Подъездной путь к заводу Светлана. Платформа Удельная.

Mar 07, 2023 11:06

Приветствую всех! На очереди еще одна прогулка с железнодорожным уклоном. Правда сегодня рельс будет не много, больше шпал. Есть в моем городе несколько бывших железных дорог, которые являются в какой-то степени культовыми среди жд фанов, увлекающиеся люди изучают их историю, находят старые фотографии и просто приезжают пройтись по тем местам, где когда-то стучали колеса. Сегодня я одну такую бывшую ветку покажу. Прогуляться по бывшей железке у меня получилось в октябре 2022 года, тогда я нашел место, где она когда-то отходила от станции и пошел в сторону завода Светлана, который эта ветка обслуживала. Уже после прогулки я понял, что повествование не будет полным без рассказал о станции, пускай и бывшей. Поэтому в декабре, того же года, я вернулся сюда и заглянул на платформу Удельная.

1. Прогулку я начну у вокзала платформы Удельная. Платформа находится в историческом районе Удельная, Выборгского района Петербурга. За моей спиной расположилось трамвайное кольцо, автобусная остановка и одноименная станция метро, что вместе создает крупный пассажирский узел на севере города. Вся площадь перед вокзалом закатана в асфальт. Огромная территория, не несущая никакого функционала, кроме как возможности стихийной парковки.





2. Слева от здания вокзала расположился зал для продажи билетов с турникетами для прохода на платформу. Зачем надо было строить новое здание, если рядом есть полноценный вокзал - мне не ясно. Перед кассами тоже пустырь, со следами бывших строений, несколько лет назад снесли торговые павильоны. Хорошее пространство, чтобы разбить уютный сквер на привокзальной площади. Белое здание на заднем плане туалет. За ним видно еще одно строение с навесом, это бывший склад станции, сейчас в нем магазины.



3. Интерьер вокзала. Все серое, скучное, типичный стиль РЖД.



4. Для того, чтобы посмотреть вокзал с другой стороны и походить по платформе мне пришлось покупать билет, кругом все в заборах. Станция Удельная была открыта в 1869 года на Финляндской железной дороге. Про эту линию я уже рассказывал в посте про станцию Парголово, что строили её финны, они же и обслуживали. Первоначально на станции было построено деревянное здание вокзала, по проекту Вольмера Вестлинга, оно просуществовало до 1914 года. В этот год на станции началась реконструкция, которая подразумевала под собой расширение количества станционных путей и строительство нового здания вокзала. Город тогда для нужд железной дороги не стал выделять новую землю, поэтому в процессе реконструкции был снесен не только вокзал, но и другие станционные постройки. За два года по проекту Бруно Гранхольма был возведен новый вокзал в стиле северный модерн. Здание уборной, что мне попадалось ранее, тоже было построено во время реконструкции. Вокзал является памятником архитектуры, но несмотря на это в него вставили пластиковые окна, а пару лет назад заменили оригинальные деревянные входные двери на пластик.



5. На стене вокзала весит гранитная доска, которая нам напоминает, что именно с этой платформы 9 августа 1917 года вождь бежал к финнам.



6. В сети можно найти кадры как выглядела станция до реконструкции и еще с деревянным вокзалом. На стене две таблички: на финском и на русском.



7. Напротив вокзала ветшают руины деревянного дома 1905 года постройки. Дом сгорел пару лет назад, очень жаль, интересная у него была архитектура, да и более чем вековой возраст имел ценность. А теперь же можно сделать классический кадр современного Питера, сгоревшая история и высотка на заднем плане. Как его не пытались замаскировать, правда все равно рвется на ружу.



8. Пока гулял по платформе, в сторону области промчалась дрезина. Линия в этом месте двухпутная. Я нахожусь на платформе в сторону области, платформу в обратную сторону видно вдалеке. Между ними расположился переезд на Скобелевском проспекте и еще подземный пешеходный переход, который ввели в эксплуатацию в 2016 году. Электрификация главных путей была произведена в 1951 году.



9. Вид в сторону Питера. Все станционные пути ранее располагались на этом месте. Путевое развитие станции после войны выглядело следующим образом: справа от двух главных путей, на месте забора, был боковой 4 путь, слева был 3 путь, их электрифицировали в 1973 году, но для работы с грузовыми составами под электротягой практически не использовали, на них отстаивались грузовые вагоны и проводились местные маневровые работы, а еще на них некоторое время загоняли электрички, которые на Удельной имели конечную остановку. Левее третьего пути был еще коротенький пятый, от которого начинался подъездной путь на завод и еще ответвление в сторону станционных складов. Ниже я покажу схему станции для большего понимания.



