Приветствую всех в заключительной части постов про станцию Ржевка. По техническим причинам пришлось разделить повествование об этом подъездном пути на две части, как бы мне этого не хотелось, но в наше время особо не выбираешь... Пошли дальше!
1. Прошлая часть прогулки завершилась у переезда с Приютинской улицей, здесь я и начну сегодня. Эту часть маршрута я прошел еще в сентябре 2016 года. Рельсы по другую сторону от переезда уже отсутствовали.
2. Постепенно железная дорога взобралась на высокую насыпь. Осенние краски вокруг только начинают проявляться. Здесь пару лет назад велодорожку уже сделали. Теперь здесь вместо стука колес шуршат велосипедные покрышки.
3. Любуясь отличными видами с насыпи, я дошел до еще одного моста через реку Лубья. Отрадно, что ему дали вторую жизнь, проложив велодорожку. Теперь хорошими видами может любоваться большее количество людей, а не только такие жд-туристы, как я.
4. Мост очень капитальный. Вот раньше, такой мост построили на подъездном пути, а сейчас вообще не прокладывают новых подъездных путей, даже без необходимости таких вложений.
5. С моста, за долиной реки Лубья, видна Дорога Жизни и её мост над речкой.
6. Сбоку поросли мхом бетонные пролеты. Интересно, их лишние сюда привезли или хотели расширять мост?
7. Изгиб реки под мостом.
8. Железная дорога даже без рельс имеет свою неповторимую ауру.
9. Шпалы и молодые ели...
10. Следы железки дальше исчезают, т.к. всю насыпь срыли. Идти дальше очень грязно, обойду с другой стороны.
11. Вид с обратной стороны. Здесь строится ЖК Всеволожский штиль. Прошло уже 7 лет, а он всё строится...
12. После стройки следов от железки почти не осталось, только несколько шпал нашел в траве.
13. Прохожу мимо гипермаркета Лента. На месте путей аккуратно растет трава.
14. Бывший переезд с улицей Культуры. Рельсы уже полностью демонтированы. О том, что здесь когда-то ходили поезда напоминает только старый ржавый знак на столбе. Вид в сторону Питера.
15. После бывшего переезда в земле опять появляются шпалы.
16. Местами они выдернуты из земли. Для чего?
17. Всеволожск очень зеленый город, несмотря на то, что находится в нескольких километрах от Питера. Здесь в центре города большие лесные массивы, огромные сосны растут вдоль центральных улиц. Уютно по нему гулять и ездить по каким-нибудь делам.
18. Но от действительности не уйти... Мусор наши жители сваливают где попало, да и администрация ведет политику "спили дерево, а потом подумай". Рубят под всё, что захотят... Парковка, магазин, новый комплекс. За последние несколько лет тут много, что поменялось и не в лучшую сторону.
19. Бывший переезд с Межевой улицей. Рельсы еще выглядывают из под асфальта. Сейчас здесь велодорожка.
20. Справа за шинкой находиться котельная и я был удивлен, что не увидел подъездного пути к ней. Раньше, мне кажется, к каждой котельной старались дотянуть путь, а тут он в сотне метрах и не стали этого делать.
21. Слева когда-то был финский магазин К-руока, сейчас импортозамещение в силе, его заменили второй лентой.
22. О чудо, за магазином начинаются рельсы!
23. Рельсы сильно заросли, но вдоль них проходит популярная прогулочная тропинка, а в паре метрах, правее, парковка жилого квартала. Как мило покрашены деревья, это придает особый уют месту.
24. Путь делает левый поворот, до этого он от переезда в Ковалево шел прямой линией. Рельсы тут сохранились дольше всех, т.к. вокруг слишком много глаз, чтобы их украсть.
25. От высоток железка ограждена живой, зеленой изгородью.
26. За погашенным светофором путь пересекает Дорогу Жизни.
27. Переезд был оснащен световой сигнализацией, а вот шлагбаумов не имел, что очень странно, для такой трассы. Переезд был полностью демонтирован в 2021 году.
28. У переезда еще несколько метров рельс сохранилось, а потом опять голые шпалы.
