Басня о византийских рабах.

Jun 29, 2024 10:44


В государстве Византия жили рабы. Ну, и рабовладельцы, которые владели этими рабами. А управлял Византией Император - чудесный и богоподобный властитель. Его подданные говорили: "Византия - это Император, без Императора не будет Византии". Империя занимала огромную территорию в Европе, Азии и когда-то даже в Африке.



Император заботился о своих подданных. Все, что у рабов было, они получили от своего Императора. Денно и нощно благодарили рабы своего господина за еду и за одежду. На всех площадях империи были уставлены памятники Императору, с каждого здания смотрело его мозаичное изображение.

Жить бы рабам в такой прекрасной стране и радоваться, однако посматривали они на своих соседей и задумывались. А окружали Византию сплошь феодальные государства. И в Европе, и в Азии не осталось других рабовладельческих государств, везде - одни феодальные.

И доносились из-за границы слухи, что крестьяне там могли оставлять себе часть выращенного урожая и имели свое жилье. А ремесленники продавали свои изделия и оставляли себе часть полученных денег, оставшихся после уплаты пошлин. Заграничные купцы охотно рассказывали, что всякий человек на их родине свободен, что всякий человек там, если много работает, то непременно разбогатеет. А ведь очень хочется поверить в сказку, если твоя шея натерта рабским ошейником.

На площадях византийских городов надрывали глотки откормленные ораторы с честными лицами, рассказывая о несчастной жизни крестьян в других государствах: про "право первой ночи" феодала, про несправедливость судов, решающих все споры в пользу феодалов. Приводили они красочные и достоверные примеры несчастий крепостных крестьян: про норманнского барона, который засек до смерти крестьянина из-за пустяка, но был присужден судом только к штрафу, про запрет крестьянам собирать ягоды в королевских лесах под страхом мучительной смерти.

Но не могли рабы полностью разделить возмущение ораторов, так как  вспоминали они, что их женами и дочерьми рабовладелец мог воспользоваться в любое время без всякого повода, за их смерть рабовладелец не будет платить даже штраф, а лес они видели только издали - из владений своего хозяина. Поэтому даже самые тупые слушатели в глубине души не отказались бы оказаться в бесчеловечном феодальном королевстве. Но вместо этого они вместе с ораторами проклинали земляков, которым удалось туда сбежать.

Однако и феодальные государства поглядывали на Византию и ее богатства с большим интересом. Их ораторы на площадях своих городов лили слезы о несчастной судьбе бесправных византийских рабов. Их философы писали трактаты о праве каждого человека на личную свободу и об угрозе человечеству со стороны жестоких и безнравственных рабовладельцев. Их юноши нашивали на свою одежду кресты в знак сочувствия к страданиям рабов и мечтали освободить всех рабов на Земле. А феодалы прикидывали размер казны Императора.

Почувствовал византийский Император угрозу. Еще громче закричали неподкупные византийские ораторы, призывая византийцев вспомнить, что они потомки гордых римлян. Застрочили византийские историки ученые труды о Великой Римской империи. Вспомнили эпические победы римских легионов над полчищами варваров. Грандиозный успех увенчал историка, вспомнившего про древнеримские общественные бани. И все византийские ораторы, вслед за Императором, намекнули, что их соседи - неполноценные расы, некультурные и безнравственные по своей природе. Каждый независимый оратор искренне удивлялся, как можно переживать из-за рабского ошейника, а не гордиться тем, что его предки уже тысячу лет назад регулярно мылись в бане, в отличие от грязных, вонючих соседей-варваров, ни разу в жизни даже не умывшихся.

Некоторые ораторы даже осторожно осудили предыдущих императоров, позволивших злокозненным врагам разрушить великую империю, намекнув на слабохарактерность прежних властителей в отличие от единственного достойного Императора, который, несомненно, поднимет с колен Восточную Римскую империю.

