Часть первая -
https://lexei-a.livejournal.com/21680.html Как ни странно, с получением высшего образования, все становилось и менее радужно и намного сложнее.
Начать стоит с того, что очень и очень многие шли в ВУЗы не имея практически никакого представления ни о выбранной профессии, ни об условиях работы. Шли продолжать учиться, не так уж и важно куда, и оттянуть начало взрослой жизни. Так что потом очень многое становилось сюрпризом. Например, тот факт, что стартовые условия были сильно хуже чем после ПТУ и продвижение требовало сильно больших усилий, хотя, в перспективе и могло обещать многое. Но только могло, ни малейших гарантий, как у рабочих, тут не было и близко.
Хотя, в общем и целом, принцип - чем выше уровень завода, НИИ, ВУЗа, тем выше оплата и жирнее соцпакет, работал и здесь. Но, на начальном этапе, в сильно урезанном виде, по сравнению с рабочими.
Главною сложностью было то, что ИТР и служащим за добросовестную и качественную работу не платили, платили только за должность Формальные должности старшего и ведущего специалиста особых прибавок не давали. У учителей и врачей были доплаты за педагогический и медицинский стаж, тоже мало что дающие. У ИТР и служащих не было и этого.
Добросовестная, или халтурная, квалифицированная или неумелая работа на оплату не влияла вообще. Реально повышали благосостояние только два пути - серьезная карьера в сфере управления или науки. Эти пути требовали вписываться в жесткие схемы и (для научных работников) выполнения крайне замысловатых регламентов. Для амбициозных, энергичных и, что греха таить, циничных и неразборчивых в средствах, людей, такие варианты были возможными. Для тех, у кого с указанными качествами было хуже - почти невероятными. Не говоря уж, что хороший специалист вполне мог оказаться неважным управленцем или ученым, тут нужны иные способности.
У такой ситуации было два нехороших следствия.
Во-первых, в управление и науку, не видя других путей повышения благосостояния, массово пошли энергичные и амбициозные персонажи, не имевшие для такой деятельности ни малейших качеств. Естественно, вместо подлинной эффективности, им приходилось до виртуозности развивать таланты имитации эффективности и результативности. При этом, чем дальше тем больше, имитаторы выдавливали из системы реально эффективных и результативных, бывших для имитаторов крайне нежелательными конкурентами. У имитаторов было серьезное преимущество, им не надо было тратить время, силы и ресурсы на реальную работу. И этот процесс невозможно было остановить никакими контролями и утверждениями. Тем более, что среди контролеров и утверждающих тоже становилось все больше имитаторов. С большим трудом удавалось поддерживать эффективность хотя бы в ключевых точках (ВПК и т.п), на менее важные сферы просто махнули рукой.
Во-вторых, ИТР и служащие, осознав полное отсутствие стимулирования, логично решили, что тогда стоит поискать места, где работы почти не требуют, и массово пошли в многочисленные НИИОЧЕМ и подобные псевдоконторы. Там платили копейки, но можно было проводить время в бесконечных перекурах, чаепитиях и пересказывании анекдотов и сплетен. Именно такие учреждения показаны в рязановских "Гараже" и "Служебном романе". Они же были основными источниками рабсилы для овощебаз и "картошек". И именно они потом станут массовой социальной базой "перестройки". Оттуда же позже проклюнутся народные фронты и десятки политических "партий" и тусовок.
(При подготовке текста обнаружилось неожиданное. Фото реальных рабочих комнат служащих (клерков) 60-х - 80-х практически отсутствуют. Заводы, учебные заведения, конструкторские бюро, вычислительные центры, торговля, бытовые сцены - все есть, а служащих нет. "Служебный роман" чуть ли не единственное. При том, что в таких конторах работали миллионы людей.
Трудно сказать, что это должно означать, но, скорее всего, что-то должно.)
Те, кто все же хотел работать и заработать, чаще всего выбирали разнообразные окольные пути, коих появилось немало.
Часть врачей, например, особенно работающих в хороших клиниках, и умеющих не только лечить, но и вылечивать, быстро заработав авторитет и репутации, начинали активно заниматься получастной практикой. Она не приветствовалась, но и не преследовалась. Такие врачи еще и быстро попадали в систему неформального распределения (болеют ведь все) и становились вполне благополучны.
ИТР нередко забрасывали диплом и шли на рабочие должности, где зарабатывали вдвое и втрое. Формально это было запрещено, но практиковалось достаточно широко, рабочие были нужны везде.
Кто-то уезжал зарабатывать на Севера. ИТР там тоже котировались, особенно строители, горнодобытчики, механики.
Немало специалистов уходили в литературу, музыку, журналистику. Куда угодно, лишь бы была возможность осмысленной работы и заработки.
Ну и конечно в шоколаде были специалисты в сфере торговли и обслуживания.
Добросовестно работать в слабооплачиваемых отраслях оставались подвижники. Их, кстати, тоже было не так уж и мало, особенно в педагогике и медицине, но, все же, явное меньшинство.
Появилось и еще одно явление - неформальные карьеры на базе хобби и увлечений. Причем выяснилось, что активность в сфере коллекционирования, разведения домашних животных, кустарных производств, иногда даже в художественной самодеятельности, может давать неплохие доходы. А "звезды" в своих сферах еще и пользовались немалым авторитетом и возможностями. Такая деятельность, если не зарываться особо, была совершенно легальной. А для тех, кто сумел забраться под крышу какой-нибудь общественной организации, могла быть и поощрямой. Неформальная карьера высшего образования не требовала, конечно, но занимались ей большей частью именно ИТР и служащие. Просто потому, что тратить силы и время на работу было не нужно. Рабочим было сложнее, им все же работать приходилось.
Удивительно, но сфера получастной деятельности в СССР была очень даже немалой, но об этом в двух словах не расскажешь. Причем в ней (если видеть края) была еще и невероятная сегодня свобода. Ее ведь официально не существовало, соответственно она и не регламентировалась никак. Ни налогов, ни требований, ни ограничений - ничего. Гуляй, рванина.
Почему с выпускниками ВУЗов сложилась такая странная ситуация, сказать сложно. Можно, абсолютно гипотетически, предположить, что в конце 40-х - 50-е. были некие планы и программы масштабного научно-технического и социально-культурного рывка, под них и создавалась продвинутая система высшего образования. Позже от планов отказались, и они были забыты. А система образования продолжала бессмысленно и в никуда выпускать миллионы ненужных специалистов, обрекая их на неизбежные разочарование и неудовлетворенность.
В целом, и с ВО можно было неплохо, в материальном отношении, устроиться, в соответствии с личными предпочтениями. Хотя и с большими сложностями, чем без него.
Беда, что выбор был очень неприятный. Честная работа за копейки, или откровенное стремление к заработкам, без других смыслов. Совмещать, увы, удавалось очень немногим.