ВЕЧНАЯ ЛИРИКА. Отрывки из интервью с Сержем Бромбергом.

Jan 31, 2022 04:47

По случаю Недели открытия в середине января нового художественно-лекторского  зала библиотеки Уди в Хельсинки «Кино Регина» приняло в качестве почетного гостя Сержа Бромберга, французского продюсера, программиста, режиссера, ведущего.

Неутомимый исследователь кино, он основал в 1985 году компанию «Лобстер фильмз», которой мы обязаны реставрацией сокровищ 7-го искусства, таких как шедевры Бастера Китона или Чарли Чаплина. Коллекция «Лобстер фильмз» сегодня насчитывает около 50 000 редких фильмов и около 210 000 бобин.

Как можно найти потерянные сокровища, разбросанные по всему миру? Каковы зацепки, основные трудности ?

На самом деле, вы должны понимать, что поиски фильмов, которые потерпели неудачу в одном месте, иногда терпят неудачу случайно, а часто и по логическим причинам. Так обстоит дело с детьми режиссеров или известных людей в лабораториях, местах, которые служили хранилищем для кинотеатра, и так далее. Следует знать, что все логические пути систематически проходились Анри Ланглуа в киноархивах с середины 30-х годов. То есть сегодня мы приходим к тому моменту, когда люди, у которых есть фильмы, либо не знают, что у них есть, либо не знают, что это такое, либо это коллекции, созданные их предками или предками их предков, и они не знают, что с ними делать. Вся сложность в том, чтобы пытаться найти фильмы нелогичным способом. И поэтому моя техника относительно проста. Она включает в себя своего рода горизонтальный поиск во всех местах, где я бываю, спрашивая: возможно, у вас есть фильмы(!?). Кстати, когда я встречаюсь с людьми, я всегда спрашиваю их, есть ли у них фильмы, будь то на сеансах кино, в конце телешоу, во время интервью, всегда задаю один и тот же вопрос. Я должен сказать, что это немного портит социальные отношения, но именно так я нахожу фильмы. И потом, кстати, время от времени возникает эффект предписания, то есть фильмы больше не я нахожу, а попадается некто, который думает, что это может меня заинтересовать, и поэтому собирается позвонить мне. Таким образом, по сути, это своего рода горизонтальный и систематический поиск, потому что другие пути уже изучены и эксплуатируются.


Каковы были ваши самые прекрасные открытия? И не могли бы вы рассказать один или два ярких случая?

Мое самое замечательное открытие - следующее… Что касается случаев, то из них это самый яркий. Однако есть что-то очень удивительное, чего я, по сути, до сих пор не объяснил себе. В самом начале   «Лобстера», должно быть, в 1988 или 1989 году, меня позвал парень из Вилье-сюр-Марна, пригорода Восточного Парижа. Он сказал мне, что у него есть две нитратные пленки, на двух катушках. Одной из них была "Трубочистка Кюнигонд" (1912), а другой я уже не помню. Но на той же бобине был небольшой кусок пленки, который должен был быть длиной 3 метра, не больше. Итак, все это мне досталось. Но что было особенно интересно в этом маленьком трехметровом кусочке, так это то, что там был запечатлен очень известный сегодня актер Стэн Лорел (очевидно, до того, как он стал партнером Харди). Я не знал, о каком фильме идет речь, но попытался выяснить. Я путешествовал по Соединенным Штатам и посетил некоего Уильяма Эверсона, крупного специалиста, который никогда не видел этот фильм и задавался вопросом, что это может быть. А потом, когда пятнадцать лет назад мы сделали «Интеграл» Стэна Лорела, я начал повсюду просматривать фильмы и обнаружил, что есть картина под названием «Где-то не так», которая должна была быть датирована 1925 годом и находилась в Британском Институте кино. Поэтому я принес мою копию и обнаружил, что там есть лакуна, и на ее место пришелся именно тот конец, который я нашел в Вилье-сюр-Марне. Не было ни одного кадра больше, ни одного кадра меньше. Почему? Как? Я не знаю. Но я считаю такое чудо абсолютно сумасшедшим.

Во сколько вы бы оценили количество найденных фильмов и процент восстановленных фильмов?