10. Очень ценный кадр нашел в сети, на нем запечатлена станция Удельная, с того же самого места, что и мой кадр выше, но в 1982 году, когда она во всю эксплуатировалась. На четвертом пути стоит состав из вертушек, такие составы и сейчас здесь часто встречаются, все же линия ведет в Карелию, где щебень с песком в большом объеме и добывают. Слева можно увидеть третий путь и начало пятого с частью подъездного к станционным складам. Именно в этот год открыли станцию метро Удельная и в графике движения поездов появились электрички с конечной остановкой на Удельной. Они использовали третий путь для отстоя, но не долго, через пару лет их отменили из-за низкого спроса. Можно сказать, что мы видим момент максимального расцвета станции.
Оригинал фото https://terijoki.spb.ru/railway/rw_udelnaya.php



11. Так как прогулка была не очень долгой и кадров у меня мало, я решил, что для читателя будет интересно посмотреть разные периоды жизни станции. Увидеть её зарождение, пик развития и забвение с уничтожением. Работа на станции начала угасать в начале 90-х, маневровых работ было все меньше и боковые пути какое-то время загружали отстоем электричек в несезон, но вандализм эту практику быстро завершил, тогда на боковые пути пригоняли ненужные грузовые составы на долгую стоянку. На рубеже веков завод Светлана отказывается от использования своего подъездного пути, а так как это был единственный грузовой потребитель станции, то и содержать её стало бессмысленно. Станцию Удельная консервируют. Но в таком состоянии она существует не долго, в 2003 году разбирают четвертый путь и убирают стрелки на главных путях. Боковые 3 и 5 пути еще какое-то время существуют, но и их через пару лет окончательно убирают и вместе с ними частично сносят грузовой двор. На снимке момент после разбора этих путей, шел 2006 год. Светофор на третьем пути еще сохранился. Номинально Удельная числилась станцией до 2013 года, не имея ни одной стрелки, после чего превратилась в остановочный пункт.
Оригинал фото https://parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=57400&LNG=RU#picture



12. Как и обещал показываю схему станции. Как видно по схеме, на станции было два тупика, в южной части третьего пути и в северной части пятого пути, практически возле самой платформы. Ветка №1 это подъездной путь к заводу, туда то я и направляюсь.
Оригинал фото https://terijoki.spb.ru/railway/rw_udelnaya.php



13. А теперь перенесемся в октябрь 2022, на дворе золотая осень! Я стою на месте третьего пути, вид в сторону платформы. Справа за забором можно разглядеть шпалы, это начало подъездного пути. И актуальные лозунги...



14. Вид в сторону Питера. Путь уложен бесстыковой, всю линию перекладывали перед запуском Аллегро, скоростного поезда Питер -Хельсинки. На данный момент отменен финской стороной и подвижной состав был списан в утиль.



15. Перелезать через забор мне не потребовалось, немного дальше в нем есть большая дырка. Самое начало подъездного пути и здесь же начинается прогулочная тропинка в Удельный парк. Этот же парк находится и справа за железной дорогой.



16. Погода в тот день была на удивление теплая для середины октября, гулять было одно удовольствие.



17. Вид в сторону станции. Справа видна часть Удельного проспекта.



18. Основание от светофора.



19. Ухожу все дальше в глубину района. Слева расположился стандартный сосед железной дороги - гаражный кооператив.



20. Тропинка пользуется популярностью у жителей района.



21. Подъездной путь имел малые радиусы кривых, поэтому завод не мог принимать вагоны с длинной базой.



22. Всегда, когда хожу мимо таких гаражей, мне очень интересно, что там внутри. В каких-то, возможно, стоит еще старенький москвиченок или жигуленок, а в каких-то полно ретро вещей. Вот бы порыться в них) Я не любитель барахла, но мне было бы интересно найти что-нибудь ценное и редкое.



23. Тропинка дальше раздаивается, направо уходит тропка в сторону парка, а прямо, немного в стороне от бывшей железки, дорожка вдоль гаражей.



24. Гаражи закончились, теперь слева тянется забор детского дома. Я как-то по-другому себе представлял забор такого учреждения. В листве можно разглядеть шпалы.



25. Часть из них земля отвергла...



26. Здесь когда-то было некое подобие жд переезда. Остались основания от шлагбаумов, столбики и даже бетонное основание на месте путей. Слева заканчивается улица Снежинская, а справа уже территория парка.



27. Следы железнодорожной инфраструктуры.



28. И не скажешь, что кадр сделан в 2022 году. Ощущение, что в таких гаражах время остановилось.



29. Я тебя слепила из того, что было. Прям герма в бомбоубежище.