29. На данный момент еще не снесен пост дежурного по переезду и сохраняются светофоры с обеих сторон. Я читал, что у администрации есть планы и сюда продолжить велосипедную дорожку, очень надеюсь, что они додумаются не сносить пост и светофоры, а оставить их как напоминание о прошлой жизни этого места. В домике можно сделать кафе или просто место отдыха, а в светофоры можно вставить лампочки, чтобы они всегда светили и несли железнодорожную романтику в массы.
30. Отдаляюсь от шумного шоссе.
31. В этом месте ранее существовал небольшой разъезд, буквально метров 100. Второй путь проходил справа походу моего движения.
32. После разъезда шпалы уже сняты.
33. Дальше по песку и просеке я не пошел. Интересный момент из истории: справа от дороги, в начале 20 века, было озеро. Владелец этих земель Василий Всеволожский сделал его искусственно, построив дамбу на небольшом ручье. Озеро разлилось очень большое, жители города здесь купались, ловили рыбу и катались на лодках. Во время войны дамбу сломали и озеро исчезло.
34. Так это озеро выглядело с противоположного берега. Железную дорогу потом проложили на месте деревьев. Фотография 1914 года.
35. Последний раз я использую машину времени в этой прогулке. Май 2020 года. Разрытая часть подъездного пути с обратной стороны. Вид в сторону станции.
36. В этот раз я на прогулке не один, со мной был велосипед, поэтому смог проехать большое расстояние.
37. Развилка, когда-то здесь была стрелка, точнее несколько стрелок. Путь расходился на три или даже на четыре. Основной был крайний справа.
38. КПП полигона, здесь же когда-то сидел дежурный по переезду. Слева на постаменте написано, что это Ржевский испытательный полигон министерства обороны, ведутся стрельбы, проход закрыт. Белый столб - остатки от шлагбаума железнодорожного. Количество собачек на квадратный метр зашкаливает, но они добрые. В будке сидит бабка (не очень добрая) и подозрительно поглядывает на меня, но не препятствует моему проходу на территорию. Справа видна часть Колтушского шоссе.
39. За КПП сохранились двое железнодорожных ворот, через них подавались вагоны к асфальтному заводу. Работал завод примерно до 2004 года, на территории было еще путевое развитие. До 2006 года за забором сохранялся тепловоз, что обслуживал его.
40. Перед воротами еще видны шпалы.
41. Едем дальше по главному пути вдоль забора.
42. Въезд на территорию асфальтного завода. Землю можно арендовать.
43. Здесь заканчивается Колтушское шоссе. Справа ЖК Земляничная поляна и паркинг при нем. Этот район города называется Кяселово, по названию деревни, что тут располагалась еще с 18 века. Дорога вдоль паркинга дальше идет в глубину дачного массива, а грунтовка за остановкой это бывшая железная дорога. В этом месте имеют конечную остановку несколько местных автобусов. Сейчас на дворе май месяц и здесь очень пустынно, вам и не представить, какой ужас здесь твориться летом в жаркую погоду. Вся дорога заставлена машинами в несколько рядов, остановка буквально утопает в мусоре, автобусам не проехать, да и местным жителям не позавидуешь, до дома не доехать, толпы людей под окнами. Всё из-за карьера, что находится слева за зданием. Людям же надо где-то отдыхать и как-то охлаждаться, цивилизованных мест администрация придумать не может, вот и справляются как могут.
44. Карьер во всей красе! Берега песчаные, хоть и крутые, вода чистая и имеет яркий бирюзовый оттенок. Летом тут яблоку негде упасть! Хотя это территория полигона! Видите столбы? Это периметр, слева за кадром он двойной. Карьер начали разрабатывать в начале 90-х годов, сперва военные для своих нужд и нужд завода, а в начале нового века карьер продали частной фирме. И поехал песок отсюда составами на строительство дамбы, а закончили разработку где-то в 2011 году, тогда же и забросили железку.
45. Грунтовка на месте железной дороги. Да, немного трясет, зато не раскисает она по весне.
46. Дорога делает левый поворот. Природа вокруг пробуждается и пахнет летом!
47. Дорога ведет к дачным участкам. Дальше на пути заградительный шлагбаум, но дорожка и за ним утоптана, пользуется она популярностью у велосипедистов и любителей погулять по лесам, хоть и в зоне действующего полигона.
