То, что Кольский залив и вообще северное побережье Кольского полуострова, в силу подогрева Северо-Атлантическим течением, имеют сравнительно теплый, для своей широты климат - давно и широко известный факт,
удивительным было на своей шкуре ощутить, как достаточно резко холодает по мере удаления от моря. От комфортных -3 -5 на побережье, до -17-20 в саамской деревне Самь-Сыйт температура упала за час езды на автобусе.
Начало отчета о поездке в Мурманск тута В 110 км от Мурманска, между Оленегорском и поселком Ловозеро находится саамская деревня Самь-Сыйт. Это этнографический музей под открытым небом. Здесь можно познакомиться с традиционным бытом и условиями жизни саамов, живущих в центре Кольского полуострова, попробовать блюда саамской кухни, пообщаться с прирученными оленями (
Ссылко).
Да, зайцев там полно и свободно бегают и по территории и по лесу!
С одной стороны, посещение этой деревни состояло из стандартнейшей туристической программы, зоопарк, всякие вроде как национальные фишки, катание на оленях, угощение опять же национальной едой и прочие приколюхи. С другой, это мне уже достаточно приелись всякие посвящения в казаки, что-нибудь кавказское и вообще южное, и северная экзотика оказалась весьма и весьма оригинальной!
Арктический песец
Ну и куда ж без оленей...
Всей группой поклонились местным идолам, пожаловались на жизнь, помечтали, ну и все остальное прочее.
Вроде как в таких чумах саамы зимы зимовали
День получился очень насыщенным. Мы арканили оленей, играли в футбол...набитой заячьей шкурой, сначала катались на снегоходе, потом нас катали на оленьих упряжках...в общем компания и набегалась и нагулялась, надышалась чистым лесным воздухом, и даже мороз уже перестал ощущаться. В общем, было не до фото, к тому же, у идолов разрядился фотоаппарат, и остался только телефон, на что саам с неаутентичным именем Александр ответил, что так захотели идолы.
Немного фото отмерзших и едем дальше. Большому чайнику на печке по легенде 700 лет.
Больше всего в Мурманске нас всех потрясли атомные ледоколы. Это же сверхэкзотика из экзотик. Стальные громады, исполины и хозяева северных морей...Честно говоря, я даже не мечтал попасть на ледокол, и вообще представить себе не мог, что поеду в настоящую Арктику, чтобы своими глазами увидеть и ступить на палубу
легендарного Ленина, который вот уже почти 30 лет стоит на вечном причале в Мурманске...
До чего же большущий этот стальной борт...грузовая марка на форштевне говорит о том, что ниже ватерлинии еще 9 метров Ленина.
И ведь памятник, не памятник, а все серьезно!
Атомный ледокол "Ленин" был первым в мире, поэтому он создавался как витрина Советского Союза, как демонтрация технологий и возможностей огромной империи. Всюду роскошь, натуральное дерево, кожа, все внутренние помещения выполнены в едином дизайне, с прицелом на то, что на его борту побывает множество отечественных знаменитостей и иностранных гостей, фото с которыми сейчас украшены внутренние помещения актового зала ледокола.
(Отсюда) (Отсюда) И вот, даже сейчас просторная кают-компания атомохода используется для различных публичных мероприятий: на фото гендиректор МАГЭ Г.С. Казанин и его зам В.С. Будаговский и много других важных дядек.
В каждой даже малой вещице на Ленине веет мощью и понументальностью
Даже этот радиоприемник в стене и то обшит деревом, ухожен и, наверняка, в рабочем состоянии. Идешь по коридорам и чувствуешь себя в фильме не меньше чем про Титаник, настолько внушительны роскошные лестницы, балясины, перила...и вождь мирового пролетариата на каждой палубе указывает путь в светлое будущее.
(Отсюда) zhootЧасть внутренних помещений судна переоборудованы в экскурсионные залы, с интерактивными досками с массой интересной информации...
Далее поднялись на мостик.
Пятиэтажки с мостика Ленина кажутся игрушечными.
Машинные телеграфы каждого из трех гребных винтов судна.
И очень скромный штурвал огромного ледокола...
Короткий визит в каюту капитана.
Святая святых исполина...его мощное насыщенное и даже перенасыщенное наукой сердце...реакторная...закрытая со всех сторон толстенными стенами и переборками, обзор на сам реактор возможен только через два маленьких окошка с ооочень толстым стеклом.
Само собой, что в реакторной манекены.
На фото выше - только видимая часть реакторов, основная начинка внутри.
Сейчас на судне реакторов нет. Судно на плаву, но может только буксироваться.
А это макеты урановых стержней.