30. За насыпью подъездного пути жилой дом, в народе такие называют Сталинка, за свой стиль и годы постройки. Год постройки этого дома 1957. Строили его с учетом соседства с железной дорогой, один из корпусов немного закруглен.



31. Исследуемый подъездной путь появился на картах в 1935 году, а окончательно был разобран в 2004 году. Исходя из состояния шпал, я делаю выводы, что они менялись во время его эксплуатации.



32. Жаль, что эта железная дорога не дожила до нашего времени, какие-бы потрясающие кадры здесь можно было сделать...



33. Еще одна тропинка в сторону парка. Давайте, немного расскажу про сам парк, ведь он тоже со своей историей. Еще при Петре I на месте парка выращивали корабельные сосны. В 1832 году открыли Удельное лесное училище и для практики учащихся выделили территорию нынешнего парка с другой стороны от железной дороги. Эту же часть парка включает в его границы только в 1930 году, когда он уже принадлежит Лесотехнической академии. В 1934 году ему дают название Челюскинцев. Во время Второй мировой по парку проходит тыловая линия обороны, в нем строят несколько бетонных огневых точек и большое бомбоубежище. Эти строения сохранились до наших дней. В советское время Удельный парк один из самый популярных мест отдыха горожан. Справа от меня, до начала двухтысячных, был парк аттракционов, но он не сохранился, хотя по традиции, летом некоторые аттракционы здесь все же устанавливают. С развалом союза парку вернули его историческое название - Удельный. А в 2013 году он был признан объектом культурного наследия.



34. Слева виден тот самый скошенный угол дома.



35. Из-за бетонного забора ужасает своим нынешним видом бывший ресторан Лесной. Был он построен в 1958 году и привлекал клиента своим местоположением, шикарной архитектурой в сталинском стиле и огромной открытой террасой. Фасадная часть представляет из себя ротонду с огромными колонами. В 2002 году его закрыли для ремонта, но ремонт сильно затянулся, а в 2010 здание сгорело. Так и стоит бывший ресторан, пугая отдыхающих пустыми глазницами окон.



36. Красивая аллея из молодых деревьев вдоль бывшего пути.



37. Делая этот кадр, я сильно боялся за свое здоровье, рядом со мной гуляла девушка с огромной собакой и эта собака очень подозрительно на меня смотрела, т.к. кроме меня рядом никого не было и я в глазах песика представлял угрозу для её хозяйки. Но мы все же мирно разошлись в разные стороны.



38. Ближе к проспекту Энгельса, в свежеопавшей листве я наткнулся на остатки светофоров. Еще пару лет назад их можно было тут увидеть, жаль, что не успел. В этом же месте была уложена стрелка и ус отходил левее, он был очень коротенький и заканчивался улавливающим тупиком возле самого тротуара.



39. Я дошел до жемчужины Светлановской ветки, переездного поста на проспекте Энгельса. Многие обыватели и водители, что проезжают мимо, даже не имеют представления, что это за заброшенное строение и для чего оно возводилось. Переездной пост был построен в 1953 году вместе со сталинкой на заднем плане, архитектором Гардеевой. Башня дежурного была выполнена в одном стиле с соседнем домом и представляли из себя единую композицию. Это самый красивый пост дежурного по переезду, что я видел. К сожалению, он был заброшен в момент разбора ветки. Сейчас, как видно на фото, его очень неспеша приводят в порядок, это конечно радостно наблюдать.



40. Так башня выглядит с проспекта. Переезд ликвидировали в 2004 году. До 2015 года возле тротуара сохранялись остатки шлагбаумов и светофоров. Что примечательно, шлагбаумы были ручные.



41. Еще один исторический кадр. Переезд на проспекте Энгельса в середине 50-х годов прошлого века. Интересен он был еще тем, что здесь было глухое пересечение железной дороги и трамвайных путей. Возле шлагбаумов была еще и трамвайная остановка, которая называлась очень логично - Пересечка. В начале 90-х остановку убрали.



