Станция Олонец. Карелия.

Feb 21, 2023 00:00

Доброго времени суток всем! Сегодня я подготовил для вас новое чтиво. На этот раз из свеженького. У меня с моим близким другом есть традиция, ну как традиция... Ей пока всего три года, но надеюсь она будет продолжаться и дальше. Каждое лето он с семьей выезжает на неделю с палаткой на природу и я к ним присоединяюсь. На неделю у меня конечно не получается, но на два или три дня стараюсь время всегда найти. Первые два раза мы выбирали для нашего лагеря острова на реке Вуокса, а в этот раз решили поехать на противоположный берег Ладоги. Остановились мы на берегу лесного озера вблизи поселка Сяндеба. На второй день нашего релакса я решил развеяться и поехать погулять на железку, тем более, что буквально в 20 минутах езды находилась станция Олонец. Поехал я не один, а в компании с товарищем, значит гулять будет еще веселее! И так, станция Олонец!

1. Машину я припарковал на заднем дворе вокзала, рядом с Ягуаром дежурного по станции (шучу). Погода в тот день была отличная, не сильно жарко, около 25 градусов и солнечно. Мы, предвкушая отличную прогулку, побежали на станцию.





2. Боковой вход в помещение дежурного. Под окошками растут цветы, из-за двери слышно играет какая-то музыка...



3. Какая красота! Подстриженная лужайка, аккуратные деревья с покрашенными стволами, скамейки, покрашенные поребрики, цветы у входа. У работников на таких провинциальных станциях отличный вкус, который был сформирован еще десятки лет назад и они продолжают ему придерживаться. Это чудесно!



4. К моему удивлению и радости вокзал был открыт! Внутри советско-сталинский стиль. Этакая смесь ампира в виде лепнины на потолке и красивой люстры с советскими деревянными стульями и голыми стенами покрашенными в два цвета. Внутри был один пассажир в лице голубя, что сидит на динамике.



5. Вокзал был построен в 60-х годах прошлого века. Полтора десятка лет на станции вокзал отсутствовал, т.к. финский деревянный был утрачен во время войны.



6. Нашел в сети фотографию финского вокзала. Станция и город при финнах назывались Anuksenlinnu, именно это название указано на табличке. По карельски город назывался Anus, все же хорошо, что выбрали для таблички более длинное, финское название)) И наверно неплохо, что и сейчас город так не называется, а то не хотелось бы прибывать на станцию... ну вы поняли...



7. Платформа на станции одна и низкого типа. Возле неё расположилось хозяйственное строение, тоже скорее всего середины 60-х годов. Пассажирское движение на 2022 год присутствует, представляет из себя одну пару поездов в будни и две пары в выходные. Курсирует здесь поезд по маршруту Сортавала - Лодейное Поле. В 2014 году регулярное движение отменили из-за нерентабельности, но после многочисленных просьб и даже митингов местных жителей, в 2021 году запустили вновь.



8. Сегодня я опять буду вести повествование не последовательно, а так как мы гуляли по станции. Как уже озвучил, начали мы у вокзала и пошли в сторону четной горловины.



9. На крайних правых путях лежат рельсы завода Азовсталь 1952 года.



10. Еще одно станционное строение.



11. Расскажу про станцию. Находится она на линии Янисъярви - Лодейное Поле, что тянется вдоль восточного побережья Ладожского озера. Ветку эту начали строить финны в 1919 году, а в 1942 году она была тупиковой и эксплуатировалась только до станции Ууксу. Уже во время второй мировой финны решают ветку продлить на юг и за год, к осени 1943 года, успевают уложить 110 километров пути по уже захваченным советским территориям до станции Мегрега (это следующая станция после Олонец). В июне 1944 года советские войска отвоевывают эти земли и осенью того же года запускают на линии пассажирское движение. Вплоть до 72 года линия оставалась тупиковой. Пассажирское движение осуществлялось до станции Олонец, а станция Мегрега была грузовой. К концу 72 года пути продлили до станции Лодейное Поле, что находится на линии Санкт-Петербург - Мурманск. На фото четная горловина станции. Справа виден разобранный путь.



12. Стрелочный пост в четной горловине. Видно, что он эксплуатируется. Все стрелки на станции ручные. Дальше начинается перегон Олонец - Ильинская. Самое примечательное, что на нем еще используются семафоры и жезловая система!!! Прям заповедная ветка!



13. Вид на станцию.



14. Путевое развитие в южной горловине. Путей на станции три. Крайний левый, тот что уже разобран, являлся ранее началом разворотного треугольника для паровозов.



15. На табличке с обратной стороны надпись "остановка локомотива".



16. Эта ветка отличилась еще тем, что она была последняя в СССР, а потом и в России, где на регулярной основе эксплуатировались паровозы! Пассажирские поезда под паровозной тягой перестали курсировать в 1986 году, а грузовые, в это трудно поверить, но в начала 90-х!



17. Скорее всего здесь ранее был сбрасывающий остряк.



