Кризис власти. ПФ РФ.

Jun 29, 2024 12:35


1. Пенсионный фонд Российской Федерации

В 2020 году Россию и мир накрыла пандемия коронавируса. В конце марта в субъектах Российской Федерации стали вводить "режимы самоизоляции". В Москве граждан обязали "не покидать места проживания (пребывания)" с 30 марта 2020 года.

Огромной проблемой оказался тот факт, что абсолютное большинство российских организаций обязаны до 31 марта каждого года представлять в налоговые органы бухгалтерскую (финансовую) отчетность за предыдущий год и уплатить налоги. Этот же срок установлен для сдачи годового отчета в Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды.



30 марта 2020 года - понедельник. Как нетрудно догадаться, значительная часть организаций планировала сдать отчетность и уплатить налоги 30 и 31 марта. Первичные бухгалтерские документы хранились в офисах в бумажном виде и были недоступны работникам вне офиса. "Удаленная работа" из дома широко распространилась как раз после самоизоляции, для этого потребовалось весь документооборот перевести в электронную форму и подключить удаленные рабочие места к офисным программам. Запрет на посещение офисов 30 и 31 марта вынуждал многие организации серьезно нарушить налоговое законодательство с административной и даже уголовной ответственностью. Такое положение могло привести к массовому неподчинению указу, конфронтации населения и власти, хаосу в напуганном и растерянном обществе.

В этой ситуации российская государственная машина сработала на удивление быстро и разумно. 31 марта 2020 года Государственная Дума принимает Федеральный закон № 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором предоставляет Правительству Российской Федерации право в 2020 году издавать нормативные правовые акты, продлевающие сроки уплаты налогов и представления бухгалтерской отчетности. В тот же день закон одобряется Советом Федерации и вступает в силу с 1 апреля 2020 года.

2 апреля Правительство Российской Федерации издает Постановление № 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики", в котором предоставляет организациям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в связи с распространением коронавирусной инфекции, следующие меры поддержки:

- продлить сроки уплаты налогов на 3-6 месяцев (в зависимости от вида налога, пункт 1а),

- продлить сроки уплаты страховых взносов (пункты 1б и 1в),

- продлить сроки представления налоговых деклараций и расчетов по страховым взносам за I квартал 2020 года (пункт 3),

- приостановить до 30 июня 2020 года проведение выездных налоговых проверок, проведение налоговыми и таможенными органами проверок соблюдения валютного законодательства (пункт 4),

- установить, что: налоговые санкции за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 126 Кодекса, совершенные в период с 1 марта до 30 июня 2020 года включительно, не применяются, производство по таким нарушениям не осуществляется (пункт 7).

Статья 126 Налогового кодекса устанавливает наказание за "непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, …".

Эти быстрые и решительные действия власти тем более вызывают уважение, так как в этот момент государство остро нуждалось в деньгах из-за социальной поддержки населения и резкого увеличения бесплатной государственной медицинской помощи.

Однако последующие события вызвали вопросы.

В сентябре и октябре 2020 года Главные управления ПФР (Пенсионного фонда) по Москве и Московской области стали в массовом порядке составлять протоколы о совершении в период самоизоляции должностными лицами организаций административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.33.2 "Кодекса Российской Федерацией об административных правонарушениях". Статья 15.33.2 КоАП РФ устанавливает наказание за "непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок …".

Вероятно, Постановление Правительства Российской Федерации № 409 от 02 апреля 2020 года сильно раздражало некоторых высокопоставленных чиновников, и когда острая фаза пандемии была пройдена, они решили нейтрализовать льготы, предоставленные этим Постановлением. Ход мыслей этих лиц, похоже, был следующий:

- сроки уплаты налогов и страховых взносов, в том числе в Пенсионный фонд, напрямую продлены Постановлением Правительство, и с этим ничего не поделаешь;

- а вот сроки представления отчетности продлены путем отмены ответственности, предусмотренной статьей 126 Налогового Кодекса.

И здесь появляется лазейка для казуистики. Постановление освобождает налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов) от ответственности, предусмотренной статьей 126 Налогового Кодекса, но в Постановлении не указано, что оно освобождает должностных лиц налогоплательщиков от ответственности, предусмотренной статьей 15.33.2 Кодекса об административных правонарушениях.

Постановлением № 409 Правительство фактически признало, что до 30 июня 2020 года у многих организаций не было возможности: уплатить налоги, уплатить страховые взносы, представить отчеты в налоговый орган. Но из этого не следует, по мнению руководителей Главного управления ПФР по Москве и Московской области, невозможность предоставления отчета в Пенсионный фонд.

Правительство на эту "инициативу" Пенсионного фонда не отреагировало, суды привычно встали на сторону государственного органа. Хотя эти действия Пенсионного фонда дискредитирует государственную политику, обесценивают решительные и разумные действия правительства в период пандемии.

Эта история вызывает вопросы.

"Правая рука" власти не знает, что делает ее "левая рука"? Каждое министерство и ведомство в России ведет собственную независимую политику?

Или хаос в самом правительстве: в каждый момент крутит руль государственной политики тот, кто первый до него дотянулся?

В качестве анекдота приведем письмо Пенсионного фонда России от 17 апреля 2020 года № 11П-08-24/8051 "О применении финансовых санкций":

"Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с обращениями отделений ПФР по вопросу применения к страхователям финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ), за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, сообщает следующее.

Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" с 4 по 30 апреля 2020 г. установлены нерабочие дни.

В связи с этим на территориях субъектов Российской Федерации приостановлена (ограничена) деятельность отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей.

Соответственно, в случае непредставления страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период - март 2020 года, в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, необходимо учитывать следующее.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2019 г. N 11-П и пункте 4.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 г. № 12-П, по смыслу статей 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации, принципы презумпции невиновности и виновной ответственности, т.е. наличия вины как необходимого элемента состава правонарушения (и, следовательно, основания привлечения к юридической ответственности), выражают общие принципы права при применении государственного принуждения в сфере публичной ответственности.

При этом общепризнанным принципом привлечения к ответственности во всех отраслях права служит наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения (пункт 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 г. № 5-П).

Из указанных положений постановлений Конституционного Суда Российской Федерации следует, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Учитывая изложенное, полагаем возможным не привлекать страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, за нарушение срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период - март 2020 года.

Первый заместитель Председателя Правления Н.В. Петрова"

Но нам неизвестен ни один руководитель, который смог бы отстоять свои права и избежать штрафа, предусмотренного статьей 15.33.2 КоАП за несвоевременно сданный отчет в ПФР за март 2020 года, в том числе, обратившись за защитой в суд.

государство

Previous post Next post
Up