиеся утерянными, найдены и сохранены усилиями международного движения за архивацию фильмов. В то время как можно сокрушаться и испытывать ностальгию по потерянным 80 процентам, можно также отметить тот факт, что киноархивы по всему миру неустанно работали в течение почти столетия, чтобы сохранить наше наследие немого кино. Теперь оцифровка позволяет многим архивам сделать это наследие широко доступным в Интернете. В то время как Stumfilm.dk это платформа для датских немых фильмов, мы также работаем над тем, чтобы освободить место для некоторых иностранных фильмов, которые разными путями оказались в нашем собственном архиве. Изучайте коллекцию немых жемчужин Датского института кино и ознакомьтесь с нашим разделом "Самые разыскиваемые", где мы представляем сведения о некоторых датских немых фильмах, которые мы больше всего хотели бы найти.
https://www.stumfilm.dk/en/stumfilm/themes/cinema-lost-and-sometimes-found

Кино

Previous post Next post
Up