18. Ниже фотография сделанная в 2006 году примерно с того места, где я сейчас нахожусь. На ней запечатлен тепловоз М62-1501 1974 года выпуска и паровоз Эу683-32 1929 года постройки. Если Машка уже давно списана и превратилась в гвозди, то паровоз до сих пор здравствует и работает в депо Московский-Сортировочный, эту станцию я показывал в посте о подъездном пути к заводу Вена. Тогда треугольник еще использовался.
Оринигал фото https://railgallery.ru/photo/141372/



19. Пройдемся и посмотрим, что осталось от треугольника. В самом начале просека сохранилась очень хорошо. Как написано в сети, рельсы здесь сняли в 2021 году. Всего на год я опоздал... Стабильность и до сюда докатилась... А ведь можно же сюда пустить туристический поезд под паровозной тягой, все для этого есть! Таких веток с семафорами, разворотными треугольниками и аутентичной атмосферой уже почти не осталось. Это дало бы хороший толчок для туристического развития этого района и небольших городков и поселков вдоль железной дороги, но рельсы пойдут на корпуса для танков и снарядов. У страны, к сожалению, другие приоритеты.



20. В глубине леса даже сохранились шпалы.



21. Кадр из бывшего тупика треугольника. По количеству растительности на бывших путях, у меня меня сложилось впечатление, что правую часть треугольника еще недавно эксплуатировали как тупик, а левую часть забросили намного раньше.



22. Хотя и здесь сохранились шпалы. А еще по обе стороны от меня этих шпал валяется огромное количество.



23. Среди шпал я нашел и основание для пикетных столбиков.



24. Выхожу обратно на станцию. В этом месте ранее была стрелка и ответвление уходило налево, там находился небольшой тупик, сейчас все разобрано и заросло.



25. Вид в сторону вокзала, туда мы пойдем на обратном пути.



26. Нечетная горловина. Здесь путевое развитие более масштабное. Запрещающий знак слева установлен в начале разворотного треугольника.  От второго пути, он крайний справа, отходит стрелка к кусту различных подъездных путей, на одном из них стоит еще один запрещающий знак.



27. Изначально я и подумать не мог, что тут увижу такую россыпь стрелок и рельс. Для начала я прогуляюсь прямо, потом покажу подъездной путь, что уходит направо, а на обратном пути уже исследую тот, что убегает в обратную сторону, на котором стоял запрещающий знак.



28. Домик стрелочника в нечетной горловине тоже обитаем. Раскидистые тополя в центре кадра выглядят, как будто покрыты инеем в жару - очень красиво и необычно.



29. За ними спрятался домик путейцев.



30. Вдоль всей станции стоят деревянные столбы с фонарями. Уверен, что вечером станция выглядит не мнее очаровательней, чем днем, а может быть даже и более.



31. На подъездном пути стрелка, накат есть на обоих путях. Стрелка в рабочем состоянии, лично проверил!



32. От правого пути отходит еще один, но на этот раз уже заброшенный.



33. Почти вплотную к путям примыкает грунтовая дорога. Между ней и железкой ранее находился еще третий путь, начала которого я показал ранее, сейчас от него остались только заросшие шпалы, на которых уложены кучки свежих шпал.



34. Справа за деревьями выглядывает промышленное здание 1976 года постройки.



35. Крайний правый путь когда-то заканчивался у грузовой рампы, на которой уложены различные шпалы. Рамп здесь две: одна для боковой погрузки, вторая для торцевой.



36. Какая летом красота!!! И ведь правду пел классик: "Лето - это маленькая жизнь".



37. Через метров двести пути обратно сходятся в один и за стрелкой начинается склад древесины.



38. Рельсы дальше тянутся вдоль штабелей леса еще метров на 500 примерно и заканчиваются тупиком. Площадка для складирования леса очень большая, объемы вырубки конечно пугают. Дальше начинается перегон Олонец - Лодейное поле. Мы туда еще заглянем на обратной дороге. Сейчас мы вернемся назад и покажу еще один подъездной путь.



39. Второй подъездной путь не тянется вдоль линии, а сразу убегает резко вправо.



40. Под железкой течёт безымянный ручей. Ну как течёт, скорее цветёт.



41. Вид в сторону станции.



42. Пересечение с грунтовкой, её продолжение мы видели у рамп.



43. Сразу после переезда стрелка. Ржавые рельсы уходят прямо, а путь с накатом уходит еще правее.



44. Этот путь тоже закрыт для движения, хотя он не успел сильно зарасти. Наверно его забросили совсем недавно. Габаритная рамка нам намекает, что тут тоже скорее всего грузили лес. Вел путь к тому промышленному зданию 1976 года постройки.



45. Хорошо тогда было... Лето, тепло, никуда не спешишь, гуляешь по железке черт знает, где в отличной компании... А после ты знаешь, что приедешь на берег озера, искупаешься, выпьешь, закусишь и будет еще тихий и душевный вечер...



46. После правого поворота рельсы изогнулись в левом повороте.