48. В какой-то момент я увидел тропинку уходящую через лес направо, а за деревьями блестела вода, я свернул со шпальной дороги.
49. Приехал я на берег озера Большого. У Финнов и Шведов это озеро называлось Pukeronjarvi, как и деревня, что находилась неподалеку. Летом, когда жарко и хочется искупаться, я не еду на карьер, что показал ранее, а стараюсь добраться до этого озера. Вода чистая, хоть и коричневая от ила, и теплая. Как хорошо после работы заехать сюда, окунуться и двинуть домой отдыхать. Повкушал я красоту под громкое кваканье лягушек, у которых видать в этот период сезон брачных игр и двинул дальше.
50. За моей спиной была яма, огороженная ленточкой с какой-то полицейской надписью, уже и не вспомню. Стремное место...
51. Вернулся на бывшую железку. В глубине леса деревья стоят еще совсем голые, но это и не так важно для хорошей прогулки, главное, что солнечно и тепло.
52. Основная туристическая тропа повернула направо, а просека от железной дороги уходит прямо. Я не типовой турист, поэтому еду в нужном мне направлении.
53. Справа увидел коробку разрушенного здания. Не знаю его назначение, но это уже точно одно из строений полигона.
54. Возле здания, на месте железки свежевыкопанные ямы. Что-то искали наверно опять металлокопатели. Еще я заметил, что рядом с основной грядкой шпал, в зарослях, были еще заросшие шпалы, возможно тут ранее был второй путь.
55. Еще одно строение на моем пути, на этот раз назначение больше понятно, это котельная. Здание явно техническое и за ним видно дымовую трубу, а из под него трубы коммуникаций уходят в глубину полигона. Внутри много различного мусора и старой мебели. Часть оконных проемов разрушено, хотя на некоторых еще сохранились деревянные рамы. На стене можно увидеть табличку "ответственый за противопожарную безопасность товарищ Сергеев". Возможно второй путь служил для нужд котельной.
56. Недалеко от котельной нашел это. Как? Откуда? Зачем? Так много вопросов и так мало ответов... Мне этот кадр навеял атмосферу Припяти...
57. Сразу за котельной, среди поваленных деревьев я увидел рельсы! Эту часть пути забросили намного раньше, чем часть до карьера, примерно в конце 90-х, удивительно, что они сохранились.
58. Клеймо на одном из рельс такое-же как и на сортировочной станции в начале - ДГЗ. Клеймо расшифровывается как Дзержинский Государственный Завод. Находится он в братской Украине, основан был в 1889 году. Сейчас это одно из крупнейших металлургических предприятий Украины, находится оно в городе Каменское( до 2016 года Днепродзержинск). В 1949 году заводу присвоено звание "лучший металлргический завод Союза"! После распада СССР комбинат продолжал работу вплоть до 2022 года. Проблемы с логистикой и поставкой сырья сделали свое дело. Дата на рельсе совпадает с датой прокладки железки - 1951 год.
59. Пробравшись с великом через бурелом я оказался перед еще одним КПП полигона. На этот раз в роли охраны не бабка, а военные с оружием. Слева, за забором из колючей проволоки, здание караулки, за шлагбаумом еще одно здание в виде проходной, а перед ним основная дорога полигона. Прямо перед моим выходом из леса, по ней проехал военный УАЗик. Вокруг все в камерах. Ходить, а уж тем более снимать, очень сыкатно... В нынешнее время я бы наверно вообще не рискнул.
60. У дороги стоит военный прицеп-цистерна. Первый раз вижу такую конструкцию. За ним груда военных ящиков.
61. Вокруг забора установлены ежи из металла. Железная дорога скрывается за воротами испытательной площадки Пугарево ржевского полигона. Эта часть полигона живее всех живых! На месте испытательной площадки, на старых шведских картах, указана деревня Pukero, а по русски это зазвучало как Пугарево. Сразу за забором уже видны сооружения испытательной батареи. Более подробно её можно изучить в этом фотоотчете, что я уже выкладывал в прошлом посте
https://kuleshovoleg.livejournal.com/394669.html . Железную дорогу сюда тянули для нужд обслуживания этой испытательной площадки, а уже позже от неё подвели пути к карьеру. Но я решил на этом свою прогулку не заканчивать, т.к. на нескольких картах показано, что железная дорога огибает всю площадку и возвращается обратно к карьеру, и я решил проехаться через лесок и посмотреть, так ли это.