И Император оправдал чаяния народа. Воспользовавшись феодальной междоусобицей и неразберихой в стане соседей, он внезапно напал на них и захватил значительную часть Балканского полуострова. Жемчужиной захваченных земель стала Греция - колыбель античной культуры и науки. Император лично выступил перед народом и рассказал об истории Византийского государства. О том, что Римская империя, чьей лучшей частью несомненно является Византия, сформировалась только после того, как вобрала в себя греческую культуру. А Византия - это греческие колонии, вошедшие в состав Римской империи. Греки и византийцы - один народ, а Византия только восстановила историческую справедливость, присоединив греческую территорию. И преступником будет тот, кто усомнится в этом.

Византийские ораторы подхватили тему, заданную победоносным Императором, и рассказывали на площадях трогательные истории о жителях Греции, встретивших византийских воинов с цветами в руках и со слезами на глазах. И о том, как горячо благодарили греки Императора за освобождение их от варварских славянских племен - драговитов, сагудатов, ваюнитов и смолян.

На какое-то время византийцы стали единым народом, искренне поддерживающим своего Императора, воодушевленным и счастливым из-за своей миссии по освобождению угнетенных братьев-греков.

Но, к сожалению, слишком много денег потратил Император на войну. И вновь выступил мудрый Император перед своим любимым народом. И рассказал про разные традиции византийского народа. Одни традиции - любовь к средиземноморской субтропической природе и беспрекословное повиновение властителям - скрепляют народ, позволяют сохранить государство, которым будут править Император и его приемники, а рабам и их детям позволят гордиться славной историей родины. Другие традиции - это пережитки прошлого, не соответствующие современной ситуации. Их надо пересматривать. Например, 14-часовой рабочий день у рабов. Эта традиция возникла давно, когда люди болели всеми болезнями и мерли как мухи. Сейчас медицина сделала огромный шаг вперед, благодаря мудрому руководству Императора, жители Византии стали жить дольше, чем раньше, а значит они стали здоровее. Поэтому теперь они могут работать по 16 часов в день. Император даже привел в пример соседей: многие из них на своих участках работают и больше 16 часов в день, да еще и всю семью к работе привлекают. После этой речи рабы стали работать по 16 часов в день. Видимо, они были согласны с мудрыми выводами Императора. Правда, их никто и не спрашивал.

После этого нововведения стихли восторги по поводу расширения империи, так как не осталось у рабов больше времени ни на проявление радости, ни на проявление горя, ни на что, кроме тяжкого рабского труда. Но злокозненные советники императора стали нашептывать ему о недовольстве рабов своей участью, об их сочувствии к иностранным государям и вражеским армиям. Может быть и вправду рабы стали мечтать о том, чтобы их освободили сладкоречивые феодалы?

Долго ли, коротко ли пришлось ждать, но собрали феодальные королевства огромную армию, нарисовали рыцари на своих доспехах кресты и пошли в четвертый крестовый поход на Византийскую империю. Разгромили они армию Императора, разрушили и разграбили города. Военачальники и знатные феодалы набили повозки золотом, серебром и драгоценностями, накопленными императорами и рабовладельцами. Рыцари попроще не гнушались любыми вещами, которые можно было продать даже за самую мелкую монету.

Ушли освободители из разоренной Византии, не оставили ни домашней утвари, ни орудий, ни семенного зерна. Шли они домой счастливые и тащили за собой телеги полные добра.

Растерянно стояли рабы на пепелище. Пришел в Византию голод. Одни рабы стали жалеть о прежних временах и говорили: "Все-таки император о нас заботился и, хотя не досыта, но нас кормил". Другие говорили: "Феодалы хотели нам добра, а без голода и нищеты все равно не получилось бы". А феодальные ораторы говорили: "Все их несчастья от того, что они не умеют пользоваться свободой", и сочувственно качали головами.

Мораль этой басни в том, что жизнь - не сказка, ни добрый царь, ни заморский сказочный богатырь не сделают тебя счастливым, счастливым себя ты можешь сделать только сам.

басни, общество

Previous post Next post
Up