47. Вид в обратную сторону.



48. После поворота мы пришли в промзону города Олонец. По правую сторону расположились различные ангары, гаражи, множества грузовой и не очень техники, автосервис, склад щебня и т.д.



49. Старый советский склад. Могу очень долго любоваться этими зелеными дверьми с окошком. В голове всплывают картинки, что в какие-нибудь 80-е года к ним подъезжал тепловоз с вагонами, их открывали и грузили какие-нибудь ящики с продуктами например... Сейчас же они закрыты навсегда, но даже в таком состоянии мне они принесли приятные чувства.



50. Переезд внутри промзоны. В этом здании мне понравилось обрамление окон.



51. Одинокий фонарь над заколоченным окном. Когда у меня будет свой дом, найду такой и повешу у входа.



52. Там, возле гаражей, должен проходить заброшенный путь.



53. Этот путь также ведет на склад древесины только с обратной стороны. Здесь я показал все, пора вернуться на станцию и пройти в сторону платформы.



54. Мы на третьем подъездном пути, он закрыт для движения. Вид в сторону вокзала. Очередное негабаритное место.



55. Железка проходит возле складов с разгрузочными пандусами. Склады обитаемы, дороги вдоль них со следами шин.



56. Возле ангаров размещена какая-то строительная база. На территории горы песка, щебня, различные деревяшки и другие строительные материалы. Железка скрылась в траве справа. Мне показалось, что дальше от нее было еще ответвление влево, в самый центр стройбазы.



57. Вид в сторону нечетной горловины. Главный путь переложили на бетонные шпалы в промежутке между 2008 и 2011 годом.



58. Место где ранее была стрелка на тупиковый путь, что заканчивался у платформы. На нем до конца 90-х стол заброшенный снегоочиститель.



59. В кадре Олонецкий консервный завод. Это семейное предприятие местных жителей, выпускает различные консервы, от тушенки до паштета. Почитал отзывы, практически все положительные. Радует, что такие производства у нас есть! Хорошую тушенку нынче найти сложно. Заброшенный путь, что прошли ранее, проходит перед грузовым пандусом предприятия и заканчивается тупиком.



60. Еще один вид станции и промышленной зоны города Олонец. Расскажу немного про город. Город расположен у слияние рек Олонки и Мегреги. Первое упоминание о поселении на данном месте датируется 1137 годом, поэтому Олонец считается одним из самый древних городов Карелии. В 1649 году по указу царя была построена Олонецкая деревянная крепость, которая долгие годы служила форпостом в борьбе со Шведами. Неоднократно крепость горела, да так, что в 1672 году её пришлось отстраивать заново. После северной войны граница со шведами значительно отодвинулась от стен крепости, поэтому свою оборонительную функцию она потеряла. Окончательно была уничтожена во время очередного пожара в 1741 году. Во время своего правления Петр I неоднократно был в Олонце, который на тот момент являлся торговым и промышленным центром Карелии. Рядом с городом Петр заложил верфь и множество металлургических заводов. А еще царь очень любил приезжать сюда на лечение, местные воды и грязи славились своими чудодейственными свойствами. С середины 18 века статус главного города Карелии перешел к Петрозаводску, а Олонец постепенно превратился в провинциальный небольшой городок. После революции Олонец и земли вокруг хотели себе присвоить финны, но новая власть не позволила это сделать. Максимальная численность населения города была в начале 90-х, более 12 тысяч человек, сейчас около 7,5 тысячи. Олонец является городом с самым большим количеством карелов среди жителей, более 50 процентов, так же тут один из самых больших процентов финского населения.



61. Как я уже озвучил, в эту прогулку я был не один, со мной был коллега в панаме. Прививаем чувство прекрасного)))



62. Еще два служебных здания на платформе. После мы с коллегой простились со станцией и поехали обратно в лагерь, но по пути решили заехать еще в одно место.



63. Сколько раз я ездил в Карелию, каждый раз обращаю внимание на интересную раскраску стеновых панелей домов. У местных домостроительных комбинатов был тоже свой особенный стиль.



64. А заехали мы по пути к железнодорожному мосту через реку Олонка. Здесь же проходит шоссе в сторону города.



65. Вид в сторону станции. Слева виден прожектор на столбе, он когда-то освещал площадку для хранение древесины. Путь, что продолжался за вагонами, доходит практически до самого моста.



66. Мост на перегоне Олонец - Лодейное Поле.



67. Река Олонка, вид в сторону города Олонец. Длина реки 87 километров. Вытекает из озера Утозеро (смешно звучит), а впадает в Ладожское озеро. Река славится своим жемчугом. У такого прекрасного вида на Карелию я с вами попрощаюсь. Надеюсь вы от прогулки получили такое же удовольствие как мы с товарищем. До новых встреч!



Дата прогулки август 2022

железная дорога, история, прогулка, заброшенная железная дорога, подъездные пути, Ленинградская область, подъездной путь, Карелия

Previous post Next post
Up