Станция Петрокрепость. Часть 2.

Jun 24, 2022 16:04

Приветствую всех! Продолжаем поход по подъездным путям станции Петрокрепость. Кто не читал первую часть, самое время это сделать.
1. Первую часть похода я закончил у переезда, что виден за погрузчиком. Помните, я рассказывал про заводскую узкоколейку? Согласно старым картам (ниже одну из них я покажу), на этом прямом участке пути УЖД проходила по путям широкой колеи или шли совсем рядом. Возможно, если бы не ремонт, на старых шпалах можно было бы заметить какие-нибудь следы узкоколейки.





2. Надо было сюда приезжать раньше, успел бы на красивые виды до ремонта. Дальше я ухожу в промышленную часть поселка.



3. За поворотом меня ждала стрелка. Смотрю сейчас на этот кадр и понимаю, что конечно красиво, когда пути в своем аутентичном виде, на деревянных шпалах, все в траве, местами ржавые, стрелки в кустах не найти, но в то же время и после ремонта есть своя красота, в этих точных прямых линиях и видимости всех нюансов полотна.



4. На этой развилке я пошел опять направо. Заметьте, что контррельс есть только на левом пути. Прямо за забором пожарная часть.



5. Хочу вам показать еще одну карту поселка имени Морозова, год 1940. На ней правый путь, по которому я сейчас пойду, показан как узкоколейный, он дальше шел через несколько корпусов и складов к заводоуправлению. А немного впереди от него, в обратную сторону, уходила длинная ветка в строну станции Дунай и поселка номер 2. Хотел еще обратить внимание, что существовал также длинный путь через весь поселок к деревне Кошкино, что на берегу Ладоги. Сейчас следы узкой колеи в городе не найти.



6. Путь уложен на деревянные шпалы, накат слабый, но есть. Слева видна дорога 41К-070, она соединяет поселок имени Морозова и Всеволожск.



7. За поворотом я уперся в закрытые ворота.



8. За воротами находится строение похожее на склад, с пандусом и путь дальше продолжается, видны вторые ворота с обратной стороны. Здесь, примерно еще лет 10 назад, был Морозовский хлебозавод, затем его закрыли и сделали склад компании Петрохлеб. Как следует из названия, занимаются они тем же самым, но именно здесь уже хлеб не пекут, а просто складируют продукцию. Еще раньше, на этом месте были продуктовые склады порохового завода.



9. Обходим склад по автомобильной дороге, и натыкаемся на еще один переезд.



10. Справа склад, который мы уже видели с обратной стороны.



11. Слева, сразу за переездом, путь убегает за еще одни ворота. Это второй склад компании Петрохлеб. Накат и здесь есть, оба корпуса функционируют. Если раньше узкоколейная железка продолжалась и дальше, проходила через один из цехов завода (сейчас там находится предприятие по выпуску респираторов), и доходила до здания администрации, то теперь она заканчивается у этого склада.



12. Пора вернуться к развилке и переезду. За знаком виден первый склад Петрохлеба. Справа я пришел, теперь идем налево.



13. Но сначала оглянусь. За моей спиной братское захоронение революционеров 1919 года. Три основных памятника с именами, а по краям еще пять могил, где только на одной есть табличка. Поселок этот промышленный, поэтому революционные брожения тут были очень активные.



14. Еще один вид переезда, взгляд в сторону станции. Согласно карте, что я разместил выше, раньше возле переезда существовало глухое пересечение узкой колеи и широкой. Сейчас ничего этого не сохранилось, никаких следов нет.



15. В ту сторону я уже ходил, когда обходил склад. За забором пожарная каланча.



16. Здание пожарки недавно отремонтировали. Выглядит опрятно и красиво, даже окна вставили с ламинацией.



17. Очередная стрелка. В этот раз я решил пойти налево, немного внести сумбур в свой поход.



18. Красиво среди деревьев расходятся пути.



19. Возле стрелки я разглядел старые шпалы, мне показалось, что это место где проходил путь до ремонта.



20. Что может быть лучше такого времяпрепровождения?



21. Среди деревьев сохранились руины какого-то краснокирпичного здания, скорее всего еще дореволюционной постройки.



22. Дальше я вышел на пустое пространство, где справа из-за деревьев показалась железная дорога, которая примыкает к нашему пути.