42. Вид на противоположную сторону проспекта, туда где когда-то были корпуса завода Светлана, а сейчас типовые человейники. Давайте же узнаем историю завода, чем он занимался и в честь какой Светланы назван. Все началось в 1889 году, когда предприниматель Яков Моисеевич Айваз на Невском проспекте открыл мастерскую по изготовлению папиросных гильз, тех самых бумажек куда забивается табак. Дело его идет хорошо и к 1911 году Яков выкупает большой участок земли на Выборгской стороне и строит первый корпус будущего промышленного гиганта. В тот же год предприятие получает крупный оборонный заказ на производство различных механизмов. В 1913 году предприниматель выбирает новое направление для развития завода, он закупает в Германии патент на производство ламп накаливания, а в 1914 году завод отгружает первую партию лампочек с маркировкой Светлана, что оказывается является аббревиатурой от СВЕТовые ЛАмпы НАкаливания. К 1917 году завод Айваз один из крупнейших в Санкт-Петербурге! После революции завод национализируют и дают имя Светлана, а бывший директор эмигрирует во Францию. В 1920 году завод разделили на два отдельных предприятия: завод Светлана, на котором продолжился выпуск ламп накаливания и завод имени Энгельса, который производил различные промышленные машины и агрегаты. В 1928 году на заводе открывают новейшую лабораторию и благодаря ей, к 1933 году, Светлана становится основным научным центром советской электронной промышленности. До 41 года завод налаживает выпуск огромного количество различной промышленной электроники. Во время войны оборудование было эвакуировано в Новосибирск, но и на оставшемся оборудование цеха продолжают работать и выпускают электронику для армии и боеприпасы. Серое здание бывший корпус завода, сейчас там офисы, а красное здание слева, это вычислительный центр Светланы, который был построен на территории завода Энгельса, уже после слияния.



43. Продолжим про историю. После войны завод быстро набирает обороты, открывается особое конструкторское бюро и начинается выпуск деталей для рентгеновских аппаратов. В 1952 году происходит масштабная модернизация предприятия, после чего развитие пошло семимильными шагами! Светлана выпускает огромную номенклатуру электронных компонентов, транзисторов, полупроводников, оборудование для армии и космоса, а также множество товаров широкого потребления. В 1962 году Светлану и завод имени Энгельса объединяют в один, это был расцвет предприятия. В цехах завода создали первый отечественный микро ЭВМ и вообще Светлана делала упор на микроэлектронике, многое из созданного здесь было первым в СССР. После развала союза дела у завода пошли не очень... Часть корпусов были закрыты и сданы в аренду, объем выпускаемой продукции падал. Некоторые цеха и направления были выведены в отдельные предприятия, не многие из них долго просуществовали. В 1996 году завод Светлана стал поставщиком немецкого предприятия Heimann Systems, которое производит рентгеновские аппараты различных видов и дела опять пошли в гору. В 2008 году кризис подкосил завод, но он не закрылся, в лабораториях и конструкторских бюро продолжили разрабатывать и отдавать в производство новые изделия. Открылось новое направление по производству светодиодов. После 2017 года объем производства резко пошел на спад и большая часть завода была продана застройщикам. Сейчас от когда-то передового предприятия союза, состоящее почти из ста корпусов, осталась примерно четверть площади, при том часть сдается в аренду. В советское время у завода были свои пансионаты, детские лагеря, бассейн, библиотека, столовые, медсанчасть и т.д. Сейчас от этого всего ничего практически не осталась... Сайт завода нам говорит, что номенклатура выпускаемой продукции большая и постоянно расширяется и модернизируется, но написать можно все что угодно, а вот внешне видно совершенно другое... Снесенные корпуса и башенные краны. Надеюсь, что завод действительно еще работает и будет это делать дальше. В кадре строительство ЖК Светлановский, а в том месте, где видны ворота, ранее проходил подъездной путь.



44. Территория завода закрыта, попасть сложно, хотя я и не пытался, но мне стало интересно, что там осталось от железной дороги. Я начал искать фотографии в сети и вот что нашел. Фотография 1934 года, на ней запечатлён процесс строительства нового цеха, а рядом можно увидеть рельсы.



45. А это уже закат производства, фотография 2020 года, на заднем плане во всю возводят очередной суперкомфортный ЖК, а на переднем плане видны остатки железной дороги. У завода даже был свой тепловоз ТГМ23Б, но он работал только на территории завода, за ворота не выезжал, а вагоны на Светлану подавала Машка РЖДшная или на тот момент МПСовская.
Оригинал фото https://vk.com/photo-181067723_457241087?



46. Еще один участок сохранившегося пути, сейчас на этом месте во всю идет стройка. Кадр тоже 2020 года
Оригинал фото https://vk.com/photo-181067723_457240905



47. Путевое развитие на заводе было не сильно масштабным. На схеме завода, что когда-то весела внутри цеха, это видно. Прямой путь со стороны проспекта Энгельса шел прямо, раздваивался возле нескольких корпусов и заканчивался у котельной, а второй ус шёл через центр завода и было ответвление на территорию бывшего завода имени Энгельса.

Оригинал фото https://vk.com/photo-181067723_457239971?



На этом сегодняшняя прогулка подошла к концу. Удачи всем и до новых встреч!

Дата прогулки 10.2022.

Ретро фотографии с сайта https://pastvu.com

железная дорога, история, ЖД, прогулка, заброшенная железная дорога, урбан, подъездные пути, завод, подъездной путь

Previous post
Up