По словам нашего экскурсовода, на Ленине и других атомоходах работали целые поколения: деды, отцы и дети, и никто не страдал от онкологии и других проявлений воздействия радиации, то есть, система безопасности для команды судов разработана грамотно и по сегодняшний день (тьфу-тьфу-тьфу) работает исправно.
Одна из 4-х турбин судна, которое по всем правилам должно называться "Атомный турбоэлектроход". Турбина питает генератор электроэнергии, который, в свою очередь, питает и электродвигатели гребных винтов и все остальные электрические потребители судна.
Ленин - это Мощщщь
Так или иначе, а "Ленин" - это музей, и попасть на него можно абсолютно спокойно, заплатив денежку за экскурсию. В сети есть много фотоотчетов об экскурсии на Ленин, и у многих качество фото куда лучше моего:)
Нам же выпала уникальная возможность посетить действующий атомоход
Ямал...уникальность ситуации состоит в том, что "Атомфлот" - предприятие закрытое и имеет строжайший контрольно-пропускной режим, на территории предприятия нельзя фотографировать, все вещи досматриваются, все, абсолютно все: от нас, до сотрудников проходят контроль строже чем в аэропортах, каждый проходит исключительно по пропуску через закрывающийся с обеих сторон шлюз, пол которого...это весы, чтобы контролировать принес или унес что-либо посетитель. Нам повезло, вопрос о посещении Ямала решался в высшем руководстве МАГЭ и Атомфлота, благодаря чему, на протяжении всего посещения предприятия мы чувствовали себя избранными...на предприятии высочайшая секретность, за нами попросту всюду следили, экскурсию проводили старший помощник и старший механик, капитан же молча ходил следом и не спускал глаз...куда бы мы не заходили, сразу же закрывались вахтенные журналы и другие документы. С момента нашей посадки в автобус Атомфлота и до момента высадки из него с нами был сопровождающий, он же фотограф, и кто его знает, кто он еще...собственно, все фото - его авторства.
На мостике атомного ледокола "Ямал"
Вах! Садысь пракачу!
Уникальнейший момент из всей уникальной ситуации, рядом Ямалом стоит
ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (фото с мостика Ямала), что еще раз подчеркивает закрытость предприятия и наше крайнее везение.
Где-то в закоулках машинного отделения. Слово старшему механику.
В действующую реакторную нас уже не пустили, но взглянув быстро в иллюминатор, могу сказать, что она аналогична той, что на Ленине. В целом обстановка на судне скромнее, более так сказать рабочая, это касается и отделочных материалов и оформления и декора внутренних помещений.
В общем, коротко, быстро, но все равно сплошные восторги. На прямой вопрос капитану о работе он ответил, что гидрологи, метеорологи, океанологи, геологи и прочие им не нужны. Сейчас всех, кроме непосредственно управляющей судном команды, заменяют или автоматические гидрометеорологические станции, или спутниковая непрерывная спутниковая связь с берегом.Ну, и потихоньку нужно закругляться. Пройдемся по городу:
Мурманск - небольшой, молодой, но географически, и, наверное, геополитически очень интересный город, хотя и чувствуется в обшарпаных панельных пятиэтажках изрядная доля депрессивности. За неделю, что мы ездили по городу, я видел только 1 строящийся новый жилой комплекс, и то почти случайно и тогда, когда специально вглядывался в окна, в остальном впечатление, что жилой фонд то старый и почти не обновляется...
Очень мне понравился Мурманск ночной. Проблема как в Новосибирске: мало светового времени, только в Мурманске около 40 дней в году Солнца нет вообще, соответственно, по ночам город ярко освещен.
Та же площадь пяти углов
А из этого окошка гостиницы, сразу справа от окон видны мачты и надстройка Ленина.
Закатная панорама Мурманска с Зеленого мыса, самой высокой сопки города
На ней и стоит мемориал Защитникам Советского Заполярья (Алеша), один из самых больших памятников в России.
А таким Алеша наблюдает Кольский залив с 1974 года.
Фрагмент ходовой рубки АПЛ К-141 "Курск".
Мурманский морской биологический институт (для тех кто в теме).
Спасибо организаторам нашей стажировки за шикарную гостиницу "Арктика" (Азимут отель)
Всей нашей компании Мурманск очень понравился (еще бы, не работали же), было немного грустно прощаться в аэропорту.
Еще раз большая благодарность руководству и сотрудникам МАГЭ, которые проводили с нами массу времени, каждому участнику нашей небольшой, но сплоченной группы стажеров, а также Федеральному агенству по делам молодежи - "Росмолодежь" и его самому важному сотруднику - Анне Аперян, без которой всей этой поездки не состоялось бы.
ФотоальбомP.S.:
Из самолета видны карьеры в предгорьях Хибин, самих Хибин не видно - под облаками...P.P.S.:
Борщечка с салом и чесночком я таки навернул :)