23. И на этом пути есть накат. Стрелка рабочая, вообще все полотно максимально свежее, здесь уже ремонт был. Здание, что немного видно слева, я принял за цех завода, как узнал позже, это детская спортивная школа. Внешне она замаскирована очень хорошо, надеюсь внутри все больше напоминает помещения для занятия спортом.



24. Метров через 150 после стрелки путь заканчивается тупиком. Тупик тоже свежий, до ремонта путь продолжался еще метров 300, до бывшего производственного корпуса, сейчас там какая-то частная компания.



25. Разворачиваюсь и иду обратно уже по левому пути. Тут тоже есть контррельс. На путях в сторону хлебных складов он отсутствовал, и это логично. Вдоль железной дороги расположена огромная площадка золоотвала. Видать сюда свозят шлак с какого-то из ближайших заводов. Горы шлака у железки примерно метра 4 высотой.



26. Если убрать из кадра деревья, можно представить, что это поверхность какой-нибудь планеты, хоть сейчас снимай фантастический фильм. Вся зала темно-красного цвета. В центре площадки насыпана гора метров 8 высотой. Интересно, насколько это законно, эксплуатировать такой полигон вообще и в непосредственной близости к жилым домам в частности. Тем более удивляет расположение детской спортивной школы прямо напротив)) Уже сейчас, подготавливая пост, я заметил это одинокое дерево в центре химической катастрофы. Все же природа сильная штука!



27. За поворотом опять на пути стрелка, а дальше мою дорогу снова преграждают ворота.



28. За воротами территория какого-то железнодорожного хозяйства, возможно, это заводское депо.  Множество рельс свалены в кучи, шпалы, различный инструмент. На путях виден одинокий крытый вагон. Попробую обойти и посмотреть, что там есть еще на территории.



29. Разворачиваюсь и теперь иду по левому пути, т.к. справа я пришёл.



30.  По сторонам складируются шпалы и рельсошпальные решётки.



31. Еще одно гиблое место, вода и земля имеет оранжевый окрас. Интересно сколько элементов таблицы Менделеева тут можно найти. Здесь, наверно, тоже складировали когда-то побочный продукт производства с соседних заводов.  А заводы эти непростые, про них я расскажу немного позже.



32. И я вернулся к стрелке у пожарной части. Получается железная дорога здесь представляет из себя ровный треугольник.



33. Делаю приличный круг по поселку, чтобы посмотреть, что там еще находится за забором депо. По пути любуюсь местными арт-объектами.



34. Прохожу мимо заводского бомбоубежища. Рассчитано оно на 750 человек и было построено в 1986 году, имеет номер 6112. На момент моей прогулки его только сдали после капитального ремонта. За бомбарем высокое здание, это телефонная станция, а слева административное здание завода.



35. И я опять у забора депо. Оказывается в глубине территории один путь превращается примерно в 5 и еще много всего интересного на них стоит. Два рефрижераторных вагона, один полувагон, платформа и вдалеке снегоочиститель.



36. Все пути заканчиваются тупиками на территории депо, но раньше один из них продолжался дальше. Он пересекал эту бетонную дорогу, которая ведет к проходной и уходил за заводской забор. Дорога еще недавно была грунтовая, переезд убрали, когда положили плиты.