Есть исследование, которое было проведено только в Соединенных Штатах. Из немых полнометражных фильмов в США - а их было тысячи - 10% сохранилось, а 8% сохранилось либо неполно, либо в сокращенных версиях, либо в уменьшенных форматах, шириной 16 мм и, следовательно, более низкого качества. Из чего следует, что более 80% исчезли. Очевидно, что великие фильмы - это те, которые, как правило, выжили больше всего. Но были тысячи фильмов однодневок, комедий, небольших простых драм,.. снятых небольшими компаниями, чьи фильмы были полностью или частично уничтожены, потому что они не востребовались, либо, чаще всего - достаточно взглянуть на историю американского кино - уничтожались пожарами. Все запасы крупных студий сгорели. Есть даже довольно забавная история ... скажем, скорее, такая забавная история: в 1947 году босс «Universal» хотел снять копию «Горбуна Нотр-Дам» (1922) с Лоном Чейни в фильме Уоллеса Уорсли. Они взяли негатив, поместили в копировальную машину, и там, к сожалению, зажалась часть пленки. И поэтому картина стала неполной. Копировщики сказали, что раз пленка попортилась, то с этим уже ничего нельзя сделать. А он подумал, для чего хранить, если уже сохранить нельзя. Кроме того, хранение стоит дорого и т. д. Таким образом, он выбрал около пятнадцати немых фильмов, которые он захотел сохранить, и приказал уничтожить все остальное, то есть за все 20 лет производства. И именно в холле Академии киноискусства (Академии Оскара) мы находим этот список со всеми основными названиями «Universal», где на нем от руки написано «уничтожено», «сожжено», «ликвидировано» ... это ужасно. Кроме того, с мнениями кинематографистов очень мало считаются. Одно из самых больших богатств кинематографической библиотеки - и это малоизвестная история - состоит в том, что в 1934 году, когда «Гомон», который в то время назывался «Гомон-Франко-кино-обер» (GFFA), обанкротился и стал новым «Обществом заведений Гомон» (SNEG), из GFFA в SNEG стали передаваться все фильмы, сочтенные интересными, то есть звуковые. Таким образом, немые фильмы попали в полное забвение. Но несколько лет спустя положение выправил Анри Ланглуа, потому что он, будучи без ума от кино, решил выкупить все оригинальные негативы «Гомона». Его решение о выкупе негативов было принято в мире с радостным ликованием. Итак, такие моменты бывают в кино; есть люди, от которых исходит сияние. В Соединенных Штатах - и мы расскажем эту историю через несколько месяцев - существует почти 100 фильмов Жоржа Мельеса, которые были спасены продюсером «Багз Банни» Леоном Шлезингером. Зачем? Как? Инициатива, безумие, увлечение? Итак, есть несколько историй о спасении, но больше историй об исчезновении (!), например, наследия Элис Ги, которая, начав работу в «Gaumont», став первой женщиной-кинорежиссером. В 1907 году она уехала в Соединенные Штаты, основала компанию под названием «La Solax», и сняла там сотни фильмов. В 1919 году произошел пожар, и все фильмы Элис Ги обратились в пепел. Фильмы исчезали очень по-разному. Люмьеры были очень мудрыми людьми; их фильмы хранились под крышей префектуры Лион, и поэтому, когда мы их нашли, они все еще находились там, и у нас практически все фильмы были в форме оригинальных негативов. Но другие компании, такие как «Eclipse», «Eclair», «Lux», - это компании, у которых исчезло 95% фильмов.

Над каким проектом (проектами) вы сейчас работаете?

Таким образом, мы сейчас работаем над американской коллекцией фильмов Жоржа Мельеса, в вероятном сотрудничестве с Фондом кино, Академией Оскара, архивом фильмов США, Библиотекой Конгресса, CNC и Французской библиотекой киноискусств, но предвидятся и другие партнеры. Это будет огромный проект, который будет готов в 2020 году и будет очень впечатляющим. Кроме того, мы работаем над воссозданием последнего фильма Макса Линдера под названием «Король цирка», франко-австрийского фильма, при создании которого произошли все возможные и невообразимые несчастья, начиная с того факта, что во время съемок Макс Линдер пытался убить свою жену и покончить с собой. Фактически, по окончании съемок и выхода фильма на экран, сразу же после его выхода, Линдер фактически убил свою жену и фактически покончил с собой в 1925 году. Итак, это фильм, который считался больше не существовавшим, мы восстанавливаем из 11 разных копий из Англии, Аргентины, Нидерландов, Австралии, Франции, Берлина... поступивших со всех концов мира. Мы очень гордимся этой реставрацией, и она будет очень сложной, но очень хорошей. К этому добавляются десять фильмов Жюльена Дювивье, немых фильмов. Мы выкупили права на 10 картин Жюльена Дювивье. Ни один из них еще не был восстановлен. Таким образом, для каждого фильма мы собираем все элементы, которые существуют в мире. Мы восстанавливаем их кадр за кадром. Мы сочиняем музыку, мы делаем негативы 35 мм для долгосрочного сохранения, а в конечном итоге мы создадим бокс-сет DVD и представим его на фестивалях немого кино Жюльена Дювивье. Недавно мы восстановили «Дом у реки» Фрица Ланга (1950). Мы также только что закончили «Это случилось завтра» Рене Клера (1944 г.), и у нас есть «Хранители маяка» Жана Гремийона, «Рыбак из Исландии» Жака де Барончелли (1924 г.), а также необычный фильм, название которого никому ничего не скажет - и это будет либо экстраординарная победа, либо абсолютная катастрофа - но фильм очень красивый: эту картину я считаю равной «Аталанте», произведение англо-австрийского кино, называется «Симфония разбойников» (1937). Режиссер Фридрих Фехер, который снимался в «Кабинете доктора Калигари» (1919 г.), но в конце своей жизни работал продавцом в магазине деликатесов в Нью-Йорке. Итак, запомните: «Симфония разбойников» (1937) - абсолютный шедевр!

Беседовала Алина Ванниер-Сихвола

Хельсинки, 18 января 2019.

https://cinefinn.com/2019/02/08/ni-juge-ni-soumise-sacre-meilleur-documentaire-lors-de-la-9e-ceremonie-des-magritte-du-cinema/

Кино

Previous post Next post
Up