62. Я немного вернулся обратно и напротив тропинки, в сторону озера, я повернул в противоположную сторону. Сразу на своем пути я встретил триангуляцтонную вышку. Долго обьяснять, что это такое и для чего, можете почитать
тут. Если постараться, то наверх можно залезть и увидеть всю панораму местности, но я со своей боязнью высоты, решил этого не делать.
63. Сейчас я кручу педали уже по Пугаревскому району города Всеволожска. Это наверно самый зеленый, тихий и безлюдный район города. Я бы вообще не стал относить его к городу, тем более, что он по сути находится в черте полигона. Кроме нескольких десятков небольших дачных домиков посередине леса, тут больше ничего нет. На окраине поселка возвышается кирпичная вышка на 4 этажа. В интернете ходят споры для чего она, мое же мнение, что с неё наблюдали за стрельбами. Тем более, что балкон, что виден на фотографии, расположен в сторону Пугаревской батареи, а на крыше была странная круглая металлическая конструкция. Кто знает, что это? Рассказывайте! Вход наглухо закрыт.
64. Рядом с вышкой ухоженная могила неизвестного солдата.
65. Дорога через лес вымощена была булыжником, это скорее всего еще следы жизни Шведов.
66. И я опять на берегу карьера. В прошлый раз я его снимал с противоположного берега, где виден светлый ангар, это территория асфальтного завода. До начала добычи песка, здесь был холм. Он был частью Румболовских высот и имел высоту левого берега. Когда началась масштабная разработка песка, экологи начали бить тревогу и официально признали открывшийся разрез памятником природы, склоны карьера представляли из себя позднеледниковые отложения. Но это никого не остановило. Теперь холм размазан узкой полоской в Финском заливе. Этот берег летом менее занят отдыхающими т.к. отсюда их часто гоняют военные, а еще крутой берег не позволяет комфортно пользоваться водой. В кадре есть еще один интересный объект, остатки радиолокационной станции.
67. От здания мало что осталось. Никакой его истории найти не удалось. Но выглядит оно на вершине берега очень монументально.
68. Доехал примерно до того места, где на некоторых картах заканчивалась железная дорога. Здесь за забором какое-то очередное здание, внешне все заросло, но заброшенным не выглядит. Сразу за ним проходит основная дорога полигона, а на ней очередной КПП. Возле КПП стоял военный Камаз и топтались вояки. Дальше в глубину я решил не ехать, поэтому не смогу сказать точно, существовало ли это продолжение.
69. Еду по берегу карьера, на котором находился завод. Еще в советское время рядом с заводом была лесопилка, возможно военная, все же это была закрытая территория. Какое-то производство связанное с деревом тут сохраняется и сейчас. Под колесами рыхлый асфальт оголяет старинную булыжную дорогу. Как же много истории и интересных объектов вокруг нас!! Надо всего лишь выйти из дома, отлипнуть от экранов телефонов и жизнь заиграет новыми красками!
70. Закончить эту серию постов я хочу возле железнодорожного пандуса, на котором еще можно найти старые деревянные шпалы. Использовали его возможно для погрузки песка. Вот так, прогулка начавшаяся в городе, на оживленной станции, в итоге привела меня в леса Ленинградской области с большим количеством исторических объектов и просто красивых мест. За эти шесть постов я показал, как одно и тоже место кардинально меняется за небольшой отрезок времени... Как поселки и холмы становиться военными батареями и карьерами, как через леса прокладывают железные дороги и возят по ним оружия, а через считанные года на этих же местах уже велосипедные дорожки. Все в нашем мире очень скоротечно, поэтому успевайте жить, видеть красоту вокруг себя и наслаждаться счастьем в моменте! Надеюсь было интересно! Удачи всем!
Ретрофотографии взяты с сайта
https://pastvu.com/Даты прогулки: 09.2016, 05.2020