37. Остатки пути можно найти с обратной стороны, здесь он опять появляется у железнодорожных ворот. Смотря на эти красивые, но навсегда закрытые ворота, хотел поведать про заводы, мимо корпусов которых я гуляю. История эта начинается во время русско-турецкой войны, когда армии стало нехватать пороха, что могли произвести российские казённые заводы, и пришлось заказывать его за границей. Потребность в порохе тогда покрыли частные немецкие заводы, на это обратил внимание военный министр Граф Милютин. Он решил стимулировать строительство частных пороховых заводов в стране. На его призыв откликнулись опять же немецкие промышленники и начался выбор места. Остановились на болотах на правом берегу Невы. В 1881 году от государства поступил первый заказ на 25 тысяч пудов пороха. Но заказ есть, а завода еще нет, тогда немецкие инвесторы, архитекторы и инженеры начали в 1882 году отстраивать первые цеха. До наших дней даже сохранился один из закладных камней, он сейчас находится у корпуса, где производят респираторы. Уже в декабре 1883 года завод начал функционировать, а датой основания считается 14 августа 1884 года когда был подписан устав общества. И началось развитие, расширение и разрастание завода. Владельцы видели будущее предприятия как полностью независимое от сторонних заводов, которое всё необходимое производит само, так на территории появились водокачка, различные мастерские, торфяной и газовый завод, лесопилка и цех обработки древесины, селитерный и кислородные цеха, даже был тряпичный цех. Рядом же начал застраиваться рабочий поселок и был построен пирс, что я показал ранее. Конечно же, особенность производства взрывоопасных веществ сказывалась на масштабах застройки, различные цеха приходилось размещать на большом отдалении друг от друга, поэтому изначально завод назывался как Шлиссельбургские пороховые заводы. Если представить, что каждый цех или завод это отдельный орган большого организма, то их надо было как-то связывать, поэтому еще с основания между корпусами проложили узкоколейную железную дорогу. Все это позволило стать одним из передовых и образцовых заводов в стране, и первыми в России начать производить динамит, тратил и тол. После революции и национализации, в 1922 году заводу и жилому поселку было присвоено имя ученого и революционера Николая Александровича Морозова, который провел много годов в заключении в крепости Орешек.



38. После революции завод сохранил направление своей деятельности, что очень пригодилось во время второй мировой войны. Корпуса предприятия находились в непосредственной близости к передовой, поэтому сильно пострадали за время войны, но продолжали работать и под бомбежками и сразу после окончания боевых действий. После войны руководство завода стало поглядывать в сторону производства мирных товаров, так в 50-х годах прошлого века Морозовский пороховой завод начал поставлять электроизоляционные материалы на завод Электросила, а с 1958 года на территории выделили целую площадку (цех номер 3) для нового направления деятельности, и там организовали производство антикоррозийных и огнезащитных материалов для министерства обороны и других промышленных предприятий СССР. В дальнейшем это направление производства только расширялось, но и про выпуск взрывоопасной продукции завод не забывал. К концу существования союза и к началу 90-х ФГУП завод имени Морозова отгружал ассортимент от ракетного топлива до разноцветных красок для стен. В 2003 году после банкротства предприятия цех номер 3 был выведен из структуры завода и преобразован в Морозовский химический завод, который и сейчас продолжает выпускают различную промышленную химию, лаки, краски и химические вещества народного применения. Мимо его проходной и корпусов я сейчас и хожу. Если верить сайту, они постоянно развивают выпускаемую номенклатуру товара и увеличивают объемы. Но это, к сожалению, уже никак не сказывается на использовании железной дороги. В кадре видно, как заброшенный путь раздваивается и скрывается за деревьями. За зеленью не видно забор, за который мне уже не пройти. Дальше еще будет путевое развитие, железка подходила ко множеству корпусов этой промышленной площадки, но сейчас большая часть её заброшена и представляет из себя лес, среди которого стоят различные брошенные строения, это и есть бывший цех номер 3.



39. Потом я вернулся практически в центр поселка, к бетонке. Здесь три переезда расположены друг за другом. Первый я уже показал, там я общался с дедушкой-дежурным, со второго я сейчас снимаю, а третий в кадре. Пройдусь до него.



40. Это пути перегона Петрокрепость - Кирпичный завод. Вид в сторону Питера и платформы 19 километр.



41. А снимаю я с платформы 21 километр. Возле платформы есть заброшенный домик билетных касс. Там за поворотом станция Петрокрепость. Между остановками здесь меньше километра.



42. Но пора вернуться на второй переезд, где еще один подъездной путь мне надо исследовать.



43. Этот подъездной уже полностью переложен на бетонные шпалы. Накат отличный. Впереди поворот...



44. А за ним меня ждала еще одна длинная прямая. Кадр в сторону станции, Поворот с прошлой фотки виден в самом конце.



45. А по ходу моего движения я вижу нерабочий светофор и опрятный домик.



46. В этом домике оказывается обитает дежурный по переезду! Первый раз вижу такую виллу в этом статусе. Здесь железку пересекает все та же дорога Морозова - Всеволожск.



47. Ранее я писал, что сейчас от заводской узкоколейки ничего не осталось, а вот на панорамах 2011 года еще кое-что можно найти. Это вид переезда, возле которого я сейчас нахожусь. И через песок проступают те самые узкоколейные рельсы. За елкой бывший домик дежурного, тогда он был не такой шикарный. Если посмотреть на карту 1940 года, то на ней видно, что в этом месте была узкоколейная стрелка, один путь уходил по направлению широкой колеи, это скорее всего именно он сохранился, а второй пересекал широкую колею под 90 градусов и шел дальше вдоль шоссе, в сторону поселка номер 2 и станции Дунай. Вообще узкоколейная сеть порохового завода была порядка 15 километров, изначально движение осуществлялось конной тягой, примерно до 1910 года, а потом перешли уже на более современный вид подвижного состава. Узкоколейка использовалась в грузовых целях, по ней доставлялись грузы к Неве и между цехами, а также подвозился торф к котельной со станции Дунай, где велась торфоразработка и была своя сеть узкоколеек. Так же по ней перевозили работников по заводу и поселку, одно из ответвлений проходило через центр жилой застройки и сотрудники могли быстро добраться до места работы. В середине 50-х годов в поселке открыли автобусное движение и потребность в пассажирских перевозках по УЖД отпала, а с учетом того, что грузовое движение к этому времени практически полностью перевели на широкую колею, младшую сестру забросили и с начала 60 годов начали её разбирать.



47. В сети нашел несколько кадров, с еще действующей узкоколейкой. На фотографии ниже участок пути вдоль улицы Огнева, это то самое ответвление к поселку номер 2 и дальше его продлили до цеха номер два порохового завода.



48. А на этой фотокарточке запечатлён тот же самый путь, но прямо напротив старой пожарной части. Не путать с той, что я показывал ранее. Пожарных частей тут было несколько, всё же это пороховой завод. Какая живая и теплая фотография.



49. Идём дальше! Сразу после переезда начинается путевое развитие.



50. По заросшим шпалам видно, что налево когда-то уходил еще один путь и он вел на железнодорожные весы. Их снесли несколько лет назад.



60. Правый путь сильно зарос, но накат на нем есть, а от левого отходит еще один.



61. Крайний левый дальше завален рельсо-шпальными решетками, но накат на нем есть, значит туда заезжает подвижной состав для выгрузки-погрузки.



62. Сейчас я в конце этой своеобразной станции. Левый путь после решеток опять примыкает к главному, а от правого отходит стрелка к главному, а продолжение скрывается где-то в совсем уже густой траве. Но он точно тянется и дальше, видна просека между деревьями. Сначала пойду по главному пути, а к этому заросшему вернусь позже.



63. Взгляд в обратную сторону. Ремонтные работы идут полным ходом, ребята в желтых жилетках что-то колупают и громко стучат.



64. Пройдя еще пару сотен метров, я сделал еще один кадр в обратную сторону. Слева из травы появился второй путь. Значит раньше станция была еще больше, второй путь не закачивался там, где лежали решетки, а продолжался досюда.



65. Странно, что не демонтировали стрелку, с учетом масштабности ремонта путей и полной заброшенности тупикового ответвления.



66. Еще одна стрелка. В этот раз я пойду прямо. Какой я не постоянный в эту прогулку...



67. Ответвление это очень короткое, практически сразу я уперся в очередные ворота. Надпись на здании не даст соврать, это нефтебаза компании Роснефть. Слева от нее и за ней находится территория Морозовской котельной. Роснефть выкупила готовую площадку у котельной, с помещениями, сливной эстакадой и резервуарами для хранения в 2009 году. На территории стоит состав из крытых вагонов. Что они тут забыли?



68. Теперь прогуляюсь по левому ответвлению. Сразу после стрелки путь пересекает подъездную дорогу к нефтебазе и еще огромной промышленной территории.



69. Переезд нерегулируемый. На заднем плане трубы Морозовской котельной.



70. А вот и сама котельная. В заводской спецификации значилась как цех номер 11. В нынешнем виде была построена в 1964 году, до этой даты здесь находилась котельная работающая на торфе. Нынешняя котельная работала под потребности завода и жилого поселка до самого вывода из эксплуатации. На день прогулки уже год как не работала, происходил демонтаж оборудования или просто попил всего чего только можно. Котельная занимает огромную территорию, и тут еще размещены многочисленные склады, административные здания, резервуары под хранилище топлива и две подстанции 35 кВт и 110 кВт, одна из них видна в кадре и пока еще функционирует.



71. У котельной железная дорога делает поворот. Зеленый забор - это уже периметр ФГУП завод имени Морозова. Тот самый наследник Шлиссельбургского порохового завода, который продолжает работать и сейчас. Завод работает на государственные заказы для министерства обороны и Роскосмоса. Как и в 90-е основная специализация - это производство взрывчатых веществ и специального топлива. За забором находится большая территория цеха номер 2. Именно к этой части завода ранее шла узкоколейка, которую я показывал на старых фотографиях, но только она подходила с обратной стороны. Как пишут в интернете, сейчас эта часть завода практически полностью заброшена. На кадре за забором видна просека, раньше в этом месте была стрелка и железная дорога уходила еще и прямо.



72. Старая водонапорная башня. Очередной намек от природы, что она многое может, на крыше уже проросли деревья.



73. Кадр в обратную сторону. Слева от меня в этот момент располагается бывшая заводская столовая. Отличное место, чтобы рассказать про подход владельцев завода к быту своих сотрудников, еще в 19 веке. Как я уже писал, завод был одним из передовых в стране и это касалось не только самого производства. Для работников рядом с цехами строились не только казармы, где они могли поспать и набраться сил перед новой сменой, но и строились медсанчасти, столовые, был даже клуб, где имелась библиотека, бильярдная, кегельбан, буфет и даже оранжерея. В советское время строительство комфортного жилья для работников продолжалось, у завода было несколько детских баз отдыха. А сейчас даже столовая заводская закрыта...



74. Впереди уже действующая часть завода, это цех номер 7.  За воротами виден локомотив, их у завода как минимум два ТГМ4б-0031 и ТГМ4а-2528. На фотографии не видно, но мне кажется, что там стоит ТГМ4а. За воротами есть большое путевое развитие, железка подходит ко многим цехам. Пора возвращаться на сортировочную станцию и пройти еще по одному пути.



75. Этот путь хоть и зарос сильно, но пройти по нему все еще можно. Наката на рельсах нет совершенно, хотя и уложен он уже на бетонные шпалы.



76. На рельсах заметил такого чешуйчатого товарища.



77. В конце прошлого поста я упоминал бутылку Боржоми, которую я с удовольствием выпил. Примерно в этом месте я начал понимать, что после соленой воды у меня начинается очень сильный сушняк. На улице в тот день было очень жарко, единственное что меня радовало в этот момент, что шел я в тени деревьев, практически через лес и жажда не так сильно увеличивалась.



78. Заросшие участки пути сменялись вполне себе сносными, по которым хоть сейчас можно пускать состав.



79. Слева показалась опять база Роснефти.



80. Следы железнодорожного ремонта. Что-то мне подсказывает, что эти (на вид вполне еще сносные) шпалы тут останутся навсегда. Вспоминая заводской полигон для отходов, а теперь вы знаете какие заводы пользуются этим полигоном и что туда могут свозить, шпалы в лесу уже кажутся не только большой проблемой.



81. Ёмкости под топливо базы Роснефть.



82. В самом конце резервуаров стрелка.



83. Ответвление ведет в сторону хранилища топлива для заводской котельной. За забором сливная эстакада.



84. Дальше меня ждала еще одна стрелка, но куда ведет она не посмотреть, деревья растут так густо, что сквозь них не пробраться.



85. Если посмотреть карты, то этот путь также подходил к котельной, но с обратной стороны.



86. Буквально сразу за той стрелкой, раньше была еще одна, но вот её во время последнего ремонта уже успели демонтировать. На месте бывшего пути накиданы бетонные шпалы. Складывается впечатление, что ремонт полотна планировали, привезли шпалы и потом передумали.



87. Разобранный путь уходит за ворота, перед которыми даже появляются рельсы. Это ответвление вело на один из складских комплексов завода.



88. Периметр складов огорожен забором под напряжением. Да простят меня читатели, есть ли там напряжение, я решил не проверять.



89. Свежие бетонные шпалы закончились, в этом месте все полотно засыпано щебнем так, что и не видно на что уложен путь. А железка делает правый поворот.



90. За поворотом я вышел на пресечение с какой-то внутризаводской дорогой.  Если по ней идти налево, то придем к проходной цеха номер 7 и бывшей столовой.



91. Дорога из бетона, чувствуется армейский подход. Еще удивили столбы освещения, в таком-то глухом месте.



92. Забыл я вам еще рассказать, что возле административного здания Морозовского химического завода, это тот, что краски делает, есть заводской музей. Располагается он в отреставрированном доме первого технического директора завода. Экспозиция музея включает в себя несколько областей, это история завода, история заводского быта, экспозиция посвящённая 41-45 годам и музей кирпича. Очень жалею, что не знал про него на день прогулки и не попал, но как-нибудь обязательно съезжу.



93. После еще одного поворота меня ждала очередная стрелка. Как видно по рельсам, куда ехать выбирает машинист, может прямо, а может налево, и все одновременно. Газель, испортившая кадр, едет по бетонной дороге, что я пересек ранее.



94. Первое место где я заметил следы вандализма.



95. Иду по правому пути. Рельсы уложены на старые деревянные шпалы.



96. Здесь минутой ранее проезжала газель. Автомобильная дорога дальше ведет в глубину заводской территории.



97. После переезда железка исчезает за заросшими воротами одной из площадок института прикладной химии. То, что филиал такого института находится в самом центре завода, чья деятельность неразрывно связана с химией, различными веществами и их смешиванием, меня не удивляет, а кажется вполне логичным. Вот только выглядит это все сейчас очень грустно... Услуги института заводу кажется не нужны. Те кто живут в Питере думаю знают, что главное здание института раньше находилось у метро Спортивная и его снесли в 2012 году, а пустырь манит инвесторов и сейчас, но говорят, что земля там сильно заражена в связи с исследовательской деятельностью института. Пару лет назад было решено на пустыре разбить парк, но воз и ныне там... А сотрудники института были переведены в два других филиала, один в Питере, второй в Перми.



98. Вернувшись на второй путь, я стал понимать, что чувствуют люди, которые заблудились в пустыни. Чувство жажды меня уже одолело такое, что я был готов отдать многое за бутылочку прохладной водички.



99. Дорога еще раз пересекает путь, а на табличке написано ЗГП№1 и стрелка налево. ЗГП1 это завод гальванических покрытий, находится он дальше в глубине территории.  Завод был основан в 2005 году, его специализация это нанесение гальванических и химических покрытий на различные изделия.



100. В самом начале сегодняшней прогулки я и представить не мог в какую глушь я в итоге уйду, но эта глушь была максимально красивая, приятная и интересная. Самые, на мой взгляд, хорошие прогулки, это те, где она начинается в каком-нибудь максимально используемом месте, где есть люди, движение поездов, а дальше уходишь постепенно в совсем забытые уголки завода или поселка, где нет никого, а только ты, рельсы, шпалы и новый поворот впереди.



101. А этот участок пути был максимально дзеновский и запоминающийся. Вдоль железки разлилось небольшое озерцо, с прозрачной водой и несколькими утками. Здесь я решил сделать небольшой привал, сел на рельсы и стал слушать пение птиц, жужжание различных насекомых и периодическое бульканье уток. Все бы ничего, но когда я понял, что еще пару минут и я отхлебну из озера, я решил пойти дальше, так как пока я не дойду до конца железной дороги, я не смогу вернуться обратно, а значит и утолить жажду.



102. После озера был очередной отремонтированный участок полотна и поваленное на пути дерево.



103. Наконец-то, после очередного поворота, рельсы меня привели к еще одним закрытым воротам на моем пути, я уже сбился со счету какие это. За ними еще одна площадка со складами порохового завода. Видно, что периметр также под напряжением и туда лучше не соваться. Пора заканчивать сегодняшнее повествование... Я удовлетворенный прогулкой, быстрым шагом пошел обратно, к ближайшему магазину.



До новых встреч!

Дата похода 26.07.2019

железная дорога, история, ЖД, прогулка, заброшенная железная дорога, завод, подъездной путь, Ленинградская область, УЖД, узкоколейка

Previous post Next post
Up